Любимый танк Адольфа Гитлера стоимостью в десятки миллионов долларов ржавеет и растаскивается по частям
Охота на «тигра»
Шумиха вокруг проржавевшего гитлеровского монстра началась после того, как Дмитрий Аяцков напрочь отказался возвращать сей экспонат в Истринский музей боевой техники, где он одолжил танк весной 2001 года. Тяжба между регионами тянулась несколько лет. Губернатор Подмосковья Борис Громов и его не менее влиятельный оппонент Аяцков тянули нацистскую игрушку каждый к себе. Ситуация до боли напоминала драку в песочнице. Писали об этой сваре много, вот только о предмете спора все постепенно забыли. А предмет этот между тем влачил весьма жалкое существование.
На полузаброшенном полигоне уникальную технику попросту уничтожали
Музейная, но полная передряг жизнь «Тигра» началась в 1973 году, когда танк обнаружил в подмосковном болоте поисковик Юрий Никитин. На окраине заброшенного полигона в Нахабине, по стволы увязнув в тине, стояли пять американских «Шерманов», тяжёлый «Тигр», полуразбитая «Пантера», а также несколько старых советских танков. «Тигр», как выяснилось, привезли на полигон прямо с Ленинградского фронта, из-под деревни Синявино. Никитин сразу понял, что наткнулся на клад: немецкий супертанк в то время был только в одном музее, в Кубинке. Считалось, что прочие «Тигры» попросту не уцелели.
Однако ещё до начала работ по извлечению находок из болота руководство полигона поспешило выразить своё, мягко говоря, странное отношение к музейщикам. Машины взорвали, а разодранную броню сдали на металлолом. Чудом удалось сохранить только три машины — «Тигр» и два «Шермана». Игорь Усаневич, будущий директор подмосковного бронетанкового музея, организовал молодёжь города Истры: студенты вырыли в замёрзшем болоте вокруг уцелевших танков траншеи, замостили бревенчатые настилы, вытянули махины из топи, погрузили их на платформы и отправили в Снегири. В последующие 30 лет попыток установить фронтовую биографию музейного «Тигра» не предпринималось. Даже несмотря на то, что и по косвенным признакам можно было ожидать сенсации.
Фюрер требовал, чтобы секретное оружие вермахта не попало в руки врага
Всё дело в том, что на ленинградском направлении немцы использовали «Тигры» лишь один день — 21 сентября 1942 года. Следовательно, найденный танк — один из тех шести «Тигров», что были бездарно подставлены под огонь наших войск в сентябре на дороге Мга — Синявино. Если быть совсем точным, их обстреляла первая батарея 1225-го гаубичного артиллерийского полка. Это небезызвестное событие живо передано в воспоминаниях рейхсминистра вооружений и боеприпасов Третьего рейха доктора Альберта Шпеера и генерала Гудериана. По их воспоминаниям, ситуация складывалась таким образом: на рассвете шесть «Тигров» в сопровождении одного лёгкого танка Т-III двинулись от станции Мга по узкой дамбе, проложенной по болоту, и машины были лишены возможности маневрировать. Более того, лёгкий танк пустили во главе колонны. В итоге не успели немцы приблизиться к нашим позициям, как головной T-III был подбит и загорелся. «Тигры» пытались развернуться, при этом один сполз с насыпи и застрял. Один из снарядов, пущенный талантливым наводчиком, угодил в замыкающий «Тигр» командира роты. Мотор заглох, экипаж спешно бросил обстреливаемую машину. В течение считанных минут были подбиты и супертанки, попавшие в классический капкан. Вытащить с поля боя из-под огня гаубиц их было невозможно.
Гитлер, как утверждает Шпеер, лично следил за ходом боевого крещения новых танков и требовал ежечасно докладывать о ходе сражения. Узнав о позоре дебютантов, фюрер пришёл в ярость. Он потребовал, чтобы секретное оружие вермахта ни в коем случае не попало в руки противника. Четыре танка немцы действительно взорвали ночью, но до этого два «Тигра» были отбуксированы в наш тыл при помощи тракторов. Один из них и доставили на полигон в Нахабине. Кстати, именно этот агрегат сыграл важную роль в разгроме немцев на Курской дуге. Наши конструкторы изучали его очень кропотливо, и в результате к лету 1943 года советскому командованию стали досконально известны боевые характеристики вражеских супертанков.
По ценности истринский танк не уступает розовому «Кадиллаку» Пресли
Впрочем, по мнению исследователей, нахабинско-истринский «Тигр» ценен не только этим.
На этот счёт есть сразу два авторитетных мнения поисковиков, специалистов по технике военных лет — ныне покойного Сергея Цветкова, руководителя группы «Экипаж», и Юрия Смирнова, главы Союза поисковых отрядов России. Они пришли к выводу, что данный танк — очень редкая модификация, так называемый африканский вариант. Ну а если сопоставить два факта — эту самую модификацию и место его гибели, — можно сделать вывод: уцелевший «Тигр», в сущности, не уступает по ценности знаменитому розовому «Кадиллаку» Элвиса Пресли. Ведь это, по всей видимости, эксклюзивное творение доктора Фердинанда Порше, любимый танк Адольфа Гитлера.
В подтверждение нашей версии приведём одни лишь факты. Создать новый тяжёлый танк к лету 1942 года Гитлер поручил двум фирмам — «Хеншель» и «Порше-КГ». Оба варианта были привезены ко дню рождения фюрера в Винницу. Гитлер осмотрел их в своей ставке «Волчье логово». Доктор Порше пошёл довольно замысловатым путём: его «Тигры» имели по два 10-цилиндровых дизельных двигателя воздушного охлаждения (в последний момент их всё же заменили на бензиновые). Неудивительно, что детище гениального автоконструктора всё время преследовали неудачи: неполадки обнаружились ещё в дороге, их устраняли наспех, в полевых условиях. Ну а при попытке съехать с железнодорожной платформы «Тигр» Порше и вовсе увяз в грунте, его пришлось вызволять подъёмным краном.
Несмотря на всё это, по воспоминаниям свидетелей, осмотру танка «Хеншель» Гитлер уделил всего пару минут, зато перед «Тигром» Порше он буквально впал в детство. Около часа осматривал машину, облазил её снизу до верху, словно ребёнок, восхищаясь техническими новинками. Вскоре этот восторг выродился в безумные фантазии: Гитлер начал взахлёб рассуждать, как неуязвимый монстр будет давить артиллерийские позиции русских. В конце концов фюрер заявил, что именно в этой машине воплотилась вся мощь Третьего рейха, и лично наградил Фердинанда Порше Рыцарским крестом.
Но в итоге в серию пошли «Тигры-Хеншель», так как большинство советников фюрера и генералов из Генштаба лоббировали более успешную модель. К тому же двигатель, разработанный «Порше-КГ», был слишком сложным в производстве. Вняв аргументам практичности, Гитлер всё же пожелал, чтобы Порше сделал несколько подобных «Тигров» для использования их в Африке: в условиях пустыни танки с воздушным охлаждением двигателя были незаменимы. Пять африканских «Тигров», которые были выпущены с завода Порше, не представляют особого интереса, ведь на фронты они попали лишь к концу войны и оказаться под Ленинградом осенью 1942 года не могли физически.
Вывод напрашивается сам собой: в бой под станцией Мга вместе с пятью первыми серийными «Тиграми-Хеншель» отправился и эксклюзивный танк Порше. Другими словами, машина, попавшая под обстрел в Синявских болотах, затем несколько десятилетий ржавевшая на полигоне и наконец рассорившая двух влиятельных губернаторов, — это и есть предмет обожания Гитлера, его эталон крепости нацистского духа.
Купить «Тигр» немцы хотели ещё четверть века назад
Те, кто бывал в Снегирёвском музее, прекрасно видели, как серьёзно изувечен знаменитый танк. Ну а за время «саратовского плена» он растерял траки, было обрезано орудие, двигатель «Тигра» тоже не в полном комплекте. Однако сегодня всё ещё возможна идентификация раритета — по номерам на кузове и двигателе. Ведь на каждый образец боевой техники, а особенно такой машины, как «Тигр», в германских архивах хранится паспорт, в котором отражены его путь и сведения об экипаже. В общем, шансы доказать уникальность танка пока еще есть.
При этом, по оценкам экспертов, стоимость обычного танка Т-VI «Тигр» (даже в весьма плачевном состоянии) равняется примерно $1,5 миллиона. В случае же продажи коллекционерам с аукциона сумма эта вырастет как минимум вдвое, что, впрочем, и неудивительно, ведь официально в мире уцелело лишь шесть таких машин. Ну а если добавить сюда ещё и редкую модификацию, и личное «знакомство» с фюрером Третьего рейха, речь и вовсе пойдёт о десятках миллионов. Кстати, не исключено, что кое-кто из немецких туристов, посещавших СССР в 70—80-е годы, был осведомлён об уникальности снегирёвского экспоната. Ведь уже тогда звучали предложения о продаже нашего «Тигра» за рубеж и предлагались колоссальные по тем временам суммы — более 500 тысяч «зелёных». Однако завоёванное в бою национальное достояние было решено оставить в назидание потомкам. Чтобы четверть века спустя оно гнило и растаскивалось по частям на саратовской свалке...
Просмотров: 4265