Курсы выживания создают иллюзию безопасности
Все умрут, а я останусь
«За 2024 год рост спроса составляет 30–50%, а некоторые школы отмечают двух-трёхкратное увеличение числа участников», – рассказал лектор общества «Знание» Олег Абелев. Соответственно выросла и цена. Теперь средняя стоимость базового двух-трёхдневного курса доходит до 25 тыс. при групповом формате и до 60 тыс. в индивидуальном. А занятия с именитыми инструкторами могут стоить и 100 тыс. рублей.
От предложений разбегаются глаза. «Три дня хардкора без палаток, песен у костра, гаджетов и даже спичек. Вы отправитесь в лес, где с минимальным набором снаряжения освоите множество навыков для выживания в дикой природе», – предлагает проект «Выжить любой ценой». «Вас ждёт поход, во время которого вы научитесь ориентироваться в лесу, разбивать лагерь и готовить еду на костре. Словом, выживать в дикой природе», – приглашает «Агентство экстрима», обещая всего за пять часов (!) научить основам топографии, обращению с радиостанцией, приготовлению пищи на костре, вязанию улов, обустройству жилья, технике хождения по лесу и т.д.
При этом организаторы курсов почти не скрывают: экстремальные навыки окажутся очень кстати в связи с «геополитической нестабильностью». Особенно если в стране, выражаясь актуальной терминологией, начнут во множестве звучать «хлопки» и установится «отрицательная безопасность». Сами «выживальщики» – так именуются те, кто готовится к масштабному кризису, – обозначают подобную ситуацию аббревиатурой БП: большой пипец.
Завтра спозаранку мы в поход пойдём
– Костры, шалаши – всё это здорово. Как развлечение почему бы и нет. Только какое отношение это имеет к реальным условиям? – сомневается горный турист со стажем Максим Анисимов.
Свой скепсис он объясняет так. Во-первых, к настоящим опасностям такие курсы не готовят. Просто потому, что ни один инструктор не станет брать на себя ответственность, ведь если что – уголовное дело гарантировано. Так что все эти занятия больше походят на развлекательные походы, в которые ходили советские пионеры.
Во-вторых, чему можно научиться за два-три дня, не говоря уже об однодневном выходе? Двое суток – это 48 часов. Из них 16 уйдёт на сон, минимум 4 – на дорогу, столько же на хозбыт, а ещё надо заложить время на отдых, движение, санитарные привалы и т.д. Выходит, что времени на обучение остаётся не так много. Плюс без регулярного повторения всё скоро забудется.
«Ну и самое главное. Обычно даётся легенда: мол, вы оказались в лесу без спичек, компаса, карты, палатки и теперь вам надо как-то приспосабливаться. Я вспоминаю нашего ротного, который на вопрос, почему мы так мало времени уделяем рукопашке, обычно отвечал так: мол, не могу представить себе солдата, который каким-то образом… э-э-э… пролюбил автомат, штык-нож, сапёрную лопатку, ремень и идёт на врага с голыми руками, – ухмыляется Анисимов. – Вот и в лес ни один нормальный человек без снаряжения не пойдёт. Получается, вас заранее ставят в условия, которые вам с вероятностью в 99% не пригодятся. Нет, фоточки в соцсетях будут хорошо смотреться: вот я развожу костёр без спичек, вот строю шалаш. Но реальность тут при чём?»
В деревню, в глушь!
Потому учить, полагают люди, знающие толк в походной жизни, следовало бы совсем другому. «Например, если речь идёт о природной катастрофе, то это одно дело, а если о войне, то совсем другое, – уверен бывший спецназовец Евгений Гладченко. – Профессионалов готовят годами, и то они несут потери. А «диванные выживальщики» любят хвастаться: дескать, я ко всему готов, даже если завтра ядерная бомба упадёт, со мной ничего не случится – у меня всё снаряжение наготове. Милый мой, да ничем тебе это снаряжение не поможет, если прижмёт по-настоящему. Потому что когда в разбомблённом городе начнётся паника и исчезнет власть, ты в одиночку сразу станешь добычей бандитов. И всё твоё дорогое снаряжение у тебя просто отберут либо снимут с твоего трупа. Наоборот, если хочешь выжить, стань незаметным: надень пальтишко старое, испачкай лицо, если поймали, постарайся обмочиться. Не выгляди как угроза. Эти приёмы 30 лет назад в Грозном столько мирных людей спасли… Вообще хитростей разных есть много. Самое главное – вода, без неё никуда. Любую «уличную» воду обязательно кипятить, иначе отравишься. Топлёный снег не подойдёт, от него ещё больше пить захочется. Мы его подсаливали, тогда хоть как-то помогало. За ногами смотреть важно – носки постоянно менять и стирать, а то мозоли натрёшь – и тогда каюк, без ног ты гарантированно покойник. А ещё очень важно следить за собой: чистить зубы, причёсываться. Запустишь себя – смиришься с обстоятельствами. Вот почему в армии главное – это распорядок и дисциплина».
Самой же главной ошибкой ветеран считает то, что испуганных граждан завлекают, обещая научить их выживать. Тогда как учить следовало бы жить, ведь существовать в новых условиях, возможно, придётся долго. И тогда умение строить шалаш не поможет – сколько проживёшь в нём в лесу? Как минимум нужна изба, а значит, надо уметь обращаться с топором, пилой, рубанком и т.д. Также помогут элементарные навыки в огородничестве и уходе за скотиной – лучше всего за козами, они не настолько прихотливы, как свиньи. Также важно уметь хоть немного разбираться в двигателях, иметь познания в электрике и использовании лекарств.
Отсюда совет от профессионалов тем, кто решил готовиться к худшему: переехать в глухую деревню и попытаться прожить пару месяцев там. Привыкнуть к новым условиям, а заодно получить навыки работы руками. Тем же, кто молоток и пилу видел только на картинках, лучше не играть в Рэмбо, а учиться каким-то востребованным умениям – хотя бы пройти курсы по оказанию первой помощи. Ну и продумывать пути отступления из опасной зоны на территорию, где можно будет спокойно жить, а не выживать.
Кстати
Ажиотажный спрос на курсы выживания объясняется повышенным уровнем тревожности, в котором последние годы пребывает российское общество. Правда, есть хорошая новость – с недавнего времени он начал падать. По данным агентства «КРОС», наблюдающего за настроениями россиян, средний суммарный индекс тревожности в 2024 году снизился почти на четверть по сравнению с 2023 годом.
Похожие данные приводит и фонд «Общественное мнение». С одной стороны, это можно объяснить тем, что общество привыкло к сложившейся ситуации – так, осенью 2022 года индекс тревожности достиг рекордных 70%. С другой стороны, разве не появились новые поводы для беспокойства? Вспомнить хотя бы регулярные налёты БПЛА, которые активизировались именно в последние месяцы. Неужели они не беспокоят россиян? Просто об атаках дронов не говорят постоянно в телевизоре и не пишут в газетах, муссируя страшные подробности, объясняют социологи. В результате спокойная медийная повестка не заставляет граждан лишний раз нервничать и совершать необдуманные поступки. Как, например, было в 2022 году, когда россияне кинулись скупать на маркетплейсах наборы для выживания, компасы и огниво – тогда спрос на последние вырос на 960%.
Просмотров: 920