Кто виноват, что войска недополучат «Армат»?

УКРАЛвагонзавод

Впервые танки Т-18 и тяжелые БМП Т-15, созданные на платформе «Армата», широкой публике показали в мае 2015 года на параде Победы. И несмотря на то, что одна из машин заглохла прямо на Красной площади во время репетиции торжественного мероприятия, на новое оружие сразу же обрушились бурные потоки любви российских СМИ и экспертов.

Бумажный танк

После шумной премьеры отечественные военные и чиновники соревновались в щедрости комплиментов детищу нижнетагильских конструкторов. Его наперебой именовали непобедимым, не имеющим аналогов, лучшим в мире танком. Практически сразу появились данные о том, что вооруженные силы вскоре закупят сотни, а возможно и тысячи Т-14. В сентябре 2015 г. Олег Сиенко - тогдашний генеральный директор единственного в России производителя танков АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) заявил журналистам, что его предприятие до 2020 года поставит в армию 2300 «Армат». Вероятно, эта цифра была позаимствована из опубликованной в 2012 г. статьи Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», в которой президент заявлял о том, что «в предстоящее десятилетие в войска должно поступить свыше 2300 современных танков».

В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 гг.» было запланировано строительство новых производственных мощностей, запуск которых позволил бы приступить к массовому выпуску танков на высокотехнологичном конвейере. На УВЗ началась модернизация производства и закупка оборудования. На эти цели направлялась прибыль от экспортных поставок и громадные кредиты, полученные в западных банках.

Правда, по мнению некоторых специалистов, «Армата» с ее необитаемой башней и находящимся в бронированной капсуле экипажем - не такой уж уникальный проект. «Еще в 90-ых годах ХХ века в конструкторском бюро УКБТМ (отдел УВЗ, который в 1971 г. был выделен в отдельное предприятие – прим. ред.) разрабатывался секретный проект танка «Объект 195» или Т-95, - говорит военный эксперт Алексей Хлопотов, - Основной идеологией этой машины должна была стать возможность уничтожения бронетехники противника на дистанции до 5 км. с первого выстрела, задолго до того, как та приблизится на расстояние возможного ответного удара. Для этого планировалось устанавливать в необитаемую башню орудие калибра 152-мм и новейшие системы прицеливания по тепловизору, оптическому и инфракрасному каналам, а также радиолокационной станции. Предполагалась даже возможность внешнего наведения на цель авиационных и прочих разведывательных комплексов. Экипажу отводилось место в бронированной капсуле в носовой части корпуса».

Первый образец Т-95 был создан в 2000 г. По оценкам экспертов к 2010 г. танк можно было запускать в серийное производство. Но в 2009 г. на УВЗ сменилось руководство. Предприятие, ставшее к этому времени центром целой корпорации, возглавил Олег Сиенко.

«У пришедших начальников появились амбиции не заканчивать уже существующий проект, а создать собственный танк, - продолжает Хлопотов, - Ведь это позволило бы снискать славу, награды и благодарность высшего руководства. Кроме того, только разработка новой машины могла принести конструкторам серьезную финансовую выгоду. В декабре 2009 г. Владимир Путин, (тогда премьер-министр), подписал в Нижнем Тагиле подготовленную руководством УВЗ концепцию развития бронетанкового вооружения. На этом основании в начале 2010 г. был запущен проект «Армата», во многом являвшийся упрощенной, уменьшенной и облегченной версией Т-95».

В техническом задании на Т-14 сразу было прописано орудие калибра 125-мм, стрелявшее лишь на 3 км. Эта пушка не решала основной задачи – уничтожение танков противника из зоны вне их досягаемости. То есть, «Армата» лишалась главного преимущества своего не рожденного предшественника. Фактически, при установке на уже массово производящийся Т-90 всех новинок «Арматы», эти танки будут сопоставимы по основным характеристикам. Только вот новая игрушка военных и промышленников оказалась весьма дорогостоящей. Если разработку Т-95 эксперты оценивали примерно в 1,5-2 млрд руб., то проект так называемой гусеничной платформы «Армата» стоил значительно больше. В СМИ со ссылкой на руководство УВЗ приводились данные о том, что к 2014 г. на него было выделено 54 млрд. руб., 15 из которых к этому времени уже освоили. Да и закупочная цена Т-14 оказалась высокой. Минобороны озвучивало стоимость танка в 450 млн руб. Позже цифру снизили до 350 млн. Олег Сиенко при массовом производстве обещал сократить стоимость до 250 млн руб. Сегодняшняя администрация предприятия и вовсе не берется даже приблизительной оценить новые танки. При том, что последняя версия Т-90 обходилась примерно в 100 млн руб.

Несмотря на дороговизну проекта, рапорты о скором поступлении Т-14 в войска продолжали звучать. В апреле 2016 г. замгендиректора «УВЗ» Вячеслав Халитов сообщал, что в 2017—2018 годах в войска поступит первая партия из 100 новых танков. В середине 2017 г. бывший в то время замминистром обороны России Юрий Борисов заявлял, что «Арматы» начнут массово поступать в войска для начала опытной эксплуатации после 2019 г. Ему вторил и занимавший тогда пост вице-премьера и курировавший ВПК Дмитрий Рогозин, тем же летом инспектировавший Уралвагонзавод на предмет возможности предприятия выйти на полноценное серийное производство новых танков.

Танк T-14 «Армата»

Однако в 2018 году стало очевидно, что проект «самого современного и непобедимого танка» под угрозой. Повышенный до должности вице-премьера Юрий Борисов объявил, что у вооруженных сил РФ нет большой потребности в проекте «Армата», так как и последние версии танков Т-72 достаточно высокоэффективны. Интересно, что речь идет, судя по публикациям СМИ, даже не о наиболее «продвинутой» и модернизированной версии семьдесятдвойки. Так 11 января 2019 г. РИА «Новости», ссылаясь на источники в Минобороны России, рассказало о поступлении на вооружение 102-го отдельного танкового батальона (входит в состав 79-й омсбр Береговых войск БФ ВМФ России) 30 основных боевых танков Т-72Б образца 1984 г. Эта модификация, по мнению специалистов, практически по всем показателям проигрывает большинству танков, стоящих сегодня на вооружении стран НАТО.

Долги вместо боевых машин

СМИ связывали такое решение с оскудением российского бюджета. Но даже если бы нужное финансирование нашлось, весьма вероятно, что производственники не смогли бы выполнить ранее взятые на себя обязательства. Ведь еще в 2014-2015 гг. на УВЗ наступили тяжелые времена. Введенные западных санкции вынудили руководство переводить кредиты в российские банки под грабительские проценты. Долги быстро выросли до сотен миллиардов рублей. Европейские поставщики оборудования прервали сотрудничество. И хотя часть станков уже была завезена и даже смонтирована, использовать их на полную мощность не представлялось возможным. Закупки пришлось продолжать в Китае. И хотя корпорация УВЗ была полностью государственной, никто из власть предержащих не спешил оказать ей поддержку из бюджета.

Лишь в начале октября 2016 г. стало известно, что погашение основного долга УВЗ по имеющимся банковским договорам будет осуществляться за счет кредита, выдаваемого "Газпромбанком" под обеспечение госгарантиями РФ, и УВЗ начал выбираться из экономического кризиса. На 2017 год намечалась большая экспортная выручка, связанная с планами по заключению нескольких крупных военных контрактов. В числе предполагаемых покупателей вооружения назывались Алжир, Кувейт, Ирак, Вьетнам и другие страны. И тут внезапно «большой друг» предприятия вице-премьер Дмитрий Рогозин осенью 2016 г. написал письмо Владимиру Путину, в котором выразил недовольство работой «Уралвагонзавода» и его гендиректора. Вся эта история сопровождалась обвинениями руководства УВЗ в коррупции. В СМИ появились многочисленные сюжеты о том, как Олег Сиенко роскошно отпраздновал в столице свое 50-летие именно на следующий день после митинга против сокращений на УВЗ, проходившего в Нижнем Тагиле. Следует отметить, что на приуроченное к юбилею мероприятие в Нижнем Тагиле пришло не более 150-200 человек, при этом сами заводчане мало что о нем слышали.

«На УВЗ, как и в любой другой российской корпорации, сомнительные истории были всегда, - вспоминает Хлопотов, сам проживающий в Нижнем Тагиле и хорошо знающий историю предприятия, - Предшественника Сиенко на посту руководителя Уралвагонзавода Николая Малых, по одной из версий, якобы сняли за попытку создания коммерческой структуры, на которую он планировал переписать все активы, производственные площади и оборудование УВЗ. Могу предположить, что различные теневые схемы могут применяться на предприятии и сегодня. Сиенко же обвинили в организации некой компании, которой завод продавал вагоны своего производства для дальнейшей сдачи их в аренду. Это был вполне рабочий коммерческий алгоритм. Я не вижу в нем ничего криминального».

После указания президента «разобраться» события закрутились молниеносно. Уже к концу 2016 г. года 100% акций корпорации УВЗ было передано «Ростеху». А спустя пару месяцев кресло ее гендиректора перешло к занимавшему до этого пост замминистра Минпромторга Александру Потапову.

«Складывается впечатление, что, будучи стопроцентным чиновником, Потапов никогда не возглавлял промышленных предприятий, не имел необходимого опыта и не очень понимал, как работает производство и происходит поиск потенциальных покупателей вооружений, приносящих, в отличие от гособоронзаказа, реальную прибыль, - утверждает наш источник, близкий к руководству УВЗ, - Он начал менять команду, приводя своих знакомых. По всем признакам не особо заботясь о долгосрочном планировании».

Алексей Хлопотов говорит о практически полном игнорировании Потаповым темы медийной «раскрутки» предприятия и его продукции. «Когда какое-то государство планирует крупную закупку вооружения, оно начинает углубленный мониторинг СМИ, а также сбор, проверку и анализ различных мнений и данных на всех доступных площадках, - говорит эксперт, - Так выясняются сильные и слабые стороны продукта и появляются дополнительные аргументы для переговоров. При этом жизненно важна как прямая реклама, так и грамотное продвижение в интернете. Сиенко очень серьезно относился к пиару. Корпорация участвовала во всех профильных выставках, гремела в СМИ и притягивала к себе внимание. Вложенные в эту сферу деньги легко отбивались за счет заключенных контрактов и полученных заказов. Сегодня рекламные бюджеты максимально урезаны. Потапов все наработки в этой области игнорирует. Его позиция «Наша техника говорит сама за себя».

«Платить не будем - и все!»

Зато в последние годы много сил у УВЗ отнимает судебная практика. Согласно открытым данным, с момента, когда корпорацию возглавил Потапов, УВЗ участвует, чуть ли не в 1000 арбитражных процессах. Причем в трех четвертях случаев - в качестве ответчика. Исковые требования, предъявляемые к компании, составляют миллиарды рублей.

«Если при Сиенко, несмотря на долги и проблемы, УВЗ хоть как-то рассчитывался с партнерами, то после прихода Потапова, кажется, что девизом организации стало: «Платить не будем - и все!», - заявляют в один голос предприниматели, имевшие печальный опыт сотрудничества с УВЗ, с которыми нам удалось поговорить. С УВЗ мало кто хочет работать. Похоже, что предприятие не рассчитывается за полученную продукцию, а также услуги и это стало системой. Даже сотрудники других производств, входящих в корпорацию УВЗ, рассказывают о том, что с головного завода им спускают очень подозрительные схемы по оплате поставляемых товаров.

С предприятием судились даже его собственные рабочие, обвиняющие руководство в недоплатах. А в конце сентября 2018 года с иском на 102 млн. руб. к УВЗ обратилось АО «Банк патентованных идей» (БПИ). Эти требования могут быть связаны с госзаказом 2014 г., по которому БПИ обязался оценить долю интеллектуальных прав государства в производстве УВЗ и проанализировать военные поставки в Алжир, Венесуэлу и Азербайджан.

Контракт на возведение механосборочного цеха 120 БИС, связанный с выпуском спецтехники, также обернулся для УВЗ очередными крупными финансовыми разбирательствами. Магнитогорская компания «Прокатмонтаж» взыскивала сотни миллионов рублей за строительство цеха в Нижнем Тагиле.

Другая тяжба, продолжающаяся уже несколько лет, прямо указывает на то, что новое руководство завода даже не планирует производить «Армату» в промышленных объемах. В 2016 году УВЗ провел конкурс на разработку проектной документации для строительства современных цехов, в которых должен был выпускаться Т-14. Выиграло его петербуржское АО «КБ высотных и подземных сооружений» («КБ ВиПС»), разработанные проекты в декабре 2016 г. были утверждены Минпромторгом России и уже при новом руководстве завода в 2017 г. прошли государственную экспертизу. Но деньги проектировщики, несмотря на подписанные со стороны УВЗ акты, так и не увидели, в связи с чем были вынуждены обратиться в суд.

Судя по всему, в ходе рассмотрения дела в арбитраже были допущены многочисленные нарушения, процесс сопровождался возбуждениями и прекращениями невнятных уголовных дел, а гендиректор УВЗ Потапов даже лично обращался к председателю суда с просьбой взять дело под свой личный контроль. В итоге резонансным кейсом занялся Верховный суд РФ. Он отменил решения нижестоящих инстанций в части отказа в удовлетворении требований проектировщиков и, более того, в своем определении указал, что попытка УВЗ уклониться от исполнения взятых на себя обязательств может трактоваться, как недобросовестное поведение. Теперь спор вновь будет рассматриваться в арбитраже, но при этом судьям уже следует «обеспечить объективное рассмотрение дела».

Потапов взялся «за старое»?

В 2014 г. нынешний директор УВЗ Потапов А.В., будучи заместителем министра Минпромторга, подписал приказ о реконструкции старых цехов предприятия. Завод, придя к выводу о неэффективности данного решения и потенциальном нанесении ущерба государству вследствие бросовых работ на сумму более полумиллиарда рублей, в 2016 г. утвердил в Минпромторге России новое техническое задание, согласно которому завод должен выполнить не реконструкцию старых, а строительство современных цехов. На этот проект потрачены значительные средства предприятия, именно он получил положительное заключение экспертизы. Что интересно, данный проект в июле 2017 г. был утвержден лично Потаповым для дальнейшего получения разрешения на строительство и выделения финансирования за счет средств Федеральной целевой программы. Однако в ходе заседания судебной коллегии Верховного суда РФ, представители УВЗ утверждали, что к строительству новых цехов для производства «Арматы» завод до настоящего времени не приступал, и при этом, похоже, неоднократно ссылались на старый приказ Минпромторга по неэффективному проекту, подписанный Потаповым в 2014 г.

Нежелание рассчитываться по долгам руководства УВЗ не очень понятно. Ведь деньги у предприятия есть. «Касса завода пополнилась за счет реализации так называемых непрофильных активов, - утверждает наш источник, - Так, логистическая дочка с подвижным составом продана на рыночных условиях. Также корпорация успешно продала Тверской вагоностроительный и Каменск-Уральский литейный заводы». В недавнем интервью РБК Потапов прямо заявил, что «по консолидированной выручке мы получили порядка 147 млрд руб.»

Алексей Хлопотов утверждает, что неплохие доходы УВЗ приносят заключенные еще при Сиенко экспортные контракты. В то же время эксперт не может вспомнить ни одной крупной зарубежной сделки, подписанной Потаповым. По его словам, сегодня происходит что-то похожее на выдаивание предприятия, при котором в новые разработки или модернизацию производства средства практически не вкладываются. «Несмотря ни на что, замораживание работ над «Арматой» недопустимо, - считает эксперт, - Производство должно обновляться, конструкторская мысль - развиваться, а вся система бронетанкового вооружения - совершенствоваться. Из-за возникшего застоя Россия рискует вообще потерять танкостроение».

P.S. СМИ сообщают, что до конца года 12 танков Т-14 и четыре БРЭМ Т-16 наконец-то должны поступить в войска. Вероятно, это будут те самые первые опытные образцы «Армат», на которых, правда, заменен ряд неназванных источниками узлов и агрегатов, и добавлены некие новые системы. Так, появилась информация, что новые боевые машины будут оборудованы туалетами. Что, конечно, значительно повлияет на повышение боевой мощи российской армии.

Георгий Александров, специально для «Нашей версии»

28.05.2019 10:14

Просмотров: 35374