Кто помогал Павлу Ивлеву организовать процесс по иску бывших юкосовцев против России?

Игра нанайских мальчиков

В минувшую пятницу Второй кассационный суд Москвы отклонил жалобу адвокатов Павла Ивлева и оставил в силе приговор, который был вынесен ранее Хамовническим судом. В мае прошлого года бывшего юриста нефтяной компании «ЮКОС» заочно приговорили в России к 10 годам колонии за участие в отмывании 14 млрд долларов. В связи с решением кассации стоит вспомнить о том, какую роль сыграл Ивлев в превращении европейского иска бывших юкосовцев в гирю на ногах России. А также ответить на вопрос о его возможных помощниках, которые до сих пор занимают заметные посты в нашей стране.

Второй кассационный суд пришёл к выводу, что в 2001–2002 годах Ивлев входил в организованную группу под руководством Михаила Ходорковского. Юрист представлял интересы «ЮКОСа» в международных судах и, прикрываясь правом на неразглашение информации своих доверителей, скрыл тем самым масштабные хищения нефтепродуктов. Кроме того, «участвуя в судебных заседаниях на территории РФ и в международных арбитражных судах, он (Павел Ивлев – Ред.) фальсифицировал доказательства и участвовал в легализации денежных средств через выплату дивидендов в офшорных компаниях», – передаёт ТАСС.

Заочный характер приговора связан с тем, что Ивлев постоянно проживает в Нью-Йорке. Он продолжает активно участвовать в судебных тяжбах, которые инициированы в иностранных судах бывшими акционерами нефтяной компании «ЮКОС». На фоне этого Павел Ивлев, по всей видимости, сохранил связи не только с Ходорковским и его компаньонами, но и с целым рядом высокопоставленных фигур в России.

«Павел Ивлев играл важную роль в процессе в Гааге по иску бывших компаньонов Михаила Ходорковского к России, - отмечает директор Центра политической информации Алексей Мухин. - Поразительно, но интересы нашей страны в этом процессе представляли люди так или иначе связанные с бывшим адвокатом ЮКОСа, и поэтому он считается одним из архитекторов судебного поражения РФ. В третейском суде шла борьба «нанайских мальчиков» - обе стороны процесса защищали интересы Ходорковского».

Как уже рассказывала «Версия», в начале 2000-х Ивлев, по сути, спас от краха юридическую фирму «АЛМ Фельдманс». Именно Ивлев сделал «ЮКОС» клиентом «АЛМ», в которой в то время работал будущий первый вице-премьер и руководитель госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов. Последний, по всей видимости, был трудоустроен в юридическую фирму по протекции своего бывшего шефа в правовом департаменте МИД РФ Романа Колодкина.

Дальше ещё интереснее! На момент начала судебной тяжбы между Россией и бывшими акционерами «ЮКОСа» в Гааге Роман Колодкин занимал пост чрезвычайного и полномочного посла  РФ в Нидерландах (2009 – 2015). С учётом этого факта, а также того, что до и после службы в Гааге он возглавлял правовой департамент министерства иностранных дел, Колодкина вряд ли можно считать человеком, не осведомлённым о подноготной процесса в Постоянной палате третейского суда (ППТС). В 2014 году именно эта инстанция присудила бывшим юкосовцам 50 млрд долларов по иску против Российской Федерации.

Два года спустя Россия успешно оспорила это решение в Окружном суде Гааги, но в вышестоящей инстанции позиция нашей страны не устояла. Почему это произошло? И причём здесь теперь уже бывший посол РФ в Нидерландах? Чтобы ответить на два этих вопроса, необходимо задать третий: почему на рубеже 2010-х Россия вообще согласилась участвовать в тяжбе в ППТС?

В отличие от Апелляционного суда Гааги, – государственного института, чьи решения вряд ли позволяют сомневаться в их легитимности, – ППТС таким институтом не является. По сути, Постоянная палата третейского суда – это список уважаемых людей, из которых бизнесмены выбирают арбитров для разрешения своего спора. Главное условие разбирательства: каждая из сторон должна добровольно признать полномочия третейского суда. Отменить это добровольное признание впоследствии вряд ли возможно.

Россия почему-то признала полномочия ППТС. Что было дальше, мы помним: интересы нашей страны представляли нанятые правительством международные юридические компании Cleary Gottlieb Steen & Hamilton (CGSH) и Baker Botts. Голосуя за независимого арбитра эти адвокаты выбрали американца Стивена Швебеля, который прежде возглавлял Международный суд ООН и имеет вполне конкретную антироссийскую позицию.

Со стороны всё выглядит так, будто наша страна сама загнала себя в капкан гаагского процесса. Ошибка? Безусловно! Но неужели эта ошибка не имеет конкретных имён, фамилий и должностей? Вряд ли бывшего главу правового департамента МИДа и посла России в Нидерландах Романа Колодкина можно считать человеком, неосведомлённым о процессе в ППТС и реальных предпосылках того, что интересы России там представляли иностранные юридические фирмы.

Результаты мы знаем: в начале декабря Верховный суд Нидерландов отклонил ходатайство России о приостановке решения по выплате 50 млрд долларов экс-акционерам компании «ЮКОС». Понятное дело, что выплачивать триллионы рублей бывшим компаньонам Ходорковского у нас никто не собирается. Но, по всей видимости, срежиссированный (и весьма затратный!) процесс в Гааге ещё долго будет мешать нашей стране в её устремлениях на международной арене. Неужели это пройдёт без последствий для российских соратников Павла Ивлева?

Александра Иванова

14.12.2020 18:27

Просмотров: 17563