Корабль для подготовки вертолетчиков проходит испытания в России

Необычные корабли. Учебный вертолетоносец

В состав военно-морских флотов входят боевые корабли и вспомогательные суда самых разных типов. Практически все страны имеют в составе своих флотов учебные корабли. Они бывают двух типов – парусники для первоначальной подготовки будущих офицеров, и специализированные учебные корабли для обучения специалистов по различным специальностям. В этой статье мы расскажем о необычном учебном корабле проекта 14400 российского флота, который предназначен для подготовки вертолетчиков палубной авиации.

Учёба палубных летчиков

В отечественном флоте учебные корабли присутствовали с начала ХХ века. Достаточно вспомнить учебный корабль «Океан» (в 1922 году переименован в «Комсомолец»), который первоначально предназначался для подготовки… корабельных кочегаров. Такая необычная специализация объяснима. До революции на флот призывались не только рабочие из городов, но и многочисленные крестьяне, которые боевые корабли видели первый раз в жизни. Для подготовки из них флотских специалистов существовали специальные учебные отряды. Но требовалась и серьезная практика. Для подготовки кочегаров и специалистов по обслуживанию паровых машин был заказан в Германии большой пароход. Андреевский флаг над «Океаном» – так назвали новый учебный корабль – был поднят в 1903 году. До 70-х годов ХХ века в советском флоте были, в основном, учебные корабли, переоборудованные из боевых кораблей, или гражданских судов. В последней четверти ХХ века наступило время кораблей специальных проектов. В состав флота ввели три больших учебных корабля проекта 887 («Перекоп», «Хасан» и «Смольный» – два из которых продолжают службу в составе Балтийского флота), и два средних учебных корабля проекта 888 «Ока» и «Луга». Интересно, что еще три корабля этого проекта были построены для флотов Польши («Водник» и «Гриф») и ГДР – «Вильгельм Пик» Завершала перечень новинок серия из 20 учебных катеров проекта УК-3. Все учебные корабли и катера для советского флота были построены в Польской Народной Республике.

Первый авианесущий корабль – противолодочный крейсер «Москва» проекта 1123 – был введен в состав флота в 1967 году. Всего, до распада СССР, в строю находилось два противолодочных крейсера-вертолетоносца проекта 1123 («Москва» и «Ленинград») и пять авианесущих крейсеров семейства проекта 1143. На Западе их справедливо классифицировали как авианосцы. «Киев» проекта 1143, «Минск» (1143.2), «Новороссийск» (1143.3). «Баку» – впоследствии «Адмирал Горшков» – 1143.4, и «Адмирал Кузнецов» – первоначальное название «Тбилиси», потом «Леонид Брежнев» – проекта 1143.5. Строились, но не были достроены «Рига» (1143.6) и первый отечественный авианосец с ядерной энергетической установкой «Ульяновск» (1143.7). Об истории советских авианесущих кораблей смотри статьи «История авианосцев России. Эпоха Горшкова» и «История авианосцев России. Последние советские авианосцы».

Для повседневного обучения летчиков палубной авиации, в СССР был разработан и построен специальный наземный тренажер НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный), имитирующий палубу авианосца со всем корабельным оборудованием – световой системой посадки, аэрофинишерами и т.д. Комплекс расположен на аэродроме недалеко от крымского города Саки. Выбор места был не случаен. Все советские авианесущие корабли были построены в Николаеве, и их сдача флоту – заводские (швартовые, ходовые) и государственные испытания проводились в Чёрном море. На момент начала межфлотского перехода на Северный, или Тихоокеанский флот на корабле должна была базироваться полноценная авиационная группа. Вот для её подготовки и была построена НИТКА в Крыму. После развала СССР, Россия арендовала НИТКУ у Украины. Но поскольку отношения между странами постоянно ухудшались, у нас в стране начали постройку второй НИТКИ под Ейском на Азовском море. Таким образом, сейчас у России есть два подобных комплекса. Но палубная авиация это не только самолеты, но и вертолеты. Кроме авианосцев, они базируются на больших противолодочных кораблях, фрегатах и эсминцах. В современной России вертолеты несут даже такие относительно небольшие корабли как корветы проекта 20380 и 20385 водоизмещением около 2 000 тонн. Причем условия взлетов и посадок на эсминцах и фрегатах сложнее, чем на крупных кораблях. Это понятно. Размеры вертолетной площадки, например, на фрегате, значительно меньше полетной палубы на крупном корабле, а качает её в шторм сильно.

Модель корабля проекта 14400 (фото: Андрей Максимов)

В современной России добавилась и своя специфика. Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» не выходит из ремонта. Прошла информация о том, что рассматривается вопрос о его исключении из списков флота и списании, а строительство кораблей класса фрегат-корвет с вертолетами на борту постепенно набирает темп. Встал вопрос – где летчики морской авиации должны отрабатывать навыки взлета и посадки с качающейся палубы? Общее обучение пилотирования они проходят в лётном училище, навыки посадки и взлета с большой полетной палубы отрабатывается на НИТКЕ. Но прежде, чем будущий летчик будет пилотировать вертолет, базирующийся на корвете, или фрегате, он должен до автоматизма отработать взлет и посадку на небольшую вертолетную площадку на корабле в море. Так появилась необходимость в специализированном учебном корабле для вертолетчиков морской авиации.

Проект 14400

По заказу флота, учебный корабль для подготовки корабельных вертолетчиков, был спроектирован в Санкт-Петербурге, в Крыловском государственном научном центре – ГНЦ. Формально, проектантом является «Балтсудопроект» – отделение Крыловского Центра. Проект получил номер 14400. Получился небольшой морской теплоход водоизмещением 842 тонны, длиной 67 метров, шириной 13 метров, скоростью 12 узлов и дальностью плавания 500 морских миль – около 900 км. Вооружения на нем нет. Корабль назвали именем Генерального конструктора всех корабельных вертолетов в СССР «Николай Камов» Поскольку он будет приписан к 859-му Центру боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России, расположенному в Ейске, то в будущем «Николай Камов» будет базироваться в одном из портов Азовского моря. Соответственно, и проектировали его с учетом плавания в нём. А это, в первую очередь осадка – всего 2,1 метра. Азовское море имеет небольшие глубины. Официально корабль классифицируется как морское специальное судно проекта 14400.

Готовый к спуску Николай Камов (скриншот: youtube.com/ Лампа знаний)

На корме «Николая Камова» расположена вертолетная площадка по размерам соответствующая площадкам на фрегатах и корветах. Кроме этого, на учебном судне размещено всё оборудование, которое необходимо для обеспечения учебно-тренировочных полетов. По заданию флота на нем могут обучаться экипажи вертолетов Ка-27, Ка-29, Ка-31 и Ка-52К. Учебным процессом предусмотрены тренировки при бортовой качке до 10 градусов. Учебные полеты можно будет проводить на расстоянии до 50 морских миль – около 100 км – от побережья. У корабля есть и еще одна задача. Он может выступать в роли опытового судна при испытаниях новых корабельных вертолетов – речь идет о новом российском палубном вертолете Ка-65 «Минога» – и беспилотных летательных аппаратов, а также новых систем управления полетами палубной авиации. По некоторым данным, на борту находятся учебные классы для вертолетчиков.

Непростое начало

Проектное изображение учебного корабля

Учебный корабль заложили еще 28 июня 2018 года в Городце (Нижегородская область) на верфи ПАО «Судоремонтно-судостроительной корпорации» (бывшая Городецкая судостроительная верфь). В этом нет ничего удивительного. Небольшие корабли для нашего флота давно строятся на речных верфях. Примерами могут служить «Красное Сормово» (на котором в своё время строились доже атомные подводные лодки) в Нижнем Новгороде, «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» в Зеленодольске и «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре. Заказ продвигался с трудом. В марте следующего, 2019 года строительство было приостановлено. Официально объявленная причина задержки вызваны согласованием ряда вопросов между проектировщиком и исполнителем. Второй причиной обозначили неполный комплект конструкторской документации. Одновременно в проект вносили некоторые изменения. Строительство возобновилось в конце 2019 года, но велось оно не быстро – возможно, не все разногласия удалось преодолеть сразу.

26 апреля 2024 года «Николая Камова» спустили на воду. Начался этап достройки корабля. После достройки, с него сняли мачту (её закрепили на вертолетной площадке), и под проводкой двух буксиров перевели на Каспийское море, где корабль 16 июля 2025 года приступил к заводским ходовым испытаниям. За ними последуют Государственные испытания корабля. На Азовское море, по понятным причинам, новый учебный корабль придет после завершения СВО.

Можно ожидать, что уже в этом году отечественный флот пополнится первым учебным кораблем, построенным в современной России.

Андрей Максимов

04.09.2025 12:20

Просмотров: 1134