Кажется нет конца плохим новостям, поступающим из Ливии

В борьбе за нефть

Проходившие под эгидой ООН переговоры, целью которых было объединение разделенной Ливии - страны, имеющей два парламента, правительства, две коалиции ополчения, борющихся за контроль над государством с лета 2014 года - застопорились.

Очень выгодно контролировать нефть

Борьба продолжается в Бенгази, городе, который первым восстал против правления Муаммара Каддафи в 2011 году, и в настоящее время является синонимом экстремизма. «Исламское государство» (террористическая группировка, запрещена в РФ) с каждый днем становится все сильнее в заливе Сирт в центральной части страны, навязывает свою жестокую диктатуру и вторгается в другие области. Преступные группировки - часто те же ополченцы, которые воюют в стране со времен Каддафи, зарабатывают на контрабанде людей, отправляя мигрантов и беженцев на шатких лодках через Средиземное море.

Ливия обладает крупнейшими запасами нефти в Африке и уже давно является важным поставщиком углеводородов. Страна также имела солидные денежные резервы и инвестировала в компании по всему миру. Однако нефть, которая обеспечивает 96% поступлений в бюджет страны, сегодня практически не добывается. С объемом по меньшей мере 1,6 млн баррелей в сутки в начале 2011 года, Ливия сегодня экспортирует едва ли четверть. Ополченцы взяли под свой контроль нефтяные месторождения, трубопроводы и экспортные мощности по всей стране. Во-первых, они стремились получить рычаги на переговорах с центральным правительством. Однако, так как страна была разделена между двумя соперничающими правительствами, в настоящее время ведется борьба за источники доходов. Соперничающие группировки воют за контроль над нефтью, отвечая на захват месторождения блокировкой трубопровода. С начала этого года в борьбу включилось ИГ, просто уничтожающее объекты, чтобы лишить любое правительство доходов - хотя в долгосрочной перспективе это могло бы очень выгодно контролировать нефть.

Время уходит

Небольшое количество нефти, экспортируемое страной, стоит намного меньше, чем это было год назад, из-за падения мировых цен. Гораздо меньше доходов поступает в казну, которая и так была разграблена нерациональным расходованием, коррупцией и откровенным воровством на протяжение последних трех лет. Валютные резервы, которые в 2013 году превышали $110 млрд, снизились, по оценкам экспертов, до $60 млрд, но точной цифры никто не знает. Ливийский Investment Authority, суверенный фонд благосостояния, который владеет акциями предприятий (в том числе итальянского футбольного клуба Ювентус) и недвижимостью по всей Европе, в настоящее время судится с правительствами.

Эти два правительства - одно в Триполи, где исламисты опираются на поддержку Катара и Турции; другое в Тобруке, поддерживаемое Египтом и ОАЭ - также борются за контроль оставшимися средствами: Центральным банком Ливии, где хранятся запасы, и Национальной нефтяной компанией, продающей нефть и газ, которые до сих пор производятся. Поскольку Ливия де-юре является государством, эти два учреждения одни из немногих оставшихся центров технократического ноу-хау, и их разрывают на части. Они продолжают существовать только потому, что финансируют оба правительства - в том числе выплачивают заработную плату милиционерам, взявшим их в заложники. Но время не на их стороне.

Простых решений этой ситуации нет. Если прекратить платить боевикам, те станут еще более хищными. Международное сообщество так делать не склонно. Не является выходом из ситуации и захват активов Ливии или введение эмбарго на поставки нефти, чтобы навязать мирное соглашение, поскольку за этим, скорее всего, последует экономический коллапс. Единственный выход - убедить тех, кто борется за контроль над богатствами Ливии, что лучше найти способ поделить власть. Двигаясь по текущему пути, страна рискует стать полностью недееспособным государством. В данном случае они также должны бороться с ИГ и, возможно, с некоторыми из соседей Ливии, которым небезынтересны ее богатства.

Строительство новой Ливии

Многие повстанцы оказались бандитами, не менее жестокими и коррумпированными, чем бандитская власть, которую они свергли. Но есть еще достойные ливийские патриоты с обеих сторон, которые могут заключить мир и уберечь страну от экономической катастрофы, которая, вероятно, будет гораздо более смертоносной, чем нынешний конфликт. Ливия нуждается в денежных средствах, чтобы импортировать почти все основные товары. Их нехватка уже делает жизнь трудной для обычных людей.

Главным шагом является признание, что гражданская война в Ливии лишь во вторую очередь носит идеологический или религиозный характер. Первой же причиной конфликта является желание контролировать нефть и нефтедоллары страны. Это то, над чем ливийцам и внешним силам, таким как ООН, которые пытаются принести мир, необходимо сосредоточиться. Если страна вновь начнет в нормальных объемах добывать и экспортировать нефть и газ, ее экономика начнет стабилизироваться, и правительство национального единства может обратиться к неотложной задаче: восстановлению безопасности, борьбе с Исламским государством и другими радикалами, а также строительству новой Ливии, на которую многие так надеялись в 2011 году.

Алексей Свищёв

21.12.2015 14:55

Просмотров: 3173