Как правильно торговать алкоголем в России?

Самое главное – торговать именно нефальсифицированным алкоголем. По разным оценкам 50–70% алкогольного рынка России – это контрафактная продукция. Все страны боятся алкоголизма, и особенно наши северные друзья, Финляндия и Швеция, у которых почти столетний и довольно успешный опыт борьбы с этой напастью.

Сергей Колесников, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН:

– Самое главное – торговать именно нефальсифицированным алкоголем. По разным оценкам 50–70% алкогольного рынка России – это контрафактная продукция. Все страны боятся алкоголизма, и особенно наши северные друзья, Финляндия и Швеция, у которых почти столетний и довольно успешный опыт борьбы с этой напастью. Нам есть чему у них поучиться. Например, они вводят специальные бонусные программы для тех, кто выявляет незаконных торговцев и производителей алкоголя, там существует ограничение продажи по времени, пространству и возрасту. Но главное – это воспитательная работа – от детсада и до престарелого возраста. Конечно, там никто не говорит о «сухом законе», но, скажем, когда Финляндия вступала в Евросоюз, то для неё даже были сделаны ограничения по свободе рыночной торговли алкоголем. В России ликвидирована государственная монополия на торговлю и производство алкоголя, и поэтому идёт огромное сопротивление тех, кто на нём зарабатывает, и все законодательные ограничения продвигаются очень тяжело. К сожалению, и само население, и особенно правоохранительные органы не соблюдают те законы, которые мы приняли. Кто-то хоть раз видел, чтобы милиционер сделал замечание человеку, который на улице пьёт пиво? Наше общество очень толерантно к алкоголю, мало того, люди даже защищают и жалеют алкоголиков. Эту толерантность надо ломать! Нам тоже начиная с детсада надо воспитывать людей. Кстати, сейчас многие молодые люди уже начинают сознательно отказываться от употребления алкоголя, что, конечно, радует. Да и таких бизнесменов, которые принуждают друг друга керосинить, стало значительно меньше. Но самое главное при введении ограничений, чтобы не получилось, как при Горбачёве, когда ввели временные запреты на продажу, и тут же появились и «пьяное такси», и бутлегерство, и т.д.

Юрий Кобаладзе, управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group:

– Эх, если бы кто знал, как правильно!.. С одной стороны, можно только приветствовать эти ограничения, но с другой – все мы помним, что это может привести к росту самогоноварения и всему прочему. Сейчас утверждают, что антиалкогольная программа Горбачёва, которую тогда все критиковали, оказывается, дала позитивный результат, и люди действительно стали меньше пить. Дай-то бог, чтобы и на этот раз получилось, но в своё время у каждого таксиста в багажнике стоял ящик водки… У нас дорога в ад всегда вымощена благими намерениями, и как бы и в этот раз такая борьба не закончилась пшиком. Но эти ограничения почти не касаются торговых сетей, хотя мы, конечно, будем их соблюдать. Не дай бог попасться – санкции и штрафы будут очень большие! А вот весь малый бизнес может погореть, потому что киоски и ларьки, можно сказать, существуют за счёт продажи алкоголя. Но лиха беда начало! Сейчас начали с ограничений по торговле в ночное время, но я не исключаю, что позже могут прийти и к каким-то более жёстким ограничениям, скажем, продаже алкоголя только в определённых магазинах. Да, в этом смысле есть мировой опыт, но ограничение продаж – это не главное. Просто нужна дисциплина! Надо создать невыносимые условия для тех людей, которые пьют: чтобы им нельзя было пить на работе, чтобы с работы за это выгоняли и не цацкались бы с ними. Что касается предложений о запрете рекламы пива, то я даже и не знаю, даст ли это результат, ведь я не социолог. Но я точно знаю, что 20–30 лет назад у нас вообще не было никакой рекламы – ни на радио, ни на ТВ, а пили так, что, как говорится, мама родная!.. Мы же вообще особая страна, а с точки зрения привычки и традиций пить – тем более. Поэтому общие законы и опыт зарубежных рынков срабатывают у нас далеко не всегда. Ну давайте сейчас поэкспериментируем. Лишь бы были воля и понимание того, что с этим действительно что-то надо делать.

Павел Шапкин, президент Национальной алкогольной ассоциации:

– Правильно торговать в специализированных магазинах, куда будет запрещён вход всем несовершеннолетним, подвыпившим людям и лицам, которые подозреваются в приобретении алкогольной продукции для несовершеннолетних. Такие магазины должны быть без витрин, без рекламы, с антиалкогольной пропагандой внутри и с жёстким графиком работы. И ещё нужно, чтобы количество таких магазинов очень жёстко квотировалось. Естественно, у нас должна быть государственная рыночная компания. Что касается временных ограничений, то они введены не только в Москве. В Подмосковье ночная продажа алкоголя ограничена ещё более жёстко, чем в столице: с 21 до 11 часов. А вообще временные ограничения существуют в 70 регионах. Не секрет, что продавцы нередко сталкиваются с серьёзными проблемами. Сейчас они картонкой закрывают на ночь витрины с крепким алкоголем, но если попадается какой-то навязчивый покупатель, то может получиться скандал. Так что, наверное, было бы лучше, если бы это был специализированный магазин, который бы запирался, а на ночь на нём вывешивался бы амбарный замок и рядом выставлялся часовой. Вот тогда это было бы нормальное соблюдение запрета. В советское время с 20 до 11 часов вообще нельзя было прибрести спиртное, а сейчас, пожалуйста, круглосуточно можно пить пиво или вино крепостью не более 15%, а также слабоалкогольную продукцию. Но вот если будет введён запрет на ночную торговлю ещё более слабоградусными напитками (в принципе на уровне правительства такой запрет поддержан и может быть введен с 1 января), тогда это действительно будет напоминать те светлые советские времена. И, конечно, рекламу пива надо совсем запретить. Зачем его рекламировать? Его у нас и так пьют в три раза больше, чем чистой питьевой воды. По-моему, уже пора включать антирекламу пива и показывать в неприглядном виде молодёжь – с отросшими животами и разрушенным гормональным фоном и т.п.

Виктор Коклюшкин, писатель-сатирик:

– Нужно взять большие гвозди и большой молоток и забить двери всех винно-водочных магазинов! Или же продавать водку так же, как это было до сих пор. Те, кто придумал закон об ограничении времени торговли, не ходят по ночам в винный магазин. Прежде чем придумывать законы, неплохо бы и в магазин зайти! Вот придумали закон о том, что нельзя на улице пить пиво. Так пусть депутаты выйдут на улицу и посмотрят, работает этот закон или нет – пиво у нас пьют просто повсеместно. Вот и этот закон тоже не будет работать, потому что придёт ночью мужик в магазин, даст продавцу на 10 рублей больше и спокойно купит себе бутылку водки. На всех этих ограничениях будут наживаться совсем другие люди. Да, можно принять закон о том, что нельзя включать лампочку в 10 часов утра, но всё равно, если человек захочет, он включит её. А если он захочет выпить после 10 вечера, то тоже возьмёт и выпьет. Законы надо принимать с мотивировкой, то есть чтобы они имели основания для выполнения. Конечно, не нужно, как при Сталине, за три колоска, взятые с колхозного поля, сажать на 10 лет в тюрьму, но штраф за ночную торговлю спиртным должен быть весьма ощутимым. Иначе всё будет так, как и было. У нас сейчас человек на маршрутке с нарушениями, опасными для жизни, возит людей, а его штрафуют всего на 100 рублей. Вот и продавца на 100 оштрафуют. Пусть у нас от каждой партии отрядят по депутату, они ночью выйдут на станции метро, зайдут в ближайший магазин и посмотрят. Там стоит только одна продавщица: человек зашёл, купил водку и пошёл дальше. Ну и кто это запретит? Милиционера к каждому магазину приставлять? Вот приняли закон, что нельзя пить на улице. Но ведь нужно два свидетеля, протокол составлять, а уж потом штрафуют на копейки. То есть закон не работает. Да и свидетелю можно налить… Депутаты должны подумать, как заворачивать гайки. А то они заворачивают, заворачивают, а ведь резьбы-то на гайке нет…

Сергей Колесников, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН
Юрий Кобаладзе, управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group
Павел Шапкин, президент Национальной алкогольной ассоциации
Виктор Коклюшкин, писатель-сатирик

Александр Саргин

25.08.2010 11:32

Просмотров: 3063