Израиль, Греция и Кипр договорились о совместном антитурецком альянсе
Дружба против Турции
Рождение сенсации
22 декабря в Иерусалиме состоялся саммит глав Израиля, Греции и Кипра. Казалось бы, ничего особенного, обычная встреча глав стран, имеющих выход к Средиземному морю. Однако, итоговая пресс-конференция Премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, Премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса и Президента Республики Кипр Никоса Христодулидиса , показала, что это не так. На ней было заявлено о расширении военно-технических договоренностей, формально, не направленных против третьих стран. Но это была только дипломатическая формальность. Все участники встречи не скрывали, что их совместная военная деятельность будет направлена против Турции, Президент которой, Реджеп Тайип Эрдоган не скрывает планы воссоздания Османской империи (в условиях современной реальности, разумеется).
В последние годы Турция, стремится стать региональной державой и проводит агрессивную политику в регионе Средиземноморья. Это выражается, во-первых, в попытках усилить своё влияние в странах, которые до 1918 года входили в состав Османской империи, а, во-вторых, в активном проведении геологической разведке нефтяных и газовых месторождений на дне Чёрного и Средиземного морей. Если в Чёрном море у соседей Турции вопросов к ней нет, то в Средиземном море работа «Yavuz» – так называется турецкое буровое судно – вызывает нервную реакцию сопредельных стран. Несколько раз его появление в Средиземноморье вынуждало Грецию и Израиль выводить в море свои боевые корабли. Дело в том, что на некоторые, потенциально газоносные районы, претендуют несколько стран, и турецкие исследования, проводящиеся по личному указанию Эрдогана, вызывают нервозность соседей Турции. К этому надо добавить бурный рост турецкой военной промышленности, которая совершила рывок в своем развитии, и теперь может обеспечивать турецкую армию и флот почти всей номенклатурой военной техники, включая авианесущие корабли и беспилотники. Не стоит забывать, что турецкая армия – вторая по численности (около 400 000 человек и столько же в резерве) и оснащенности в НАТО после американской.
Больше всех беспокоит турецкая политика Грецию и Израиль. Греция воевала с Турцией не одно столетие, и исторические претензии и обиды у двух стран давние. С середины ХХ века их сдерживало то, что обе страны являются членами НАТО, и раньше американцы не давали конфликту между ними вспыхнуть в виде войны снова. Сегодня ситуация стала меняться. Старые конфликты и противоречия внутри блока выходят наружу. У Израиля претензии к Турции связаны с её действиями последние 15 лет, но от этого они – претензии – не менее серьезные. Основная – поддержка Турции палестинцев. В сегодняшней геополитической картине вокруг Израиля Турция является одним из центров противоборства с еврейским государством. Противоборства пока опосредованного, не напрямую. Но это пока. Достаточно вспомнить акции «Флотилии мира», которые жёстко, с жертвами, пресекаются израильтянами. Об этом смотри статью «Финал «Флотилии мира»». Завершает список действия Турции по разведке запасов углеводородов, о которой мы упоминали выше и, что особо тревожит израильтян, позиции Турции в Ливии.
Новый альянс – будущие планы
Фактом является заявление Нетаньяху, что три страны договорились развивать кооперацию в сфере общей обороны. Для непонятливых Нетаньяху уточнил: «Тем, кто фантазирует о создании империй и контроле над нашими странами, я говорю: забудьте об этом. Этого не произойдет. Мы полны решимости и способны защитить себя, и наше сотрудничество укрепляет эти возможности. Вместе мы, демократии Восточного Средиземноморья, будем способствовать безопасности, процветанию и свободе». Так что же новый союз может противопоставить Турции в Средиземном море?
В состав турецкого флота входят универсальный десантный корабль TCG «Anadolu» L-400 (фактически легкий авианосец, в настоящее время на нем базируются вертолеты и тяжелые БПЛА семейства «Байроктар»,Заложен и строится второй корабль), 19 дизель-электрических подводных лодок различных проектов, 17 ракетных фрегатов, 11 ракетных корветов, 4 тральщиков-искателей мин, многочисленные катера, морская авиация и морская пехота. По боевым возможностям он вместе с ВМФ Испании делит третье-четвертое место среди стран, выходящих к Средиземному морю (после ВМФ Франции, Италии). Мы, естественно, не учитываем американский 6-й флот в Средиземном море. Греческий флот состоит из 11 дизель-электрических подводных лодок, 13 ракетных фрегатов, 7 тральщиков-искателей мин, многочисленных катеров (ракетных, артиллерийских, сторожевых) 5 больших десантных кораблей и десантных катеров. Израильский флот исторически был небольшим прибрежным флотом, главная задача которого заключается в обороне побережья страны. Он включает в себя 5 дизель-электрических подводных лодок, 7 ракетных корветов, ракетные и сторожевые катера. Флот Республики Кипр символичен, и состоит из 4 сторожевых и 3 десантных катеров.
После того, как Турция получила базы в Ливии, практически всё Восточное Средиземноморье находится под их оперативным контролем. По разным причинам, но такое положение дел категорически не устраивает руководство Израиля и Греции. Что же они могут предпринять? Судя по поступившей информации, новоиспечённый союз рассчитывает рассечь зону влияния Турции в Средиземном море, оставив за ней только контроль над водами у своего побережья. Для этого планируется использовать географическое и технологическое преимущество трех стран. Достигнута договоренность, что в альянсе Израиль будет отвечать за разведку, господство в воздухе и применение самого современного оружия. Греция должна своим флотом обеспечить действия в Средиземном море и предоставить свои острова для размещения на них новейшего израильского ударного и оборонительного оружия. Возможности вооруженных сил Кипра минимальны, но сам остров это идеальная база для сил альянса.
Если посмотреть на карту Средиземного моря, то вырисовываются следующие два сценария. Турция, с помощью своих баз в Ливии рассчитывает поставить Израиль под удар с запада и востока. Ответом на эту угрозу стала создаваемая альянсом ось – греческие острова в Мраморном и Эгейском море – Кипр – базы в Израиле. Эта ось, с одной стороны, разрезает морскую зону, контролируемую турецким флотом, а с другой – будет держать всё средиземноморское побережье Турции под угрозой удара высокоточным оружием. Процесс, что называется, пошел. 5 ноября были проведены совместные воздушные учения ВВС Израиля и Греции, а 13 ноября – учения флотов двух стран. На греческих островах начато развертывание 36-ти израильских РСЗО PULS с максимальной дальностью стрельбы в 300 км, которые Греция купила у Израиля. В планах закупки израильских систем ПВО. Что планируется установить на Кипре, пока не известно. По сообщению канала i24, в последние месяцы Израиль, Греция и Кипр рассматривают возможность создания совместных сил быстрого реагирования. Для этих целей планируется сформировать подразделение, численностью 2 500 военнослужащих (по 1 000 солдат от Израиля и Греции и 500 от Кипра). Правда, окончательного решения о создании сил быстрого развертывания пока не принято.
Понятно, что спусковым крючком возможной эскалации станет не сектор Газа – это уже пройденный этап, и что будет с палестинским государством, по большому счету, дело второе. Все понимают, что та страна, которая сможет контролировать территорию Сирии, получит в регионе большое преимущество. Сейчас в этой стране проявляют активность США, Израиль, ЕС, Россия, Турция. При этом наиболее выигрышная позиция у Турции. Израиль отчетливо понимает эту угрозу, и пытается нанести удар в Средиземном море, чтобы распылить силы и ресурсы турок.
В этих военных планах есть и экономический аспект. Страны не отказались от идеи строительства Средиземноморского газопровода EastMed, по которому газ из Ближнего Востока будет поступать в Грецию. А в наше время подводные трубопроводы нужно тщательно охранять. В планах так же прокладка энергетического кабеля между тремя странами.
Вопрос, на который пока нет ответа
По большому счёту, самым главным вопросом в этой истории является позиция к такому союзу в США. С одной стороны, особые отношения между Вашингтоном и Тель-Авивом не секрет, с другой – в потенциальный вооруженный конфликт втягиваются две страны НАТО. Пока Трамп никак не высказал своё отношение к происходящему. Некоторые аналитики высказали мнение, что, так как в США уже делали вбросы о выходе страны из НАТО, подобное молчание – это своеобразный тест на прочность Североатлантического альянса. Ведь при желании, 6-й флот США легко может остановить любой конфликт такого рода. Позицию Трампа в отношении подобного союза покажет время.
Заключение
Завершить эту статью хотелось бы сообщением из Турции. Там разбился бизнес-джет «Dassault Falcon 50» с ливийской делегацией, возглавляемой Начальником Генерального штаба Ливии генерал-лейтенантом Мохаммедом Али Ахмед аль-Хаддадом. Кроме него на борту находились четыре генерала ливийской армии. Делегация прилетела в Анкару для переговоров в Министерстве обороны Турции. По официальным сообщениям, сразу после взлета экипаж доложил об отказе всей бортовой электроники. Борт запросил экстренную посадку и стал сливать топливо из баков. Произошел взрыв. Экипаж и все пассажиры бизнес-джета погибли. Что это было? Роковая случайность? Странно, что катастрофа произошла через день после объявления о создании союза межу Израилем, Грецией и Кипром, и напрямую касается вопросов, которые обсуждали три лидера. Никто не говорит об израильской диверсии, но совпадение, согласитесь, странное. Судя по всему, Восточное Средиземноморье превращается в очередную горячую точку планеты.
Просмотров: 118