Из-за дефицита водителей, дорогой страховки и роста цен на автомобили в России закончилась эпоха недорогого такси?

Дешево или ехать?

В разных регионах РФ отмечают существенное подорожание услуг пассажирских перевозок: поездки в такси эконом-класса становятся все дороже. Отчасти на ситуацию влияет закон, который вступил в силу в сентябре. Водителей и машин не хватает, обслуживание автомобилей растет в цене. И клиентам вряд ли стоит рассчитывать на позитивные изменения.

Как отмечает газета «Известия», в России наметилась устойчивая тенденция на подорожание поездок в такси. Она приводит данные отчета компании «Яндекс» за III квартал текущего года. В соответствии с документом базовая стоимость заказов у «Яндекса» в сфере таксомоторных перевозок, каршеринга и аренды самокатов увеличилась до 299 миллиардов рублей – рост составил 51%. Агрегатор объясняет такие показатели общим увеличением количества поездок, а также тем, что россияне чаще совершают поездки не по «Эконому», а по более дорогим тарифам в связи с «притоком новых автомобилей более высокого класса», а также нехватки машин в эконом-сегменте.

В пресс-службе «Яндекс.Такси» сообщили, что клиентский спрос действительно растет, а вот новых водителей приходит меньше на 15%. Недостаточно и бюджетных автомобилей. Как уточнили в компании, цена поездки складывается из таких слагаемых как тариф, объем спроса в текущий момент, количество свободных автомобилей на линии. Если незанятых такси мало, а заказов много, включается повышающий коэффициент. Эта мера призвана стимулировать водителей к выходу на линию. Косвенное влияние на цену оказывает и погода: когда на улице дождь или снег, желающих воспользоваться такси становится больше, а вот водители зачастую предпочитают не выходить на работу, и ценник взлетает.

Общие проблемы

Впрочем, это далеко не все. Помимо перечисленных факторов, которые уже давно знакомы постоянным пользователям сервисов такси, агрегатор указал и еще несколько. По данным компании, на цену влияет «драматический рост цен» на сами машины и их ТО, дефицит водителей и возросшие требования к таксистам в соответствии с новым законом о такси. Часть водителей еще не успела оформить все необходимые документы.

С аналогичными проблемами сталкиваются и другие популярные сервисы заказа такси – «Максим», «Таксовичкоф», «Ситимобил». Их представители обращают внимание на отток водителей на региональных рынках, который оценивается примерно в 30%, а также на почти иссякший приток. Они видят проблему именно в изменениях в законодательстве, поскольку его требования заставляют многих водителей отказываться от подработки в такси. Проблема в том, что самозанятые таксисты должны выполнять те же условия, что и таксопарки, а для водителя, который не рассматривает перевозки в качестве основной работы, это слишком затратно. Речь идет прежде всего об оформлении ОСАГО для такси.

Что касается автомобилей, они, преимущественно, покупались еще до пандемии коронавируса. Учитывая, как интенсивно машины эксплуатируются в такси, менять их желательно каждые три года, но сейчас вариантов для замены нет. Цены на авторынке выросли в несколько раз, а новых бюджетных авто в РФ почти нет. Даже китайские машины в России дорожают вдвое-втрое.

В компаниях отмечают, что теперь поездка в такси в Москве в среднем обходится дороже на 40%, в регионах – на 23%. И ждать их отката к прежним цифрам, по всей видимости, не приходится.

Эксперты, на которых ссылается издание, указывают, что в такси сейчас ощущается и недостаток иностранной рабочей силы.

Наконец, вступивший в сентябре в силу закон о такси также создал для водителей территориальные ограничения. Раньше они могли работать на территории соседних регионов, а сейчас – только в субъекте постоянной регистрации. Это не позволяет самозанятым таксистам находить заработок в соседних городах, где может быть более высокий спрос и, соответственно, выгодные заказы.

Что дальше?

В августе, в преддверии вступления закона о такси в силу, Росстат сообщал, что цены на перевозки достигли исторического рекорда – 32,5 рубля за километр. Но оказалось, что это ненадолго. В сентябре средняя цена стала еще выше – 36,23 рубля за километр. Для сравнения, в сентябре 2022 года она составляла 29,55 рубля.

Как считают эксперты, дальнейшее подорожание кредитов и лизинга приведет к росту среднего чека еще в 1,4-1,8 раза от нынешнего уровня. Таким образом, поездка в «Экономе» в Москве продолжительностью в один час обойдется уже в 2,5 тысячи рублей. Если в отрасли не произойдет никаких изменений, в перспективе такси превратится в услугу «для избранных», так как позволить себе поездку будут готовы далеко не все.

Россияне, по всей видимости, ощутят резкий подъем цен в ближайшее время – перед Новым годом, когда наблюдается особенно большой ажиотаж. Возможно, средний чек из-за этого вырастет на 20-30%.

Специалисты констатируют, что сейчас завершилась эра дешевого такси, которая продолжалась довольно долго за счет достаточно мягкого законодательства и появления агрегаторов. Сейчас требования изменились, а также накопилось множество проблем – дефицит водителей, высокие цены на страховку и многое другое. Возможно, изменения повысили безопасность пассажиров, но едва ли перевозки когда-нибудь станут дешевыми.

Решения есть?

Как обращают внимание в Госдуме, в данный момент отрасль переходит на новое регулирование, поэтому государству в сложившихся обстоятельствах не стоит выстраивать дополнительные барьеры – напротив, нужно помогать решать все спорные вопросы и сложности. Там полагают, что со стороны властей должны быть созданы условия для быстрого входа новых водителей в профессию – это позволит компенсировать отток водителей и избавиться от возникшего в отрасли дефицита, который, во многом, приводит к повышению цен для потребителей.

Новый закон дает водителям такси возможность заключать краткосрочные страховые договоры – продолжительностью на месяц или даже всего на день. Предполагается, что эта мера сделает проще для самозанятых процесс оформления полиса. Страховым тоже важно отреагировать на запрос со стороны таксистов и предложить им подходящие продукты.

Эксперты отмечают, что дорогой полис ОСАГО, который обязаны оформлять таксисты, представляет собой одну из главных проблем, и разрешение этого вопроса крайне актуально. Еще один момент – нехватка машин на российском рынке, и решением здесь могла бы быть либерализация ввоза транспортных средств. Речь идет, в том числе, о снижении таможенных пошлин и сборов. Продукция российского автопрома поставляется в ограниченных объемах, и, если не будут предприняты дополнительные шаги, это негативным образом отразится на темпах обновления автопарка.

Кроме того, есть мнения о необходимости дифференцировать подход в регулировании работы таксопарков и таксистов, у которых оформлена самозанятость – на последних ложится слишком большая нагрузка, и многие из них предпочитают уйти. Возможно, изменение подхода отчасти помогло бы сохранить занятых в этой отрасли водителей.

Иннокентий Колбасов

01.11.2023 14:15

Просмотров: 1779