Имущество церкви будет контролироваться её высшим руководством

Духовная власть

С начала XX века церковь в нашей стране отделена от государства. На бумаге. На деле же Русская православная церковь (РПЦ) — такое же государственное учреждение, как и обычное министерство, например по делам религий. Она так же подвержена политической моде. В соответствии с ней выстраивается церковная вертикаль власти. По информации «Версии», осенью этого года Госдума примет поправки к закону «О свободе совести и о религиозных организациях», которые сконцентрируют всю экономическую и юридическую власть в руках высшего конфессионального руководства.

Богоугодное и прибыльное дело

Для того чтобы оценить масштаб грядущих потрясений, обрисуем для «невоцерковленных» и «иноконфессиональных» читателей нынешнее положение вещей в РПЦ. По федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» «религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные». Местная организация называется приходом. По уставу РПЦ он «образуется... с благословения епархиального архиерея, находится под его начальственным наблюдением и под руководством поставленного им священника-настоятеля», но обладает «статусом юридического лица, зарегистрированного государственными органами».

В настоящее время в РПЦ существует 22 тыс. церковных приходов и 90 епархиальных управлений. Как известно, церковь не только богоугодное дело, но, как правило, и вполне прибыльное. За те полтора десятка лет, что прошли в стране с начала официального возрождения православия в России, большая часть её населения привыкла к необходимости венчаться, крестить детей, отпевать усопших... Все эти процедуры, а также посещения церкви на Рождество и Пасху в разной мере, но опустошают кошельки прихожан. А если ещё добавить к этому русских бандитов, со времён Опты привыкших к тому, что солидная милостыня отмаливает самые страшные грехи, то понятно, почему настоятель храма в «сто’ящем» месте вскоре обзаводится «мерсом». Будучи практически полновластным хозяином своего храма, он лишь отчитывается перед епархиальным начальством, отчисляя наверх часть доходов либо жалуясь на нищету прихода.

При этом церковная община не платит даже аренду за пользование землёй, на которой воздвигнут храм. А ведь её цена в центре больших городов зашкаливает за сотни тысяч долларов. По закону приход может пользоваться ею бесплатно «до ликвидации общины», то есть вечно. Потому-то патриарх Алексий II тактично отказался от «подарка», который пожелал сделать РПЦ бывший член Совета Федерации Иван Стариков. Тот предложил передать в собственность церкви все угодья, которыми она владела до 1917 года. РПЦ это совершенно было не нужно, потому что приватизация земли означает необходимость платить налоги, а так приходы могут обладать ею задарма.

Епархиальная инкассация станет ежедневной

Теперь приходской самостоятельности приходит конец. Начальству показалось, что стези управления можно и спрямить. Деньги ведь можно сразу передавать без задержек наверх. Известный адвокат по «православным» делам Михаил Воронин, прославившийся на таких громких судебных процессах, как «Союз православных граждан против выставки «Осторожно, религия!» и «Приход церкви в Кадашах против реставрационных мастерских им. Грабаря», сделал сенсационное заявление. Он рассказал, что патриархия вместе с Администрацией Президента РФ уже разработала поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые лишат приходы статуса юридического лица, а значит, и права заниматься хозяйственной деятельностью. Проект готовится быть внесённым Кремлём в Госдуму, чтобы быть принятым в ускоренном порядке.

Управление приходским имуществом будет сконцентрировано в руках высшего руководства РПЦ. В экономическом плане у прихода останется лишь функция кассы. Представьте себе будущую картину: после всенощной к каждому храму подкатывает броневичок епархиальной инкассации... А местное духовенство вынуждено будет регулярно ходить в своё епархиальное управление за зарплатой. Чем тогда оно станет отличаться от обычного чиновничества? Тем более что будет вынуждено знать своё место в церковной иерархии. Ведь всем церковным бытом станет распоряжаться высшее церковное начальство.

На взгляд Воронина, «само рассмотрение подобных поправок с участием государства нарушает требование Конституции России об отделении Церкви от него». Поскольку закон о свободе совести предоставляет равные права всем, поправка распространится и на другие конфессии. По мнению Воронина, «так уже было в советское время, когда приходы не имели статуса юридического лица, и то, что изымалось коммунистами, теперь снова возвращается в руки узкого круга людей. Но тогда не было такого процесса вторичного использования предоставленного имущества на условиях коммерческой аренды, и здесь контроля никакого не будет. Возьмите, например, храм в Кадашах: сотка в центре Москвы стоит $170 тыс., а в собственности прихода — целый гектар... Вот и посчитайте, какова цена маленькой поправки. Создаётся монстр на манер Минимущества, только в рамках РПЦ. После того как в 1918 году у приходов отняли право быть юрлицами, последовало гонение на церковь, уничтожение священников и церковной собственности. Если такие поправки будут приняты, предсказать их социальные и экономические последствия будет трудно».

Церковь работает на государство

Данная поправка к закону органично дополняет другие четыре новации, месяц назад обсуждавшиеся на заседании экспертного совета Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций. Первая включает в определение религиозного объединения понятие миссионерской деятельности как синоним понятия «распространение веры». Вторая поправка описывает деятельность государственной религиоведческой экспертизы в случаях, когда требуется установить связь между вероучением и практикой религиозного объединения и противоправной деятельностью его участников. Третья регламентирует порядок заявления массовых публичных богослужений и других религиозных обрядов. Четвёртая гласит, что правом приглашать иностранных граждан для религиозной деятельности обладают лишь централизованные религиозные организации.

Все эти поправки работают на общую идею укрепления духовной вертикали власти. Но главным рычагом станет вышеописанное лишение приходов статуса юридического лица. Представитель фракции «Родина», зампред профильного думского комитета Александр Чуев считает, что «это станет грубейшим нарушением прав верующих. Сегодня приходы не могут действовать вне рамок юридического лица, поскольку должны платить за землю, помещения, электроэнергию. Передавать их полномочия вышестоящим инстанциям означает, что последние утонут в море будничных проблем. Но правительству всегда лучше иметь дело с меньшим числом юридических лиц, нежели с большим».

Кроме того, на руку поправке могли сыграть три фактора. Во-первых, её утверждение в Кремле можно считать аппаратной победой управляющего делами Патриархии митрополита Климента. Ведь всё движимое и недвижимое имущество станет его в конечном итоге прерогативой. Во-вторых, слишком напряжённая ситуация на Украине с её конкуренцией между тремя православными церквями. После изменения закона всякая попытка прихожан перейти своим приходом в иную юрисдикцию будет приравнена к экономическому преступлению. В-третьих, грядёт объединение РПЦ с Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ). Важно заранее позаботиться о контроле над имуществом последней.

РПЦ идёт по пути КПСС

По словам заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Андрея Себенцова, планы лишить приходы статуса юрлица были у Московской патриархии ещё в 1990 году при разработке первого варианта закона. На этом настаивали теперешний патриарх, а тогда митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, и один из его ближайших соратников митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Позиция РПЦ была поддержана председателем Верховного Совета СССР Анатолием Лукьяновым, который планировал выстроить ту же вертикаль власти и в КПСС. Последнее удалось, что кончилось для партии печально. Поскольку всё её имущество было в единых руках, оно и было отобрано единым махом.

Но Церковь централизовать тогда не удалось. Во времена горбачёвско-ельцинской «вольности» такие устремления были не в моде. Сейчас другое дело. На дворе пора сбора всех ресурсов в кремлёвские закрома. Как государственные деятели торопятся переключить на себя полноводные финансовые потоки экс-олигархов, так и кто-то в руководстве РПЦ захотел собрать все материальные ручейки в одно упорядоченное русло и самолично направлять его в нужную сторону. Тогда и православные «радикалы» превратятся в кротких и послушных овечек. Разумеется, не все. Но непокорное меньшинство станет маргиналами, пополнив собой альтернативные церкви.

Игорь Дмитриев

13.08.2007 16:37

Просмотров: 4967