Джон Мэйолл показал высочайший класс 13 ноября в «Б1»

Отец «Сливок»

Пересказывать гигантскую музыкальную историю Джона Мэйолла и его Bluesbreakers в моей заметке, особого смысла не имеет. В любой музыкальной энциклопедии этому уникальному музыканту и его культовой группе посвящено немало страниц. Отмечу лишь, что музыкальный путь Джона, известного как «Крёстный отец британского электрического блюза», фееричен и воистину впечатляет!

Джон Мэйолл родился в семье джазового гитариста Мюррея Мэйолла. Смышлёный мальчуган с ранних лет интересовался музыкой американских блюзменов (Алберта Аммонса, Пайнтопа Смита, Ледбелли, Эдди Лэнга). Джон сам освоил игру на гитаре, фортепиано и губной гармонике. Позже у него открылись и художественные таланты, которые он шлифовал несколько лет (с 1949— по 1951 года) в Манчестерском художественном колледже. Обучение не пропало втуне. Ряд обложек своих альбомов артист оригинально оформил без чьей либо помощи.

В 1956—1962 годах Джон Мэйолл участвовал в группах The Powerhouse Four и The Blues Syndicate. Активное музицирование он совмещал с работой профессионального дизайнера. В итоге музыка взяла верх. В 1963 году при участии Алексиса Корнера переехал в Лондон и организовал группу John Mayall & the Bluesbreakers. С приходом в команду виртуозного Эрика Клэптона, был записан первый альбом «Blues Breakers with Eric Clapton» (1966). The Bluesbreakers заметила широкая публика. Их стали приглашать для игры на крупные площадки. Кстати, не могу не отметить, что звук гитары Клэптона на этой пластинке, по ряду версий, считается «одним из самых искренних» за все периоды его обширного творчества.

В следующем альбоме «А Hard Road» (1967) на смену Эрику пришёл мастеровитый Питер Грин. Грин привнёс в музыку The Bluesbreakers своё видение. Его игра была ближе к чикагскому блюзу, благодаря своему характерному стилю. Мик Тейлор появился уже на третьем по счёту альбоме «Crusade» (1967). Эффектный Мик впоследствии заменил в The Rolling Stones (в качестве гитариста) погибшего Брайна Джонса.

К живительному источнику The Bluesbreakers припадали многие музыканты. Он стал источником вдохновения для зажигательных импровизаций не только Клэптона, но и таких коллег Эрика по сцене тех времён, как: Jimmy Page, Jeff Beck, Ginger Baker, Jack Bruce (то есть самых настоящих «Сливок» (Cream) рок-музыки) и других легендарных музыкантов, ныне составляющих золотой фонд классического рока и блюза!

В конце 1970-х Джон переместился в Калифорнию и постепенно отошёл в своем творчестве от традиционного электрического блюза, введя в свою музыку элементы джаза, фанка, джаз-рока и даже поп-музыки. В 1982 году он вновь собрал Bluesbreakers с Миком Тейлором, Джоном Макви и Колином Алленом и провёл краткое турне. Год спустя в состав группы вошли гитаристы Уолтер Траут и Коко Монтойа, басист Бобби Хэйнс и ударник Джо Йюл. В 2003 году многие музыканты первых составов вернулись в группу вновь — чтобы дать концерт, посвященный празднованию 70-летия Мэйолла…В общем, был много чего, но Москву гастрольные ветры Джона и его славной команды как-то обходили стороной.

И вот, сбылось! Наконец-то, в рамках своего «80th Anniversary Tour» 2014 года 81-летний Мэйолл добрался с большим, почти двухчасовым концертом до Москвы. Собравшийся на представление в клуб «Б1» народ предвкушал событие и делился мыслями по поводу того, с чего Маэстро начнёт своё представление. Ибо в творчестве Мэйолла тема блюза играет разными красками.

Приведу несколько примеров. Например, в 1951—1954 годах Джон служил в Британской Армии, приняв участие в конфликте на Корейском полуострове. Тема войны стала позже одной из основных в его творчестве. Поэтому сама жизнь открывает в блюзе, транслируемом для слушателей Bluesbreakers, как мистериальные темы прохождения через «огонь, воду и медные трубы», так и непростое осознание себя личностью, посредством обретения собственного пути человеком.

Но самое главное в блюзе – это, безусловно, любовь! Любовь с большой буквы, счастливая и несчастная, горькая и непередаваемо восхитительная. Как говорится, влюбляясь, вы сначала словно «играете на гитаре» по нотам, но потом забываете их и играете от всего сердца!

Мэйолл прекрасно понимает эту особенность блюза, не случайно начав свой московский перфоманс с великолепной композиции «All your love», послав ей вслед целый «экспресс» целеустрёмленных и энергетически заряженных песен, вроде «A special life» (с одноименного альбома 2014 года), «Early in the morning», «Congo square», «Big town playboy», «You know that you love me (But you never tell me so)».

Частичная монологизация пьес Джоном заставила их, звучать почти как исповеди немало пожившего и много чего повидавшего человека. Познавшего счастье и горе, успех и забвение. Многие песни артиста посвящены одиночеству, и подчеркнутой неспособности людей услышать друг друга в жизни, ибо известно, что «блюз – это когда хорошему человеку одиноко и плохо». Тем не менее, на фоне этих грустных чувств Мэйолл превращал действо на сцене в светлое волшебство, не забывая и про своих музыкантов!

А среди них были настоящие звёзды, как Грег Рзаб (бас), Джей Девенпорт (барабаны) и гитарист Роки Атлас, о котором хочу сказать несколько слов особо. Ибо Роки начинал играть еще со школьной скамьи, репетируя вместе с другом Стив Рэй Воном. После засветившись в концертной деятельности вместе с не менее прославленными Питером Грином и Мики Тейлором. Также известна вещица под названием «Song Cocky Rocky», написанная Thin Lizzy в честь Атласа.

Возвращаясь к московскому концерту Мэйолла, скажу, что гитарное соло Роки на «Nature’s disappearing» и его игра на культовых композициях «So many roads», «Dirty water», 16-минутной сюитой «Chicago line» (с альбома 1964 года), куда были включены фрагменты из культовой «Smoke on the water» и завершающей все действо «Room to move», оказались просто изумительны.

Резюмируя, скажу так, что Джон Мейолл и К и есть тот самый пресловутый «электрический блюз», который ничуть не погиб и не прогнулся под грузом прожитых лет. Идеалы приходят и уходят, река времени уносит сор, а на её поверхности остаётся лишь замечательная музыка, которая «живее всех живых». Прикоснувшись к истокам и «испив» из живительного источника блюза, вы снова чувствуете себя живым, несмотря ни на что! В этом кроется самый большой секрет классического Блюза, Рока и любой качественной музыки.

Видео не может быть загружено.

Редакция «Нашей Версии» поздравляет с наступающим днём рождения великого музыканта, которому в ноябре 2023 года должно будет исполниться 90 лет! Желает Джону Мэйоллу здоровья и новых отличных композиций!

Порфирий Ра

02.09.2023 12:40

Просмотров: 4409