Десятки тысяч русских патриотов-националистов используют на выборах

Национальная элита

Министерство юстиции РФ зарегистрировало «Конгресс русских общин» (КРО), который до этого на протяжении пяти лет тщетно пытался добиться юридического признания. Особенно значимым этот факт выглядит в свете того, что за последние четыре года Минюст отказал в регистрации всем новым партиям, хотя только у одного «РОТ Фронта» было несколько таких попыток. По одной из версий, такая лояльность Минюста к организации, основанной бывшим лидером партии «Родина» Дмитрием Рогозиным, связана с желанием власти оседлать растущую в стране волну национализма.

Для тех, кто в 90-х интересовался политической жизнью (а таких тогда было большинство), КРО – привычная аббревиатура. Созданное в 1992 году Рогозиным движение спустя три года едва не преодолело проходной 5-процентный барьер в Госдуму. Вторая безуспешная попытка стать парламентской фракцией последовала в 1999 году. Лишь в 2003 году, став составной частью блока «Родина», набравшего более 9% голосов, КРО сумел пройти в Госдуму. Однако тем самым и прекратил своё существование, поскольку блок вскоре был преобразован в одноимённую партию.

Возродить КРО из пепла Рогозин решил в 2006 году, после того, как на базе «Родины» была создана «Справедливая Россия» (СР). Новая партия заявила о курсе на «новый социализм», что не соответствовало устремлениям Конгресса. Объявив о возрождении КРО, Рогозин рассчитывал не только на тех «родинцев», которым не нравится левый курс «справороссов», но и на активистов других национал-патриотических организаций. Однако Минюст критически отнёсся к возрождению из пепла ветерана политических баталий 90-х и не зарегистрировал новую старую организацию. В политических кулуарах шептались тогда, что власть не хочет мешать обретать мощь новой партии во главе с Сергеем Мироновым. Однако прошло 5 лет, и долгожданная регистрация получена. И вновь в политических кулуарах шепчутся, что это решение принял не самолично Минюст, а российская власть…

Возрождённый КРО формально возглавляет политтехнолог Алексей Журавлёв, связанный с ним с середины 90-х годов. Дело в том, что Рогозин сейчас занимает должность постоянного представителя России при НАТО, а посему не может состоять в общественно-политической организации. Однако никто не оспаривает, что он и теперь является негласным лидером КРО. Как заявляет сам Рогозин, он «оказывал им максимальную поддержку, помогал связями», так как ему эта «правозащитная организация всемирного масштаба симпатична» и в ней состоят его товарищи.

Как и прежде, КРО имеет статус не партии, а общественного движения. В 90-е годы, как известно, это не мешало участию в политической борьбе, в том числе на выборах. Сейчас, после реформы избирательной системы в начале нулевых, движения потеряли возможность выдвигать свои предвыборные списки в Госдуму. Однако как раз в мае стало известно об инициативе «Единой России» (ЕР) по созданию Общероссийского народного фронта (ОНФ). Планируется, что в эту структуру войдут разнообразные общественные организации, и им в предвыборном списке ЕР будет предоставлена четверть, то есть 150 мест. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил: «Скорее всего идея появилась из-за ухудшения репутации партии власти, чтобы не акцентировать внимание на её бренде в ходе выборов. Это форма нашлёпки, призванная скрыть ЕР, рейтинг которой падает».

Более того, секретарь ЦК КПРФ по юридическим вопросам Вадим Соловьёв считает, что возможна и полная смена вывески партии власти: «Я не исключаю законодательное закрепление статуса ОНФ. Если бы надо было просто попиариться, то объявить о его создании можно было и перед самыми выборами, а сейчас у партии власти есть время для изменений в законе. Можно записать, что партиям разрешается утверждать для выборов особые названия. Тогда Путин возглавит список не ЕР, которая уже никакого доверия людей не вызывает, а ОНФ». Так почему бы не предположить, что и возрождённому КРО уготовано место в ОНФ, и отнюдь не рядового члена? Тем более что по странному совпадению регистрация КРО в Минюсте произошла практически одновременно с объявлением о создании ОНФ…

В этом же ключе размышляет, например, член Общественной палаты, один из создателей блока «Родина» Марат Гельман: «Новая организация крайне необходима для ОНФ. В этом случае КРО сможет быть представлен в нынешнем избирательном цикле. Рогозин находится в хорошей форме и вполне способен объединить националистов». Разумеется, с постом в Брюсселе в этом случае ему надо будет расстаться.

Косвенно подтверждает такую возможность и сам Рогозин: «КРО будет сотрудничать с теми организациями, которых заботит русский вопрос. На уровне горизонтальных отношений между КРО и ведущими политическими игроками процесс только начался. Большой интерес к этому есть. Если ситуация в России будет настолько серьёзной, что она потребует вовлечения моего и моих коллег, то после консультации с президентом РФ я стану думать. Сейчас любая перспективная, реальная организация, которая основана на поддержке массовых настроений людей, – это невеста на выданье».

Намёк на выбор между двух альтернатив вполне очевиден. Переводя с дипломатического языка, на котором в последнее время привык изъясняться Рогозин, это означает, что КРО может, если так будет угодно Кремлю, вступить не в «единороссовский» ОНФ, а в аналогичную структуру под эгидой СР. Председатель этой партии Николай Левичев уже заявил на днях: «У ЕР может быть свой фронт, а у нас – свой. Мы, как и ЕР, открыли партийный список для общественных деятелей». Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин тоже считает, что Рогозин может быть полезен власти именно на оппозиционном поприще: «Власть хочет противопоставить радикальным националистам такой умеренный проект, как КРО. Он может быть задействован как в публичном пространстве вне контекста выборов, так и на них: его представители могут быть включены в партийные списки СР».

Любопытно, что руководитель аппарата СР Олег Михеев недавно предлагал в рамках «ребрендинга» СР сделать символом партии тигра как «очень патриотичный бренд».

Ещё одним косвенным доводом в его грядущее возвращение к внутренней российской политике стал фактический роспуск Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Его деятельность приостановлена решением Московской городской прокуратуры, а в Московском городском суде уже идёт дело о полном запрете Движения. Понятно, что члены ДПНИ не способны изменить свои взгляды. А это значит, что они будут искать им применение в аналогичных структурах. Свои услуги тут же охотно предложил лидер «Славянского союза» Дмитрий Дёмушкин, объявивший о создании нового движения «Русские», в планах которого – «содействие всеобщей этнополитической русской солидарности» и «установление власти национального правительства». В «совет нации» вошли экс-лидер ДПНИ Александр Белов-Поткин, глава Союза русского народа Александр Турик и координатор Русского имперского движения Станислав Воробьёв. А руководить «Русскими» будет глава высшего национального совета Дёмушкин. Впрочем, даже внешность этого «вождя», напоминающего Мальчиша-Плохиша из старой советской сказки, не сулит больших перспектив новому движению.

Для Рогозина партийно-общественная деятельность с неизбежными митингами и прочей суетой – не самый привлекательный ход с точки зрения карьеры. Больше того, на своём нынешнем посту в НАТО он достиг заметных успехов и даже сокращение его участия в этом политическом проекте может быть достаточно критическим. Так что, возможно, итогом будет некая промежуточная форма сотрудничества с КРО в качестве некоего куратора. Что касается самой организации, то, по информации «Нашей Версии», в Народный фронт она не пойдёт категорически, а вот сотрудничества со «Справедливой Россией» пока не исключается. И по большому счёту от этого выиграют все.

В «массовых настроениях людей», которых, как и Рогозина, «заботит русский вопрос», можно не сомневаться. , и это число растёт. Увы, всё вполне предсказуемо. Из-за кризиса в стране закрываются предприятия, растут цены, ликвидируются социальные блага. Заводской и офисный пролетариат срочно ищет виновных, а «понаехавшие» дворники или рыночные продавцы гораздо доступнее для выплеска социального недовольства, чем хозяева жизни и русской, и прочих национальностей. По закону политологии кризис в городской, то есть мелкобуржуазной, среде вызывает бурный рост правых, то есть националистических настроений. Закон законом, но рост нужно контролировать, а движение – окультуривать, придавая ему цивилизованные формы. И тут у Рогозина, даже в качестве некоей надструктурной фигуры, есть хорошие перспективы.

Игорь Дмитриев

23.05.2011 15:11

Просмотров: 1980