Чем обернулся расстрел Белого дома в 1993 году?

20 лет спустя

Прошло 20 лет с кровавого противостояния между президентом РФ Борисом Ельциным и Верховным Советом РФ, закончившегося расстрелом Белого дома. Президентский указ № 1400 от 21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР вызвал раскол не только в правящих кругах, но и в обществе. Конфликт дошёл до вооружённого столкновения. В Москву были введены войска, 4 октября съезд и Верховный Совет были разогнаны с применением оружия и бронетехники. Как же расценивать октябрьские события 1993 года с точки зрения дня сегодняшнего?

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:

– Всё это случилось не вдруг. Ельцинская камарилья рвалась распродать народную собственность в частные руки. Эти люди прекрасно понимали, что им не удастся задуманное, если не уничтожить советскую власть. Первыми же указами были отданы на разграбление золотовалютные резервы страны и все фонды, включая Пенсионный. С невиданного ограбления страны начиналось первоначальное накопление капитала в России. Колоссальная собственность перешла в руки группки людей, которые составили костяк зарождающейся олигархии. Ресурсы богатейшей страны мира отныне были обречены на то, чтобы их варварски разворовывали и в конечном счёте попросту пропивали и проматывали.

Два десятилетия прошло с той поры. Сейчас, когда будут говорить об итогах расстрела советской власти, вновь станут пытаться оправдывать это безумие, заявлять о том, что мы наконец добились свободы и демократии. Но на самом деле в крови и огне октября родился монстр. Этот монстр взял всё самое худшее и мерзкое у Запада, прежде всего – неудержимую тягу к наживе через любые преступления. Коррупция и разгул криминала стали его сутью. Он впитал в себя и традиционные чиновничьи узколобость, безответственность и разгильдяйство. Поэтому за 20 лет не построено ни одного крупного наукоёмкого предприятия, Россия планомерно превращается из страны «героев, мечтателей и учёных» в сырьевой придаток, в обслугу мировой капиталистической системы. Чёрный октябрь столкнул нашу страну на кривую дорожку, в грязную вороватую колею. И через 20 лет мытарств надо как можно скорее с неё сойти.

Михаил Веллер, писатель:

– Очевидно, обе стороны показали себя недоговороспособными. Обе стороны ничего не хотели уступать. Сегодня необходимо признать: в результате расстрела парламента в октябре 1993 года и победы ельцинской группы ближняя перспектива этой победы была положительной. А вот дальняя перспектива является нам отрицательной и всеми сейчас ощущается. В случае победы парламента ближняя перспектива скорее была бы отрицательной, потому что Хасбулатов, генерал Макашов не представляются фигурами, которые могли бы возглавить страну на пути процветания. Но превращение президентской республики в парламентскую и возможность дальнейшей честной, открытой парламентской борьбы и формирование правительств явным большинством – это, конечно, для России было бы плодотворным. Сегодня это упущенный шанс, и мы можем об этом лишь сожалеть.

Кирсан Илюмжинов, президент Международной шахматной федерации, бывший президент Республики Калмыкия:

– Конфликт начался потому, что многие были против той «прихватизации», которая начиналась, ведь из-за неё разрушалась наша экономика. Позиция Верховного Совета заключалась в так называемом китайском варианте – сохранение и создание госкорпораций, встроенных в вертикаль. Зачем тогда раздавали всё за копейки, чтобы сейчас государство выкупало это за миллиарды? А если бы история пошла по другому сценарию, наша страна была бы неолигархической, более экономически развитой и прогрессивной. Там же не Руцкой и Хасбулатов диктовали условия, а директора, руководители, производственники, которые прошли весь путь от мастеров до руководителей крупных предприятий и отраслей. А за Ельциным стояли чикагские мальчики, которые до этого были лишь лаборантами. Они ничего не смыслили ни в экономике, ни в промышленности.

Руслан Хасбулатов, член-корреспондент РАН, бывший председатель Верховного Совета Российской Федерации:

– Если бы в октябре 1993 года Верховный Совет отстоял верховенство закона, то наша страна с точки зрения развития экономики, промышленности и технологий была бы выше, чем современная Франция, и приближалась к уровню Германии. Каждая копейка была бы под жёстким контролем. Тогда победила олигархия, и им сейчас всё равно, что будет со страной, с народом. А ведь всего этого могло бы и не быть… Уверен, наша страна была бы процветающей. Люди чувствовали бы себя увереннее и не бежали бы за границу.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ
Михаил Веллер, писатель
Кирсан Илюмжинов, президент Международной шахматной федерации, бывший президент Республики Калмыкия
Руслан Хасбулатов, член-корреспондент РАН, бывший председатель Верховного Совета Российской Федерации

Елена Ярошкина

27.09.2013 20:44

Просмотров: 3140