Амурская речная флотилия служит стране 119 лет

Речные флотилии Советского Союза. Амур и Ладожское озеро

После почти тридцатилетнего перерыва с момента расформирования последней речной флотилии, Министерство обороны официально объявила, что принято решение о формировании первой в современной России военной речной флотилии – Днепровской. В Интернете сразу появилась масса комментариев о возможном составе и целях создаваемой флотилии. В нашей стране в ХХ веке было сформировано много речных флотилий, которые воевали практически на всех крупных реках и озерах страны.

Они активно участвовали во Второй мировой войне, приближая победу над немецким нацизмом. В этой статье мы расскажем истории некоторых речных флотилий страны в ХХ веке.

Амурская военная флотилия

Эсминец Сибирский стрелок будуший ОС Конструктор будущий СКР Конструктор Ладожской флотилии (фото: Wikimedia Commons)

Прежде, чем начинать рассказ, необходимо сделать два примечания. За всю историю России, на реках происходило много сражений, но мы будем говорить только о флотилиях, сформированных в ХХ веке. Так же пропустим многочисленные флотилии красных и белых во время Гражданской войны. Причина – это были вынужденно сформированные из гражданских судов соединения, которые сразу же после окончания боев в конкретной местности, расформировывались. Мы же будем говорить о флотилиях, созданных на длительный срок и укомплектованных специально спроектированными и построенными речными боевыми кораблями.

Военная флотилия на Амуре самая старшая из всех речных флотилий России. Не смотря на исключение из состава ВМФ, она по-прежнему функционирует, – её передали в ведение пограничников. Эта первая флотилия ХХ века, которая создавалась комплексно, под решение конкретных задач. Строго говоря, военные корабли под Андреевским флагом появились на Амуре еще в середине XIX века. Но они не предназначались для боевых действий на реке. Флотилия была создана в 1905 году. В её состав входили 8 башенных канонерских лодок (в советское время их переклассифицировали в мониторы), 10 речных канонерских лодок и 10 бронекатеров (тогда их называли бронированные посыльные суда). Так как созданная флотилии должна была действовать автономно от любых баз флота, в её состав входили различные транспорты и даже специальный плавучий док, рассчитанный на доковое обслуживание мониторов. Он оказался долгожителем, и еще до недавнего времени был в строю. Базу флотилии организовали в Осиповском затоне на Амуре. Одной из задач флотилии на момент образование было упорядочение приграничной торговли и взимание пошлин с товаров. Эта задача была успешно решена. К 1913 году собранные таможенные пошлины превысили сумму, которое государство затратило на постройку всех кораблей флотилии.

Первое, по настоящему боевое крещение флотилия получила в 1929 году, во время конфликта на КВЖД. Похоже, именно тогда, военное и политическое руководство СССР в полной мере прочувствовало преимущество речной флотилии, сформированной из специально спроектированных бронированных речных кораблей. В 20-е годы Амурская флотилия находилась в плачевном состоянии. К послевоенной разрухе добавилось и то, что часть кораблей флотилии японцы угнали в порты Сахалина. Правда, после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке мониторы и канлодки вернулись на Амур. К началу конфликта из 8 башенных канонерских лодок – напомним, в СССР их переклассифицировали в мониторы – восстановили только 4. Ещё один временно переоборудовали в плавучую базу гидроавиации. По сути это был речной гидроавианосец. Из 10 речных канонерских лодок восстановили 5. С бронекатерами было еще хуже. В 20-е годы два бронекатера построили, несколько единиц перебросили с Черного и Балтийского флотов. Всего, с учетом оставшихся, на Амуре в боеготовом состоянии находилось 7 бронекатеров. Но и эта, по сути, половина флотилии, успешно разгромила Сунгарийскую флотилию «белокитайцев». Здесь важно понимать следующее. В состав Сунгарийской флотилии входили вооруженный пароходы и плавучие батареи, переделанные из барж. Против бронированных кораблей, вооруженных морскими орудиями, сделать они ничего не могли. В 30-е годы мощь Амурской флотилии была полностью восстановлена. Из 8 мониторов восстановили 7 (восьмой погиб в 20-х годах). Дополнительно введен в строй монитор «Активный» проекта СБ-30. В состав флотилии вошли 73 бронекатера проектов 1124 и 1125. Флотилия имела свою авиацию и десантные корабли. Это важно, с учетом заявления Министерства обороны о воссоздании Днепровской флотилии. Некоторые историки считают, что десантных кораблей своей постройки перед Великой Отечественной войной в СССР не было. Это не так. Перед войной, в состав Балтийского флота и Амурской флотилии вошли самоходные десантные баржи типа СБ. разница между ними состояла в том, что балтийские СБ были действительно самоходные, а амурские передвигались с помощью буксира. К концу войны, для защиты устья Амура и Татарского пролива были построены три монитора типа «Хасан» проекта 1190. По сути, это были корабли типа «река-море». Во время войны с Японией, флотилия имела подавляющее преимущество на всем протяжении Амура. Японская Сунгарийская флотилия включала 5 канонерских лодок, 12 бронекатеров, 10 сторожевых катеров и 3 полка морской пехоты.

Башенная канонерская лодка Шквал 1911 река Амур (фото: Wikimedia Commons/Черницкий К.Э., Эльцберг Е.Р.)
Бронекатер БК-302 как памятник в Хабаровске (фото: Wikimedia Commons/ Andshel)
ПСКР Вьюга проекта 1208 (фото: Wikimedia Commons/ Andshel)

С 50-х годов в СССР началось резкое падение интереса руководства флота к речным флотилиям. Это относилось и к Амурской флотилии. В 1955 году она была расформирована, а вместо нее создана Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота. Но в связи с резким ухудшением отношений с Китаем, в 1961 году сформировали Амурскую бригаду – впоследствии дивизию – речных кораблей Тихоокеанского флота. Для нее строились новые речные корабли. Было построено 118 единиц бронекатеров (официально артиллерийских катеров) проекта 1204 шифр «Шмель» – о них еще будет разговор далее и 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208 шифр «Слепень». Это были наследники знаменитых амурских мониторов. Руководство флота помнило их успехи в конфликте на КВЖД и во время войны с Японией. Правда, некоторые историки флота утверждают. что бронирование этих кораблей было значительно слабее, чем у мониторов типа «Шквал», и хорошо, что они не участвовали в боевых действиях. Дополнительно для пограничников были построены 11 пограничных сторожевых корабля проекта 1248 шифр «Москит» – это была уменьшенная копия корабля проекта 1208 – и 8 пограничных корабля управления проекта 1249. Кроме этого построили 4 речных пограничных сторожевых корабля проекта 12130 шифр «Огонек». В самом конце своего нахождения в составе ВМФ, флотилия пополнилась 8-ю десантными катерами на воздушной подушке проекта 12061 шифр «Мурена». Амурская флотилия всегда имела свою авиацию и морскую пехоту.

Модель монитора Ленин на 1945 год (фото: Wikimedia Commons/ Andshel)

Амур был и остается пограничной рекой. Иметь в сегодняшних условиях на нем речную флотилию, подчиненную ВМФ стало нецелесообразно, поэтому в 1995 году на базе Амурской речной флотилии была создана Амурская пограничная речная флотилия в составе Пограничных войск России. Флотилия вошла в структуру Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Часть её кораблей была списана, но большая часть продолжает службу в составе Береговой охраны на Амуре.

Ладожская флотилия

ПСКР-200 Адмирал Казакевич проекта 12130 (фото: Wikimedia Commons/ Andshel)
Подводная лодка М-77 совершавшая разведывательные походы на Ладожском озере (фото: Wikimedia Commons/ Mike1979 Russia)

Ладожская флотилия немного выбивается из канвы рассказа о речных и озерных флотилий по двум причинам. Во-первых, до 1939 года советских военных кораблей в Ладоге не было. Флотилия была создана только с началом советско-финской войны. В промежутке между войнами на Ладоге находился «Отряд учебных кораблей Военно-морских учебных заведений ВМФ СССР». С началом Великой Отечественной, флотилию восстановили. Целью флотилии стало противодействие блокады немецкими войсками Ленинграда. А, во-вторых, корабельный состав флотилии был очень необычен. Флагманами были два сторожевых корабля «Пурга» проекта 39 и «Конструктор» – бывшее опытовый корабль «Конструктор», бывший эсминец «Сибирский стрелок». Основной ударной силой флотилии стали 6 канонерских лодок – вооруженных грунтоотвозных шаланд типа «Бира», принадлежавших Балттехфлоту Спецгидростроя НКВД. В состав флотилии входили торпедные катера, малые охотники типа МО-4 и малые катера типа КМ, а также мобилизованные суда. Особо нужно сказать, что в состав флотилии входили две подводные лодки М-77 и М-79 серии VI-бис! Они выходили в реальные боевые разведывательные походы. Одним из противников наших моряков на Ладожском озере были 4 итальянских торпедных катера типа MAS-526 Флотилия сыграла значимую роль в обеспечении «Дороги Жизни» в Ленинград. После снятия блокады флотилию расформировали.

Однако, из Ладоги ВМФ не ушел. На озере стали базироваться опытовые суда, проводились испытания морского оружия. О некоторых испытаниях смотри статью «Тайна ладожского полигона». На озере базировались выведенные в резерв так называемые «зажигалки» – подводные лодки проекта А615. Об одной из таких субмарин смотри статью «Гибель «зажигалки»». Базой кораблей в послевоенное время стал Приозёрск. В 90-е годы непродолжительное время на Ладоге находились боевые пловцы из отряда Разведки специального назначения Каспийской флотилии, выведенные из Баку. Замерзающее озеро не лучшее место для них, и через некоторое время они передислоцировались в Туапсе, а после 2014 года в Севастополь, став частью российского Черноморского флота.

Окончание следует

Андрей Максимов

17.05.2024 12:00

Просмотров: 1860