Алена Минулина заворожит пространство оранжереи Павильона «Азербайджан» на ВДНХ 7 июля

Коды русалки

Шорохи трав, ароматы цветов, биение разгоряченного сердца, тонкие нити исторических реминисценций – праздник Ивана Купалы грядет на ВДНХ. Вас приглашают на концерт-погружение в пучину собственных чувств через оригинальную электронно-фолковую музыку в окружении прекрасных растений!

Внимание! Концерт перенесён на сентябрь

Атмосфера таинственной и манящей купальской ночи, бесподобный русский фолк и запоминающиеся авторские песни будут представлены в этно-электронной программе чемпионки России по Live Looping Алёны Минулиной.

На глазах у зрителей рождается яркая звуковая сказка: с помощью голоса и битбокса Алёна создает композиции, которые подхватывают другие музыканты. Музыка ткется буквально из воздуха, волшебно плывет над оранжереей и производит волшебные вибрации, свойственные дню Ивана Купалы.

Организаторы подчеркивают, что для посещения концерта НЕ требуются QR-коды, справки или специальные приглашения! Лишь ваше желание является основополагающим моментом для присутствия на этом вдохновляющем и романтичном событии! Когда вокруг царит уныние и сгущается мрак, у вас есть великолепная возможность расслабиться и прикоснуться к древней мистической истории.

Приведем ряд характерных для события поверий и обычаев. Сам день Ивана Купалы (Ива́нов день, Ива́нщина, Ивана Купалы, Купала) – древний народный праздник восточных славян, отмечаемый 24 июня (7 июля), посвящённый, по мнению ряда специалистов (об этом писали известные историки, в том числе академик Б. Рыбаков в его фундаментальных исследованиях, посвященных язычеству древних славян; Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН и другие источники), летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. По времени и названию совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, от которого и берёт своё название: так как имя Иоанна – «Креститель», в переводе с греческого буквально переводится «купатель», «погружатель в воду».

Исследователи и собиратели фольклора отмечают определенную связь содержания купальских песен с обрядовыми действиями и мифологическим смыслом праздника. Среди разножанровых текстов купальского цикла немало лирических песен с любовной и семейной тематикой; шутливых припевок-перебранок между парнями и девушками; песен хороводных и игровых; баллад и т. п. Их принадлежность к купальским песням определяется специфическими («купальскими») типами напевов и приуроченностью к конкретному календарному периоду. В другое время исполнять такие песни было не принято.

Видео не может быть загружено.

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы. Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере – чаще в банях, а на юге – в реках и озёрах. Ближе к закату на возвышенностях или у рек разжигались костры.

Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек. Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Молодёжь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы и т. п. По мнению Т. А. Агапкиной и Л. Н. Виноградовой, «символ высокого шеста, с установленным на нём колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева».

Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно «живым огнём», добытым трением. Кое-где огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмарстве…

На Украине и в Белоруссии девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака. Молодёжь и дети также прыгали через костры, устраивали шумные весёлые игры: бегали наперегонки, играли, веселились...

Характерная примета праздника Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

На Руси считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие – днём до обеда, а некоторые – по утренней росе. При сборе лечебных трав читали особую молитву (заговор). Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды.

У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветёт папоротник. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы даёт тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности. Согласно поверью, обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам (и они должны рассыпаться перед ним), владеть нечистыми духами, повелевать землёй и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.

Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него. Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовления – витьё, плетение.

Для венка часто использовали следующие растения: барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и берёзы и др. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и т. п. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития и т.д.

Считалось, что в купальскую ночь оживает и проказит всякая нечисть, что нужно остерегаться «проказ нежити – домовых, водяных, леших, русалок». Для защиты от них следовало использовать различные обереги. К примеру, чтобы защитить себя от нападения ведьм, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву. Девушки рвали полынь, так как думали, что её боятся ведьмы и русалки. Согласно славянским поверьям, корень плакун-травы, выкопанный накануне Ивана Купалы, был способен обезвредить чары колдунов и ведьм.

В купальскую ночь, как и в одну из ночей на зимние святки, у восточных славян часто совершались ритуальные бесчинства молодёжи. Например, баловники переставляли дрова и телеги, снимали ворота, затаскивали их на крыши, подпирали оглоблями двери домов, замазывали глиной окна и всячески шалили.

Известно поверье, согласно которому на Ивана Купалу солнце на восходе переливается разными цветами или подпрыгивает, мигает, останавливается и т. п. Чаще всего об этом явлении говорят: солнце играет или скачет; в отдельных традициях – купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветёт, красуется...

Как относиться к перечисленным особенностям праздника – дело ваше. На мой взгляд, они помогают ощутить связь с живой историей в становящемся все более оцифрованным и бездушным современном пространстве, где многие люди живут одним днем и забывают о том, что есть вещи, выходящие за рамки наживы, расчета и гламура, игнорируя, к большому сожалению, свои корни.

Напоследок замечу, что темы праздника Ивана Купалы нашли свое оригинальное отражение в классической художественной литературе. На них обратил внимание и талантливо их интерпретировал Николай Гоголь в своей знаменитой повести «Вечер накануне Ивана Купала» из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки». Тема Ивана Купалы также занимает особое место в творчестве Сергея Есенина. Этому событию посвящено его стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета.

В современной России есть известная группа «Иван Купала», чьи электронные фолк-обработки, в том числе посвящённые одноименному празднику, имели большой успех среди зрителей. Празднику посвящают свои композиции и другие коллективы, вроде «Отавы Е», «Волги», Пелагеи, Звенты Свентаны, или различные фолк-метал-группы.

В программе концерта Алены Минулиной заявлены следующие, как народные, так и авторские произведения: