Версия // Бизнес // Пандемия коронавируса дает огромные шансы развивающимся странам

Пандемия коронавируса дает огромные шансы развивающимся странам

5885

Плюс один

В разделе

Пандемия, опустошившая развивающиеся рынки — отток капитала с которых в марте превысил $100 миллиардов, должна была бы посеять панику по всему развивающемуся миру. Однако, если уж на то пошло, в таких странах как Индия, Южная Африка и Юго-Восточная Азия, есть повод для осторожного оптимизма относительно будущего. И причина этому - Китай.

Пока не разразилась пандемия, удушающая власть Китая над мировым производством и торговлей казалась незыблемой. Даже когда заработная плата на материке неуклонно росла, компании не решались перенести производство в другое место. Конкурирующие страны, стремящиеся стать базой для глобального производства, вынуждены были конкурировать с мощными внешними сетевыми эффектами, накопившимися в Китае. Многие из этих развивающихся стран с появлением автоматизации начали задаваться вопросом, не будут ли они навсегда отрезаны от процветания, основой которого является производство.

Однако сейчас зависимость от Китая выглядит все более опасной. Производители еще не переехали, потому что Китай остается относительно легким местом для ведения бизнеса. Кроме того, внешние факторы могут сделать цепочки поставок с одним источником более эффективными.

Но если по какой-то причине сеть нарушается, эти цепочки поставки быстро становятся опасно хрупкими. И все - компании, инвесторы и, что немаловажно, другие развивающиеся страны - поняли это почти одновременно где-то в марте. Один из немногих способов преодоления сетевых внешних эффектов заключается в том, что некий общий сигнал вызывает согласованный поиск нового равновесия. Пандемия стала таким сигналом.

С тех пор директивные органы развивающихся стран стремятся воспользоваться этой возможностью. Премьер-министр Вьетнама сообщил, что его страна «готовится принять иностранных инвесторов, которые хотят либо инвестировать в новые проекты, либо перенести свое производство из других стран во Вьетнам». В относительно короткой речи, объявляющей о пакете стимулирующих мер Индии, премьер-министр Нарендра Моди упомянул «цепочки поставок» восемь раз.

Как и их коллеги в других странах, индийские политики пытаются всеми способами выманить производства из Китая. Правительство заявило, что создает земельный банк, чтобы предложить его заинтересованным компаниям. На фоне заявлений властей некоторые в электронной промышленности Индии надеются удвоить экспорт всего за три года.

Есть даже свежая надежда на реализацию сложных структурных реформ, которые лидеры, такие как Моди, откладывали слишком долго. В Южной Африке реформистский министр финансов Тито Мбовени, по-видимому, получил от президента Сирилы Рамафосы поручение начать реализацию таких реформ.

Во всем развивающемся мире эти рецепты схожи. Южная Африка нуждается в реформировании рынка труда, который удерживает формальную заработную плату слишком высокой, чтобы быть конкурентоспособным с Китаем. Другие африканские страны должны пересмотреть торговые барьеры. Филиппины должны снизить свои высокие налоговые ставки на доходы корпораций. Все эти реформы политически сложны; без кризиса они могли бы никогда не произойти.

Повышение конкурентоспособности остального развивающегося мира, несомненно, принесет дивиденды огромному числу безработных молодых людей. Но некоторые из этих акцентов на структурной реформе также упускают суть. Потенциал разрушения производственной монополии Китая не связан с новой парадигмой затрат. Пандемия не подорвала его преимущества Китая. Однако есть надежда, что компании захотят создать более устойчивые, безопасные и надежные цепочки поставок — даже если они менее эффективны в краткосрочной перспективе.

Если это так, то все эти жесткие реформы, хотя и имеющие решающее значение для конкурентоспособности, должны быть дополнены «мягкими» реформами, которые будут способствовать повышению устойчивости. Это означает, что странам необходимо ввести более четкие правила мирового уровня. Они должны повысить прозрачность, предсказуемость и открытость налогового режима. Им нужно будет углубить свои финансовые рынки, гармонизировать свою правовую среду и так далее.

Вспомните, что на самом деле означает для компаний реализация стратегии «Китай плюс один». Они все равно планируют диверсифицировать свои цепочки поставок. Чтобы привлечь их, странам вовсе не обязательно быть дешевле или эффективнее Китая. Но они должны быть более прозрачными и надежными. Выиграют в этой гонке те страны, которые смогут убедить корпорации, что они - самое безопасное место для ведения бизнеса, даже если не всегда самое простое.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.06.2020 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх