Версия // Бизнес // «Наша Версия» разбирается с историей пивных драфтовых и крафтовых турецких брендов

«Наша Версия» разбирается с историей пивных драфтовых и крафтовых турецких брендов

6398

Турецкие «Хотите, чё?». Часть 5

«Наша Версия» разбирается с историей пивных драфтовых и крафтовых турецких брендов (фото: Татьяна Егорова)
В разделе

Мы с вами уже рассмотрели ранее историю возникновения и развития основных пивных производств и бизнесов в Турецкой Республике. Но как обстояло дело с возникновением более-менее масштабного и, конечно, производства крафтового пива в Турции, которая является мусульманской страной, что (по понятным причинам) накладывает серьезные ограничения на употребление пива (алкоголя), его рекламу, проведение фестивалей, в целом? С этим непростым вопросом мы попробуем разобраться далее.

«Жизнь коротка, чтобы пить плохое пиво» – из наблюдений бирроманов.

Читатели «Нашей Версии», скорее всего, бывали в Турции и не один раз. Наверняка, много чего повидали и попробовали. Для тех, кому пока не довелось посетить эту страну или кто только собирается это сделать, обратим внимание на то, что Турецкая Республика – сегодня представляет собой большую индустриальную страну с развивающейся экономикой. Климат в Турции в основном тёплый. В ней также хорошо развито сельское хозяйство и много чего ещё.

Про драфтовое и крафтовое пивоварение у соседей турков – грузин и армян известно немало. Кому интересно, даём ссылки на наши предыдущие исследования. Теперь посмотрим, как обстоят дела с этими производствами и бизнесами в Турецкой Республике.

Крафтовое пивоварение в Турции также присутствует, наряду с драфтовым. Оно редко выходит за пределы крупных городов и ряда туристических центров. Точных статистических данных по крафтовому пивоварению в Турецкой Республике мне на 2023 год найти не удалось. Из разговоров с барменами в кафе и владельцами магазинчиков, торгующих означенными напитками, можно сделать вывод, что объёмы варок не очень большие. В основном, около ста тысяч дал. в год. То есть, единовременно варится приблизительно 2-3 тонны. Откуда уходит на розлив примерно 2000 банок или бутылок в месяц при разовой варке.

Для начала отмечу, что среди участников крафтовой «движухи» замечен гигантский мейджор – «Tuborg», у которого есть своя крафтовая «линейка» под названием «Frederik». Мировой опыт показывает, что крупные мейджоры не чураются приобретения небольших независимых крафтовых пивоварен и производств. Они покупают сам бренд, оборудование (по согласованию добавляя в него недостающие технологические элементы или модернизируя его) и принадлежащую ему рецептуру, зачастую оставляя без изменений персонал, уже запущенные в производство и опробованные сорта. Такая практика распространена в Европе и США.

По теме

В принципе, такой подход представляется разумным с точки зрения бизнеса, так как кроме экспериментирования, одним из самых важных моментов во всей цепочке крафтового пива (помимо мощностей производства, вложений в стоимость сырья и привлечения грамотных специалистов-пивоваров, технологов) является его дистрибьюция, связанная с ней логистика и рекламные возможности. Тут у мейджоров есть большие бесспорные преимущества, так как их бизнес-стратегии нарабатывались десятки лет. Турецкий «Tuborg» пошёл несколько иным, но также опробованным путём. Он варит несколько видов IPA на собственном экспериментальном производстве в Измире. Через их дистрибьюцию (кроме крафта) распространяются и другие популярные драфтовые марки, вроде «Paulaner», «Budweiser», «Leffe», «Estrella», «Hobgoblin», «Tripel», «Desperado» и другие.

Основных бизнес-двигателей именно крафтовой субкультуры в Турции несколько. Они, конечно, не обладают такими мощностями, как «Tuborg», но вполне самостоятельны и независимы. У их продукции есть свои поклонники, число которых постепенно растёт. Расскажем о них подробнее, начав с компании под названием «Пера» («Pera»). Её основал в «нулевых» один из бывших директоров «Tuborg», которому, по одной из версий, захотелось попробовать кое-чего новенького. В портфеле компании присутствуют: «Пера» («Солодовое»), «Пера Хефевайцен» («Пшеничное»), «Пера Кёльш», «Пера Пилснер», «Perge Pilsner» («Копчёный лагер»), «Vole». Я нтарный эль и стоящий наиболее близко к крафту эль с фруктовым вкусом жевательной резинки и корицы.

Вторым известным турецким крафтовым брендом будет «Книдос» («Knidos»), основанный около 60 лет назад, как «Пивоваренная Компания Босфорус» («Bosphorus Brewing Company»). Их « конёк» – лагера и эли с естественной ферментацией и брожением. Вроде лагеров «Tank 1» и «Книдос Пилснер», а также «Книдос Пшеничное», светлого эля «Route 333», фруктового «Tutti Frutti».

Третий более-менее известный турецкий крафтовый бренд «Гара Гузу» («Gara Guzu») был основан в конце «нулевых», в 2014 году в городке Мугла курортного региона Бодрум семейной парой. Их «линейка» насчитывает не менее 10 сортов. Они именуют его «Бутиковым». Среди которых были замечены светлый и янтарный эли под названием «Гара», красный эль, «Свекольное», «кислое» гёзе, один вид IPA, пшеничное «Снежный Пляжный Лес».

Курортный городок Мугла приютил и ещё один крафтовый бренд под названием «Пабло» («Pablo»). По одной из версий, название пивоварне дал любимый пёс хозяина. Они варят несколько видов крафта: пилс, пшеничное, стаут, IPA. Наряду с перечисленными, существуют и другие небольшие компании, вроде: «Graf», «Torch», «Taps», «Feliz», «Kolpa», «Knoffner», «Bir Bira Luften».

По теме

Их продукцию можно встретить в основном в торговых точках Стамбула. Но при желании она обнаружится в правильных заведениях Измира, Антальи, Бодрума, Фетхие. Реже в Анкаре, Трабзоне и Эрзеруме. Пабы и бары Стамбула очень разнообразны, их локации периодически меняются. Строго пивных заведений и особенно крафтовых тэпрумов (если брать гигантские размеры Стамбула) немного. Но в их ассортименте можно найти почти всё: «Смузи», Гёзы, «Супы», РИСы, ДИПы и пр. Эли, стауты и сидры обнаружатся в пабе «Сэра Уинстона», «Beer Hall» и «United Pub» в Бешикташе. Также известны «Populist» на Шелише, сеть (около 9 пабов) «Ayi», «Celtic Pub» на Таксиме. Их предложения включают в себя как турецкие, так и международные известные сорта.

Искать подобные бары и пабы надо не всегда в раскрученных туристических районах. Для начала, надо, конечно, исследовать район Таксим, имеющий свой неповторимый винтажный и отчасти крафтовый колорит, благодаря, магазинам, галереям, центрам искусства, антикварным лавкам, уличным музыкантам и историческому фуникулёру. Прославленная мастерица детективов Агата Кристи писала здесь, в отеле «Пера Палас» свой роман «Восточный Экспресс». К площади Таксим ведёт пешеходная улица Истикляль (район Бейоглу) по которой курсирует исторический трамвайный вагончик красного цвета, маршрут которого остаётся неизменным уже более века. Вдоль улицы (и если отойти от неё чуть в сторону) расположено огромное количество кафе, ресторанов, разнообразных баров и торговых галерей на любой вкус и кошелёк. Много граффити, оригинального дизайна и исторической (в меру изящной) архитектуры. В центре площади возвышается 12-метровый монумент «Республика», сооружённый почти 100 лет назад (в 1928 году). Он включает в себя скульптуры Ататюрка, а также маршалов Клемента Ворошилова и Семёна Аралова.

Имеет смысл обратить внимание на исторический район Балат, расположенный в Фатихе на западном берегу залива Золотой Рог. Балат вобрал в себя многоликую культуру и дух народов, живших здесь на протяжении веков. Здесь стоит сфокусироваться на старинных красочных деревянных домиках, карабкающихся вверх мощёных булыжником улиц, а также на разноцветных лестницах и уличных кафе, оформленных в руин-стиле. А также на район Каракой с его Галатским мостом, улочками испещрёнными граффити, ресторанчиками с красочными зонтами и живописными трущобами. Ещё поискать кое-что интересное, по исследуемой нами крафтовой теме, можно в районе Фенер, чьи улицы мало чем отличаются от Балата. На них располагаются разноцветные древние домишки и развешано бельё на веревках. Здесь можно обнаружить лавки старьёвщиков, антикварные лавочки, ретровелосипеды, крошечные ресторанчики, кафе с нестандартными интерьерами и меню, а также необычный стрит-арт.

Крупных пивных фестивалей в Турции, к сожалению, на данный момент, нет. В отношении рекламы пива законы строги. Поэтому в профильных заведениях может отмечаться «Октоберфест» или некое локальное событие, связанное с производством напитка. Как это происходит, допустим, в Измире, где с некоторых пор в сентябре проводится крафтовый «Brewsfestival». В целом, по моей версии, перспективы для развития драфтового и крафтового пивоварения (в том числе как бизнеса) в Турецкой Республике, скорее благоприятны, чем плохи. Существует огромное количество кафе и ресторанов, владельцы которых легко идут на контакт и, подчас, не против, попробовать что-то новое в плане торговли тем или иным продуктом. При этом, они хорошо знают приходящий к ним контингент покупателей, что облегчает задачу доступности и возможной востребованности предлагаемого товара.

Но есть и не очень приятные нюансы для бизнесменов, работающих с пивом. Например, в том же Стамбуле в последнее время появилось немало магазинов, вообще игнорирующих торговлю любым спиртным (и даже пивом), чьими владельцами являются выходцы из арабских и мусульманских стран. Понятно, что впридачу ко всему, многое упирается в экономику (в то самое наличие средств в карманах потребителей, так как крафтовое пиво не может стоить дёшево, а турецкую экономику в 2020-х годах здорово «потряхивает»), особенности местного менталитета и вкусовых предпочтений людей. Можно, конечно, предлагать, произведённое в Турции пиво, в соседние страны (как это успешно делает тот же «Эфес»). Но с крафтовым пивом такие моменты имеют свои сложности. Поэтому, будем наблюдать…

Продолжение следует.

«Наша Версия» предупреждает читателей об ответственном потреблении пива и алкогольных напитков. Запрете их продажи лицам моложе 18 лет! Пьём меньше и вкуснее!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.12.2023 12:41
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх