Версия // Общество // Россиянам предложили согласовывать банковские операции с доверенными лицами: как это защитит от мошенников

Россиянам предложили согласовывать банковские операции с доверенными лицами: как это защитит от мошенников

1258

Две головы лучше

Россиянам предложили согласовывать банковские операции с доверенными лицами: как это защитит от мошенников
(фото: pixabay/Biok_Pictures)
В разделе

Россиянам предложили согласовывать их банковские операции с близкими родственниками – по задумке авторов инициативы, это поможет сберечь средства на счетах от мошенников. Законопроект был направлен на отзыв в Центробанк депутатом Госдумы от «Единой России» Натальей Костенко.

В соответствии с содержанием инициативы, граждане могут направить в банк заявление, в котором поручат доверенным лицам разрешать либо блокировать операции по их счетам. Доверенными лицами могут выступить родственники клиента банка. Инициатива направлена зампреду ЦБ Сергею Швецову, сообщают «Известия».

Как отметила Костенко, к ней регулярно обращаются обманутые мошенниками граждане, которые лишились средств на счёте после телефонных звонков неизвестных. Злоумышленники действуют по стандартной схеме: представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов и просят предоставить им данные банковских карт. После этого происходит хищение средств со счёта, часто – безвозвратное.

По мнению пострадавших от мошеннических действий граждан, если бы о звонке знало доверенное лицо из числа родственников, потери денег можно было бы избежать. Большое количество таких случаев подтолкнуло депутатов к разработке законопроекта, направленного на защиту средств граждан на банковских счетах от мошенников.

Депутат в пояснительной записке к законопроекту отметила, что проблема обмана россиян телефонными мошенниками весьма актуальна. Данные ЦБ свидетельствуют, что за первые 6 месяцев 2020 года со счетов россиян было украдено порядка 4 миллиардов рублей.

Летом 2021 года регулятор дал рекомендации по снижению риска мошеннических операций в отношении лиц с ограниченными возможностями и прочих маломобильных групп населения. Банкам рекомендуется вести дополнительный контроль операций с помощью доверенных лиц. Костенко отметила, что разработанный ею законопроект даст россиянам дополнительную защиту. Обратившись в банк, все желающие смогут установить дополнительный контроль за совершаемыми операциями через доверенных лиц.

Таким образом, фактически в стране может появиться новая банковская услуга – банки по телефону будут уведомлять доверителей об операции с суммой, превышающей установленный лимит.

Дополнительная проверка

Депутаты Госдумы пока не пришли к единому мнению об этом законопроекте. Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что предложение можно поддержать. Он согласился с тем, что в последнее время в стране наблюдается рост социального мошенничества, жертвами которого становятся самые уязвимые слои населения. Телефонные мошенники, пользуясь доверчивостью граждан, выманивают у них данные карт, чтобы затем украсть со счёта все средства. Сложнее всего приходится пожилым гражданам, которым непросто освоить современные цифровые технологии.

В КПРФ согласились с наличием проблемы, но считают, что предложение нуждается в доработке. По мнению коммунистов, человек, который напишет в банк заявление о назначении доверенного лица, фактически распишется в собственной недееспособности. Депутат Сергей Обухов считает, что мало кто согласится с этим. Члены партий «Справедливая Россия» и «Новые люди» готовы рассмотреть законопроект и оценить его после того, как он будет внесён в Госдуму.

По теме

Член экспертного совета ГД по небанковским финансово-кредитным организациям, руководитель Агентства защиты прав потребителей финансовых услуг Елена Фасахова в беседе с изданием отметила, что инициатива заслуживает поддержки законотворцев. Она напомнила, что мошенники, как правило, используют одну и ту же схему: представляясь сотрудниками банка или полиции, информируют граждан о якобы совершённой попытке незаконно снять деньги с их счёта. Чтобы не допустить этого, россиянам предлагается назвать данные карты или лично снять деньги и положить их на названный мошенниками счёт. Аферисты любят торопить граждан и предупреждать их, чтобы они ни с кем не советовались и как можно быстрее выполнили указания.

Фасахова посчитала инициативу целесообразной, так как речь идёт о добровольном согласии граждан на назначение доверенного лица и дополнительной проверки операций. Сами жертвы мошенников нередко говорят, что потери денег можно было бы избежать, если бы они имели возможность посоветоваться с кем-то или проверить операцию.

Без времени на раздумье

Ранее в сентябре сообщалось, что мошенники начали притворяться родственниками и друзьями россиян и звонить им, подделывая номера. Об этом в беседе с газетой сообщил партнер и директор компании «ИТ-Резерв» Павел Мясоедов. Для подмены номера используются SIP-клиенты и другие способы. Как правило, злоумышленники представляются банковскими работниками, но известны случаи, когда они выдавали себя за родственников своих жертв. Мошенники делают ставку на страхи жертв, которые хотят помочь попавшему в беду «родственнику», сбивчиво объясняющему ситуацию.

В ЦБ составили словарь мошенника – часто используемые в телефонном разговоре слова и фразы, которые должны насторожить клиента банка: «служба безопасности», «подозрительная транзакция», «срочно», «быстрее», «перевод на ваш резервный счет». Если собеседник употребляет их, правильнее всего будет просто положить трубку. Злоумышленники также любят использовать названия различных ведомств (ФСБ, Центробанк, СКР и прочих), чтобы вывести человека на эмоции и добиться от него желаемых действий.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.11.2021 16:10
Комментарии 0
Наверх