1 сентября вступают в силу новые требования к работе водителей такси. Представители отрасли уже предупреждают, что они могут вызвать серьёзные сбои в работе этого вида транспорта, услуги которого за последние годы и так значительно подорожали. Теперь же речь идёт о том, что едва ли не 90% таксистов рискуют оказаться в серой зоне.
Федеральный закон № 580 был принят в декабре 2022 года. Как заявлялось, он должен навести порядок в работе рынка таксомоторных перевозок. В частности, в легальное поле наконец были введены службы заказа такси, также самозанятые граждане получили возможность работать в такси официально. Кроме того, закон позволил региональным властям устанавливать требования к внешнему виду автомобилей, в том числе вводить единый цвет. Ещё одной важной новацией стало требование о наличии у таксистов страховки ОСАГО, предназначенной именно для перевозчиков.
Можно представить, что власти при разработке закона руководствовались благими намерениями и желанием сделать работу такси прозрачной и комфортной для пассажиров. Однако с мест тут же начала звучать критика: предлагаемые новации может потянуть разве что богатая Москва. А в регионах чуть ли не половина водителей такси – непрофессионалы, о чём в правительстве, вероятно, не имели понятия. Нужно заработать – сел за руль, включил на смартфоне приложение и поехал таксовать после работы или в выходные. Если оформлять лицензию, перекрашивать машину и оформлять страховку, которая для таксистов стоит в разы дороже обычной, то работать не получится даже в ноль. В результате часть таксистов ушли с рынка, а часть перешли на полулегальное положение.
И вот теперь к прежним требованиям добавляется новое. С 1 сентября каждый таксист должен будет иметь отдельный полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Однако оформить его можно только при наличии официального разрешения на работу в такси. Как сообщается, в Москве с этим проблем нет – разрешения оформили уже 60% таксистов. А вот в регионах из полутора миллионов водителей лицензии получили чуть более 20 тыс. человек. При этом даже если все решат оформить разрешения, встаёт другая проблема. С 1 сентября таксисты должны будут иметь путевой лист с отметками о ежедневном медицинском осмотре водителя и техническом осмотре автомобиля. Учитывая, что почти 90% таксистов в регионах – самозанятые, им придётся либо каждый день обращаться в частные медпункты и пункты техосмотра, что приведёт к существенным тратам, либо покупать поддельные справки – нетрудно догадаться, что такие услуги моментально появятся.
В любом случае количество такси сократится. К чему это приведёт, нетрудно догадаться. В профильном сервисе «Максим» поясняют: когда в рамках эксперимента агрегатор временно закрыл доступ к заказам для водителей, не соответствующих требованиям нового закона, то оставшиеся таксисты смогли выполнить не более 2% заявок, а средний чек на поездки вырос в 3–8 (!) раз. Одновременно проведённый опрос показал, что 72% индивидуальных таксистов готовы перейти в серый сектор и стать «бомбилами», если власти продолжат закручивать гайки. Очевидно, что порядок на рынке наводить необходимо, однако предлагаемые новации выглядели бы уместно в «сытые» годы. В ситуации же, когда цены на всё растут, а эксплуатация автомобиля стала значительно дороже, попытки собрать с граждан дополнительные деньги встречают понятное непонимание.
Тем временем
В Думе рассматривается ещё один закон, регулирующий работу такси. Он позволит вводить ограничения, допуская к использованию в перевозках только автомобили, произведённые в России. «Принятие закона позволит поддержать отечественный автопром и создать дополнительные условия для его развития», – заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Однако эксперты указывают: по сути, единственным отечественным автозаводом сегодня является АвтоВАЗ.
Однако его продукция подойдёт разве что для перевозок в классе «эконом». Кто в таком случае будет закрывать остальные ниши? Очевидно, что китайцы – их машины, собираемые на заводах в РФ, также считаются российскими. Сейчас таксисты не слишком жалуют автопродукцию из КНР, находя в ней немало минусов. Однако, если закон будет принят, выхода у водителей и таксопарков не останется, к большой радости китайских производителей, которые получат гарантированный спрос на свою продукцию.