Версия // Общество // Командир гоминьдановского крейсера входил в подпольную коммунистическую ячейку

Командир гоминьдановского крейсера входил в подпольную коммунистическую ячейку

856

История китайской «Авроры»

Командир гоминьдановского крейсера входил в подпольную коммунистическую ячейку
В разделе

В этой статье мы расскажем о легком крейсере «Чунцин», который до включения в состав китайского флота прошел всю Вторую мировую войну под названием «Аврора».

Легкий крейсер HMS «Aurora»

Из Первой мировой войны Королевский флот Великобритании вышел с новыми легкими крейсерами типов C и D. Для прошедшей войны эти корабли были вполне современными. Всего было построено 28 крейсеров типа С и 8 типа D. При водоизмещении 4 250 – 5 000 тонн, они были вооружены 2 152-мм и 8 102-мм орудиями (тип С) и 6 152-мм орудиями (тип D) и развивали скорость 29 узлов – почти 54 км/ч. Однако, уже в конце 20-х годов стало ясно, что крейсера с подобными характеристиками безнадежно устарели. Флоту были нужны другие корабли. Поэтому типы С и D отправили служить в колонии, а потом часть из них перевооружили в крейсера ПВО. На смену пришли новые легкие крейсера, вооруженных 6–9 152-мм орудиями в двух и трех орудийных башнях, 102-мм универсальными орудиями и зенитной артиллерией со скоростью хода 32–36 узлов – до 66 км/ч. Водоизмещение таких кораблей достигало 9 000 тонн. В межвоенный период в Великобритании были построены легкие крейсера нескольких проектов. Одним из них были четыре крейсера типа «Аретьюза»: HMS «Arethusa», HMS «Galatea», HMS «Penelope» и HMS «Aurora». Название «Аврора» было традиционным не только в Российском Императорском флоте, но и в Королевском флоте Великобритании. «Аврора», о которой идет речь в статье, была десятым кораблем с таким названием в истории английского флота. Это были самые маленькие лёгкие крейсера в Королевском флоте, из построенных в межвоенный период. Они предназначались для замены устаревших крейсеров типов С и D. Их водоизмещение составляло около 6 000 тонн. Вооружены крейсера этого типа были шестью 152-мм орудиями в трех башнях и четырьмя (или восемью – в зависимости от модернизации) 102-мм универсальными орудиями. Кроме этого, имелось восемь крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов, шесть торпедных аппаратов и один гидросамолет. Фактически, это был уменьшенный вариант легких крейсеров типа «Линдер».

«Аврора» прошла всю Вторую мировую войну. Первоначально, её планировали использовать как флагманский корабль для эсминцев Флота Метрополии, поэтому с него демонтировали катапульту и гидросамолет и сделали надстройку для штаба. В 1940 году зенитное вооружение крейсеров типа «Аретьюза» усилили двумя счетверенными 40-мм зенитными автоматами «пом-пом», а тяжелые пулеметы заменили на 20-мм зенитные автоматы «Эрликон». Войну «Аврора» встретила в составе 2-й эскадры крейсеров Флота Метрополии. Крейсер сразу включился в боевую работу. Конвои в страны Скандинавии, высадка в Норвегии, участие в поиске немецких линейных крейсеров «Шарнхост» и «Гнейзенау» и линкора «Бисмарк». Крейсер получил попадание 250-кг бомбы и вынужден был уйти на ремонт. После него «Аврора» перехватила немецкий танкер снабжения «Белхен». Осенью 1941 года крейсера «Аврора», «Пенелопа» и эсминцы «Ланс» и «Лайвли» перевели в Средиземное море. Они образовали «Соединение К», которое участвовало в боях с кораблями итальянского флота. Крейсер закончил войну в Средиземном море. Поскольку «Аврора» относилась к серии самых маленьких лёгких крейсеров, то возможностей для дальнейшей модернизации у неё не было. После войны крейсер, вероятно, сдали бы на слом. Но судьба повернулась иначе.

В составе флота Гоминьдана

Конец Второй мировой войны в Китае ознаменовался ожесточенной гражданской войной между центральным правительством, контролируемым партией Гоминьдана и коммунистами Мао Цзедуна. Ситуация в стране в те годы была сложной. С одной стороны, СССР первоначально сохранял хорошие отношения с обеими сторонами. Достаточно сказать, что в двадцатые годы дети противоборствующих лидеров – генерала Чан Кайши и Мао Дзедуна учились в Москве. Но постепенно, Советское руководство стало оказывать больше помощи китайской компартии, а с Гоминьданом отношения охлаждались. К 1945 году Гоминьдан активно поддерживали США и страны Запада, а коммунистов – СССР. С другой стороны, в мире была признана только Китайская республика Гоминьдана, она была членом только-только сформированной ООН, и Советский Союз продолжал контактировать с представителями Чан Кайши.

После войны страны-победительницы стали производить своеобразный взаимозачёт военного и торгового флота, который был потерян во Второй мировой войне. В Великобритании признавали, что в начале японо-китайской войны конфисковали шесть китайских таможенных кораблей и одно грузовое судно, которые были потеряны уже во время Второй мировой войны. В качестве компенсации, Китайской республике передавался легкий крейсер «Аврора». Может быть, с позиции сегодняшнего дня эта компенсация не совсем эквивалентна – за шесть небольших сторожевых кораблей и грузовой пароход передавался вполне современный крейсер. Но, не надо забывать, в Китае продолжалась гражданская война, и власти Великобритании воспользовались таким удобным случаем, чтобы усилить флот Гоминьдана. Кроме этого, они избавлялись от корабля, которого уже не могли использовать в своем флоте. 19 мая 1948 года в Портсмуте состоялась официальная церемония передачи крейсера Китайской республике, а 10 июня на Мальте в командование кораблем вступил один из лучших офицеров ВМФ Китайской республики 46 летний капитан 1 ранга Дэн Чжаосян. Крейсер совместно с еще одним бывшим английским кораблем – эскортным эсминцем «Ling Fu» (ранее HMS «Mendip»). совершил переход в Китай, где его переименовали в «Чунцин» – «Chung King». Так называлась временная столица Китая во время японо-китайской войны. Крейсер стал флагманом ВМФ Китайской республики. Он серьезно усилил флот Гоминьдана.

Уже осенью 1948 года «Чунцин» стал активно участвовать в гражданской войне. С крейсера обстреляли 4-ю колонну (так первоначально назывался 41 корпус) 2-й армии НОАК. Всего за 6 суток с крейсера было выпущено 1 500 снарядов главного калибра. Огонь был более, чем эффективен. По донесениям штабов НОАК, коммунисты потеряли более 10 000 солдат, но, тем не менее, не позволили войскам Гоминьдана перейти в наступление. Следующей операцией с участием крейсера стало недопущение бегства флота Гоминьдана из устья Янцзы в море.

Гражданская война в Китае шла по законам гражданской войны в Советской России. В армии Гоминьдана активно действовало коммунистическое подполье. Сильная подпольная ячейка работала и на крейсере «Чунцин». В эту ячейку входил даже командир крейсера Дэн Чжаосян. В начале 1949 года ячейка состояла из 17 сочувствующим коммунистам моряков, через некоторое время к ним присоединились еще 16 человек. Когда к подпольщикам присоединился командир крейсера, ситуация изменилась кардинально. Дело в том, что положение дел на «Чунцине» было близко к катастрофическому. На флагмане было очень много дезертиров.. Соответственно, уровень профессиональной и боевой подготовки был крайне низок. Матросы просто не знали, как обращаться со сложной техникой. 25 февраля (по другим данным 2 марта) 1949 года экипаж крейсера во главе с его командиром перешел на сторону коммунистов. Крейсер ушел из Шанхая (гавань Усункоу) и в Шаньдуне на нем был поднят красный флаг. Имя кораблю не изменили. Командиром остался Дэн Чжаосян.

Чан Кайши, узнав о переходе к противнику флагмана его флота, отдал приказ уничтожить крейсер. «Чунцин» ушел вдоль побережья на север, но укрыться от авиаразведки чанкайшистов не смог. 17-19 марта он подвергся бомбардировке гоминьдановских бомбардировщиков В-24 «Liberator», которые были поставлены США. От разрыва авиабомбы рядом с бортом, крейсер получил повреждения. Непонятно почему, но «Чунцин», стоящий у причала пирса №3 порта Хулудао был затоплен по указанию из коммунистического Пекина. Повторимся. Крейсер получил повреждения, но не критичные. Тем более он находился в порту у стенки. Зачем его нужно было затапливать – непонятно. Один из советских советников, контр-адмирал А. Кузьмин, писал – «Крейсер…в целях сохранения был затоплен своим экипажем». Корабль лежал на боку с креном в 92 градуса около пирса на глубине 11 метров. Началась его жизнь в составе флота НОАК.

В коммунистическом Китае

Китайские моряки обратились за помощью в подъёме корабля к советскому флоту. Начальник Аварийно-спасательной службы АСС ВМФ СССР контр-адмирал-инженер Николай Петрович Чикер в своих воспоминаниях «Служба особого назначения» рассказывает о подъеме крейсера. Военные спасатели с задачей справились – 18 мая 1951 года крейсер был поднят, осушен, передан китайскому флоту и отведен в Дальний на судоремонтный завод. Премьер-министр Китая Чжоу Эньлай пригласил советских специалистов для ревизии состояния крейсера и возможности его восстановления. Дело в том, что тогда китайское партийное руководство планировало десант на Тайвань, и крейсер с его огневой мощью был бы весьма полезен. Технический осмотр показал, что крейсер можно восстановить как боевую единицу и флагман теперь уже коммунистического флота Китая. В отчете наши специалисты указали, что стоимость восстановления корабля составляет 180 миллиардов юаней (по ценам начала 50-х годов), из них закупок оборудования в СССР на 50 миллионов рублей в течение трех лет. Но… в разоренном Китае денег на ремонт и эксплуатацию корабля не оказалось (или руководители страны посчитали, что на тот период крейсер им был не нужен). Хотя китайские моряки пытались спасти корабль. В октябре 1953 года работала еще одна советская комиссия, которая предложила другой план восстановления стоимостью 200 миллионов рублей на 4-5 лет. Суть плана заключалась в установке советских турбин, позволяющих сохранить ход в 30 узлов и перевооружение корабля на восемь советских 130-мм орудий. Мощные турбины демонтировали с крейсера и передали Шанхайскому управлению электроэнергетики. На их место поставили паровые машины с затопленного корабля береговой обороны «Hai Yung» – бывшего бронепалубного крейсера 3 ранга, построенного в Германии в конце XIX века и служившего в составе флотов императорского Китая и Китайской республике. После такой замены речь о флагмане китайского флота уже не шла. Первое время корпус использовали как плавказарму и склад.

После этого, все попытки как-то пристроить корабль успехом не увенчались. 7 мая 1959 года бывший крейсер, вернее то, что от него осталось, передали гражданским ведомствам. 27 октября 1959 года его отбуксировали в Шанхай для переоборудования в спасательное судно «Хуанхэ» – «Желтая река». Будущий спасатель даже зачислили в Шанхайский отряд спасения на море. На модернизацию было выделено 3 миллиона, но истратив 250 тысяч юаней. Проект закрыли. В начале 60-х годов, по примеру Советского Союза, китайские коммунисты хотели вернуть крейсеру название «Аврора» и сделать из него свой корабль-памятник революции, но после того, как отношения двух стран ухудшились, и от этого проекта отказались. В 1965 году крейсер перевели в Тяньцзинь, переименовали в «Бэйцзин» – «Pei Ching» – «Пекин», и использовали как плавучую казарму нефтедобывающего предприятия. Потом корабль переименовали еще раз. Последнее название крейсера – «Гуаньчжоу». Точная дата списания корабля неизвестна, но это произошло во время культурной революции, хотя на металл старый крейсер был разделан только в 90-е годы ХХ века.

Заключение

Табличка с крейсера и корабельный колокол хранятся в Военном музее Китайской народной революции. Его командир, Дэн Чжаосян, в 1955 году стал вице-адмиралом флота НОАК, кавалером ордена «Освобождение» 1 степени. Чжаосян дослужился до должности Заместителя Командующего военно-морским флотом НОАК. Он умер в 1998 году, прожив 95 лет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.01.2025 23:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх