Версия // Бизнес // Китай берёт российский авторынок за горло

Китай берёт российский авторынок за горло

6309

С«ХАВАЛ»и!

Китай берёт российский авторынок за горло
(фото: Алексей Филиппов/РИА Новости)
В разделе

В Госдуму внесён законопроект, запрещающий автодилерам навязывать покупателям дополнительное оборудование при продаже машин. Впрочем, даже если эта инициатива пройдёт, вряд ли автомобили станут стоить меньше. Дело в том, что ценообразование сегодня определяют не предложение и спрос, а Китай, подмявший под себя российский авторынок.

Поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» уже поспешили представить в качестве рычага воздействия на жадных автодилеров, прибавляющих к стоимости машины 200–300 тыс. за счёт различных «допов» в виде сигнализации, подкрылков и т.д. В действительности ситуация выглядит несколько иначе. Во-первых, попытка разобраться с проблемой навязывания дополнительного оборудования ранее уже предпринималась осенью 2021 года депутатом Иваном Сухаревым. Тогда же в Роспотребнадзоре заявили, что навязывать дополнительные опции автосалоны не имеют права, поскольку это является нарушением закона «О защите прав потребителей». То есть никакого нового документа принимать не нужно – достаточно, чтобы надзорные ведомства выполняли свои функции и не закрывали глаза на нарушения. Если же они не выполняют свои прямые обязанности, то можно принять сколько угодно законов – всё останется по-прежнему.

Во-вторых, одёргивать автодилеров нынче уже слишком поздно. Делать это нужно было два года назад, когда из-за вызванного пандемией дефицита машин продавцы действительно растеряли остатки совести, прибавляя к рекомендованной производителем стоимости автомобиля по полмиллиона рублей и больше. В Сети тогда в изобилии встречались истории, когда комплект ковриков дилер оценивал в 50 тыс. рублей, тогда как в любом магазине они стоят в 10 раз дешевле. И людям приходилось платить, поскольку в противном случае приобрести машину было нереально. Однако сейчас ситуация изменилась. С февраля прошлого года российский авторынок, до того остававшийся одним из самых быстрорастущих в Европе, покинули практически все зарубежные производители. Опустевшую же нишу заняли китайцы, которые, пользуясь открывшимися перед ними возможностями, моментально изменили свою политику. Прежде, не выдерживая конкуренции с европейскими и корейскими брендами, китайцы пытались закрепиться в России за счёт низкой цены. В связи с этим они прямо запрещали дилерам навязывать покупателям «допы». «Дилерам говорят: «Ребят, если вы хотите заработать 50 тыс., мы на это закроем глаза, если вы хотите заработать на машине 500 тыс., то мы с вами работать не будем, машин у вас не будет», – рассказывал автомобильный журналист Игорь Моржаретто.

Теперь же всё стало иначе. В отсутствие какой-либо конкуренции китайцы моментально сменили улыбки на стальную хватку. «Дилеры наоткрывали салонов под обещания низких цен, а получили китайские кроссоверы по 3 млн рублей. Например, Chery Tiggo 7 в феврале стоил 1,7 млн рублей, а в конце апреля приехал уже почти по 3 миллиона. Китайцы сильно подняли цены во время весенней девальвации рубля, но после возвращения курсов к докризисному уровню и ниже цены не изменились», – цитировали «Ведомости» председателя совета директоров «БН-Моторс» Алексея Подщеколдина. Кроме того, китайцы заставили дилеров серьёзно вложиться в открытие брендированных салонов. Если прежде вся линейка продукции компании Chery могла находиться в одной локации, то теперь приходится открывать отдельный салон для Exeed, отдельный для Omoda и т.д. Стоит это недёшево, тем временем машины для продажи китайцы поставляют в ограниченном количестве. Потому дилерам, дабы отбить затраты и остаться в прибыли, приходится зарабатывать за счёт установки тех самых «допов».

Роптать и пытаться навязывать свои правила игры дилеры не в состоянии. По словам Алексея Подщеколдина, очередь на дилерство к «большой тройке» китайских брендов Chery, Haval и Geely достигает нынче 1 тыс. продавцов. Потому либо подчиняйся, либо закрывай бизнес – желающих продавать машины много. Таким образом, китайцы, по сути, взяли российский авторынок за горло. Дилеры, впрочем, тоже не бедствуют. Конечно, теперешние их доходы не сравнить с теми, что были три-пять лет назад, пришлось провести сокращения и закрыть часть салонов, но копеечка всё же идёт в карман. Другое дело, что оплачивать всё это приходится покупателям, для которых с учётом всех накруток какой-нибудь Haval F7х начинает стоить 3,3 млн руб­лей. Ещё два года назад за такую цену можно было купить Volvo ХС40 или BMW X1.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.02.2023 08:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх