Затонувший паром перевозил секретное советское оружие
«Эстония»: концы в воду
Однако уже официально установлено, что на пароме перевозилась военная техника. Почему же расследование решили прекратить?
Паром «Эстония» вышел из таллинского порта 27 сентября в 19.15. Пассажиров было много – паром следовал в Стокгольм, откуда в недавно ставшую независимой Эстонию теперь активно ехали шведы. Одни ехали посмотреть на ещё не успевшую исчезнуть советскую экзотику, других влекли дешёвые по скандинавским меркам развлечения. В свою очередь, выросшие при СССР эстонцы также желали посмотреть на чудеса капитализма. Для перевозки туристов государственная Эстонская судоходная компания специально приобрела у финнов грузопассажирский паром, переименовав его в честь республики. Будучи способной принять 1190 пассажиров, «Эстония» располагала всем необходимым, чтобы 16-часовой переход в Стокгольм проходил нескучно: на борту имелись клуб с дискотекой, несколько ресторанов, кинотеатр и сауна с бассейном. Правда, в тот вечер СПА пустовал. Швед Микаэль Ыун решил было попариться, но тут же ушёл – из-за сильного ветра качка на судне была такой, что всплески воды в бассейне долетали до потолка.
Во всём виноват шторм
К полуночи высота волн достигла 4 метров. Большинство пассажиров «Эстонии» к тому времени спали в своих каютах – штормы на Балтике не редкость, да и что может произойти с такой громадиной? В 1.23 штурман парома Silja Europa Тейо Сеппелин принял переданный с «Эстонии» сигнал бедствия: «У нас проблема, сильный правый крен. Можете прийти на помощь?» Что-либо сделать он не успел: спустя семь минут «Эстония» легла правым бортом на воду, а ещё через пять погрузилась в воду.
К месту крушения тут же поспешили проходившие мимо корабли, из Хельсинки вылетели вертолёты. Однако очень скоро стало понятно, что спасать некого. В холодной балтийской воде люди замерзали насмерть всего за 20 минут. От переохлаждения и шока многие умирали уже после того, как их подняли на борт. Из 989 пассажиров и членов экипажа выжили только 137 человек. 852 пропали без вести, при этом обнаружить впоследствии удалось только 95 тел. Гибель «Эстонии» стала крупнейшей катастрофой на Балтике в мирное время.
Уже через три часа после катастрофы была сформирована международная комиссия, в которую вошли представители Эстонии, Швеции и Финляндии. В течение четырёх лет комиссия устанавливала причину крушения парома. Наконец она была озвучена: к гибели «Эстонии» привела совокупность факторов: несовершенство конструкции визора – носовой части судна, поднимающейся для въезда на борт автомобилей, а также чересчур высокая скорость движения парома в условиях шторма. «Визор удерживают три замка – один нижний и два боковых, – рассказывал сопредседатель комиссии Яан Метсавеэр. – Всё началось с левого бокового. Не выдержав напора волн, левый боковой замок стал расшатываться, треснул, а затем развалился. После этого расшатались и развалились другие два замка, отчего визор открылся и начался забор воды».
В итоговом докладе комиссия приводит множество расчётов, со дна Балтики для изучения даже был поднят носовой визор. Однако её выводам мало кто поверил.
Мафия ни при чём
Версии о том, что «Эстония» утонула не случайно, стали звучать практически сразу. Ничего необычного тут, в общем, нет, конспирологические теории появляются после любой катастрофы. Вот и в этом случае стали звучать предположения – дескать, не связана ли гибель судна с тем, что на её борту находилась группа полицейских, занимавшихся расследованием убийства премьера Швеции Улофа Пальме? Однако эта версия очень скоро забылась, потому как на первый план вышла другая – «Эстонию» затопила мафия.
Сторонники этой точки зрения ссылаются на публикацию, вышедшую в немецком журнале «Шпигель». Как следует из неё, на борту «Эстонии» находился груз героина, а также грузовики с кобальтом, который контрабандой перевозился в Швецию. Перевозку организовала гонконгская «триада». Однако об этом то ли прознала шведская полиция, то ли ей о контрабанде «стукнули» конкуренты китайцев из колумбийского наркокартеля. В итоге капитан парома, который был в доле, решил сбросить груз в море и специально открыл визор, дабы утопить грузовики.
В 2004 году бывший шведский таможенник Леннарт Хенрикссон признался: на борту «Эстонии» мог находиться секретный груз военного назначения. «В середине сентября, 12-го или 13-го числа, меня и моего непосредственного начальника вызвал начальник таможни и сказал, что на пароме будет автомобиль, который нельзя проверять
Публикация наделала немало шума. Наркотики, мафия, загадочное убийство – сенсация, да и только! Неудивительно, что эта версия до сих пор в ходу и зачастую именно она приводится в качестве объяснения причин крушения. Хотя профессиональные моряки отмечают: предположение, что капитан корабля может приказать открыть визор во время шторма, сродни бреду. Это гарантированное самоубийство. К тому же на мостике находятся другие члены команды – они тоже все были подкуплены? Вопросы вызывает и «группа «Феликс». Такая действительно существовала недолго в середине 90-х, её организатором называли Антона Сурикова. Суриков слыл человеком крайне загадочным. Сообщалось, будто он принимал участие в тайных операциях и вообще напрямую связан с работой спецслужб. И вот «аналитическая группа» для чего-то делает сенсационное заявление, которое, однако, не подкрепляется уликами. Зато о нём тут же начинают говорить. Рождается предположение: а не было ли это своеобразным информационным вбросом, призванным отвлечь внимание? Тем более что отвлекать общественность было от чего.
Груз без досмотра
«Эстония» не утонула – её взорвали. Такое утверждение прозвучало из уст некоторых выживших почти сразу же после того, как они оказались на берегу. В частности, второй штурман Эйнар Кукк говорил о том, что он услышал чужеродный звук, после чего судно «сильно содрогнулось». Кроме того, швед Рольф Сирман рассказывал, что своими глазами видел в борту «Эстонии» на уровне ватерлинии огромную чёрную дыру. Также вопросы вызвала видеозапись, сделанная во время подводного обследования «Эстонии». На кадрах разглядели некий предмет, прикреплённый к корпусу корабля. Уж не мина ли?
Подчеркнём: всё это спорно. Спасшиеся вполне могли принять за взрыв звук открывающегося визора, что-то домыслить под воздействием шока, а проводившие исследования эксперты – ошибиться. Однако есть факты, против которых, как говорится, не попрёшь.
В 2004 году бывший шведский таможенник Леннарт Хенрикссон признался: на борту «Эстонии» мог находиться секретный груз военного назначения. «В середине сентября, 12-го или 13-го числа, меня и моего непосредственного начальника вызвал начальник таможни и сказал, что на пароме будет автомобиль, который нельзя проверять. Он дал мне номер этой машины», – рассказал Хенрикссон шведским телевизионщикам. По его словам, такое происходило дважды – во время прихода «Эстонии» в порт 14 и 20 сентября. В первом случае в машине находились ящики с какими-то электронными компонентами, а сам грузовик принадлежал компании Ericsson Access AB. Как позже выяснилось, эта компания сотрудничала со шведской военной разведкой.
Возможно, речь шла вовсе не об оружии. Видеозапись запечатлела, как в ходе одного из погружений к затонувшему парому водолазы проникли в каюту капитана. Однако интересовали их не корабельные документы, а чемоданчик ночевавшего в каюте пассажира по имени Александр Воронин. «Это то, что мы ищем?», – спрашивает водолаз. «Имя Александра Воронина связывают с контрабандой оружия и российских космических технологий на Запад», – писала «Газета.ру». А эстонский журналист Виркко Лепассалу отмечал: речь могла идти о транспортировке документации по созданию миниатюрного ядерного реактора, разработанного для спутника «Топаз-2».
Итогом всех этих признаний стало то, что эстонский парламент создал специальную комиссию по изучению причин катастрофы. В декабре 2006 года она выпустила отчёт, в котором прямо утверждалось: на затонувшем пароме действительно осуществлялась транспортировка некоего советского оборудования военного назначения!
Теперь, казалось бы, должны последовать следующие шаги: тщательное изучение корпуса судна, поиск следов взрывчатки, установление виновных. Однако ничего этого не происходит. Наоборот, Швеция выступает с инициативой залить «Эстонию» бетоном. При этом становится известно, что из архивов шведского судоходного департамента пропали видеозаписи осмотра корпуса парома. Куда и как – неизвестно.
А ведь многие ждали, что вот-вот прозвучит заявление: «Эстонию» утопили российские спецслужбы, для того чтобы предотвратить вывоз военных секретов! Почему же этого не случилось? Похоже, что в Таллине, а также в других столицах вдруг поняли: уже сказано слишком многое. И если расследование пойдёт дальше, есть риск выйти в итоге на самих себя.
В своём отчёте комиссия настаивала: транспортировка оружия проводилась без ведома эстонских властей. Однако депутат Эвелин Сепп отказалась подписывать документ, заявив: экс-премьер страны Март Лаар на самом деле всё знал. «Лаар снова и снова лжёт и со спокойным сердцем принимает от шведского государства плату за молчание», – прокомментировала она. Вот и экс-глава шведской военной разведки MUST Эрик Розандер признался членам комиссии: военная техника перевозилась на пароме по просьбе эстонской стороны.
А куда же она направлялась? Всё очень просто, уверял адвокат родственников погибших на «Эстонии» Хеннинг Витте – Швеция была только страной-транзитёром, всё оборудование вывозилось в США. Стокгольм в данном случае лишь выступал на подтанцовке у Вашингтона. Тут, кстати, можно вспомнить, кто в тот период возглавлял минобороны Эстонии. Эстонец по крови генерал Александр Эйнсельн всю свою жизнь был гражданином США и офицером американской армии. После обретения прибалтийской республикой независимости он вдруг почувствовал прилив патриотизма и отправился на малую родину командовать её войсками. Или же, что точнее, был назначен на этот пост из Вашингтона?
Потому решение прекратить расследование вполне понятно. Белому дому на фоне вспыхнувшей дружбы с Москвой явно не нужен был скандал, связанный с незаконным вывозом российских военных секретов. Потому Таллину и Стокгольму вполне могли приказать успокоиться и впредь не педалировать тему гибели парома.
Потому вопросы, что произошло с «Эстонией» и кто отправил её на дно, так, видимо, и останутся без ответа. Одни кивают на российские спецслужбы, предотвратившие таким образом кражу военных тайн, другие – на англичан, якобы решивших показать, что делёжка «пирога» с секретами в обход Лондона им не по нраву. Упоминавшаяся уже Ютта Рабе полагает, что крушение могли организовать американские оборонные компании. Дескать, поток секретных разработок из бывшего СССР оказался таким богатым, что в Пентагоне решили сократить бюджеты на дорогие исследования. Американские «оружейные бароны» испугались, что потеряют деньги, и решили пойти ва-банк. Что ж, правду никто теперь не узнает. Прежде всего потому, что в ней, похоже, никто не заинтересован.
Просмотров: 55056