Затаив давление

Бывший прокурор Генпрокуратуры России Илья Коломеец на примере одного из дел рассказал нашему изданию об особенностях давления на бизнес в современных условиях, а также о коррупционных признаках при расследовании резонансных дел, касающихся крупного бизнеса.

В последнее время все чаще общественность слышит о том, как правоохранительные органы используют свой статус для оказания давления на бизнес. По словам Ильи Коломейца, это тревожная тенденция. Современная преступность стала хитрее, она использует передовые технологии, что делает ее практически неуловимой для правоохранительных органов. Однако проблема не только в новых методах преступности, но и в том, как государство реагирует на эти угрозы.

– У меня есть пример, дело ООО «Орис Пром». – Говорит бывший прокурор. – Данная компания занимается в том числе утилизацией металлолома. В 2018 году она была привлечена к утилизации металлолома Московского метрополитена, но в результате действий группы лиц произошло хищение металла и, как следствие, исчезновение многомиллионных сумм. Однако следствие не спешит разбираться именно с хищениями. Уголовные дела возбуждаются по фактам взяток, а причастные к хищениям лица освобождаются от уголовной ответственности или получают условное наказание.

В публикации от 13 августа 2024 года наше издание рассказывало о ситуации вокруг административного преследования московской компании ООО «Орис Пром».

По информации нашего спикера, сумма договора составляла около 500 миллионов рублей. Выяснилось, что бывший сотрудник компании – Михайлик – вступил в сговор с сотрудниками метрополитена Антиповым и Бондаревым – сотрудниками ГУП «Московский метрополитен», которые отвечали за отгрузку металлолома. Об этом подробно говорится в приговорах в отношении двух фигурантов. Сообщники занижали вес вывозимого металла в накладных, а Михайлик оформлял излишки как полученные от частного лица. По данным «Орис Пром», ущерб от тайного вывоза металла составил около 60 миллионов рублей. Сам Михайлик получал наличные в кассе «Орис Пром», часть оставлял себе, остальные переводил на банковскую карту супруги Антипова и Бондареву.

Интересно, что компания сама инициировала уголовное дело о мошенничестве после того, как выявила несоответствие фактического количества вывезенного металлолома с данными в накладных. Заявление о противоправных действиях Михайлика подал специалист службы безопасности «Орис Пром». Заявления были зарегистрированы в полиции. Мужчину в итоге осудили на два года за мошенничество при реализации металлолома.

По мнению Коломейца, во время отбытия наказания, вероятно, чтобы избежать нового уголовного дела за участие именно в хищении металла, Михайлик дал показания, что он якобы участвовал в коррупционной схеме по заданию руководителя и единственного владельца предприятия Кузнецова И.Н. В результате, по каждому перечислению денег Михайликом на банковские карты Антипова и Бондарева следователь возбудил чуть ли не под 50 коррупционных уголовных дел. Иными словами, Михайлик попытался сместить вину на руководство «Орис Пром». И, к сожалению, следствие это поддержало.

– Антипов согласился на сотрудничество со следствием и получил условное осуждение, а Бондарева в мае этого года приговорили к реальному сроку. – рассказывает Коломеец. – А вот в отношении «Орис Пром» было возбуждено административное производство по статье КОАП о коммерческом подкупе. И это типичный пример того, как правоохранительные органы используют свой статус для давления на бизнес. Резонный вопрос: если сумма контракта составила около полумиллиарда рублей, то какова судьба похищенных денег? Об этом никакой информации нет. Почему никто не заботится о том, чтобы эти деньги были возвращены государству?

По словам нашего собеседника, вопрос хищений и круглых сумм, которые исчезли, следствие почему-то не интересует. Получается, вместо того чтобы бороться с преступностью, силовые структуры могут использовать свой статус, чтобы действовать так, чтобы это было выгодно для потенциальных заказчиков. Именно в этом заключается главная проблема.

– Уровень коррупции зашкаливает. Мы видим, что «Орис Пром» пережила три масштабные внеплановые проверки, в которых участвовало более 120 сотрудников правоохранительных и контролирующих органов. – говорит Илья Коломеец. – При этом после первой проверки на площадке хранения шин произошел пожар. До сих пор неизвестна причина возгорания, но мы предполагаем, что это было интересно оппонентам, ведь место пожара прилегает к цехам, оснащенных современным качественным оборудованием. Видимо, кто-то заинтересован в нанесении серьезного ущерба предприятию.

Что касается судебного разрешения спорной ситуации, то компания столкнулась с непонятным подходом судов к поступающим жалобам. Вместо того, чтобы рассматривать дела по существу, некоторые судьи рекомендуют обращаться в другие инстанции. И все это при том, что у компании есть масса доказательств, явно, указывающих на признаки незаконных действий органов. И самое странное, что с таким подходом часто соглашаются и вышестоящие инстанции. Например, Черемушкинский районный суд пять раз отказался рассматривать жалобы на обыск, а в Люберецком городском суде и Измайловском районном суде отказались рассматривать жалобы на незаконное прекращение уголовного дела.

– Чтобы это осознать, для начала нужно признать проблему, и не только признать, но и принять решительные меры. Иначе это может явиться серьезной угрозой для экономики и стабильности страны. – заключил Илья Коломеец.

Николай Ольхин

27.09.2024 12:05

Просмотров: 3705