Темпы подорожания топлива на АЗС уже обгоняют официальную инфляцию. Правительство пытается бороться с ростом цен на стратегический продукт, вот только насколько все эти усилия окажутся результативными?
Сначала года оптовые цены на автомобильное топливо существенно выросли. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, 9 января тонна
АИ-92 торговалась по 55,8 тыс. рублей, АИ-95 – по 57,5 тыс. рублей. К 15 сентября рост цен составил 33,5% и 41,1% соответственно.
Розничные цены также растут, но гораздо медленнее оптовых, так как розница регулируется: среднегодовые темпы удорожания топлива на АЗС не должны превышать темпы инфляции. По данным Московской топливной ассоциации, на 9 января средняя стоимость бензина АИ-92 на московских АЗС составляла 56,19 рубля за литр, АИ-95 – 62,19 рубля, дизельного топлива – 69,27 рубля. К 15 сентября рост цен составил 6%, 6% и 2,4% соответственно.
Основная проблема здесь в том, что владельцы АЗС, не имея возможности повышать розничные цены в соответствии с ростом оптовых, теряют маржу и в ряде случаев даже становятся вынуждены работать в убыток. В обзоре аналитической компании «Эйлер», выпущенном в начале сентября, говорилось, что в августе розничные нефтяные компании РФ «столкнулись с отрицательной рентабельностью» продаж топлива на заправках. В среднем убыток составил 3,5 рубля на литр, а конкретно по бензину АИ-95 – 7 рублей. В то же время торговля дизельным топливом показала положительную маржу в размере 10,1 рубля на литр. В обзоре подчёркивается, что основной причиной убытков АЗС стал именно рост оптовых цен при стагнации розничных. Аналитики предупредили, что, пока маржа заправок находится в отрицательной зоне, существуют риски роста и розничных цен.
«Дефицита топлива мы не видим. Да, некоторые независимые заправки подняли цены, некоторые вообще закрылись, но физически бензин есть», – отмечает замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев.
Для того чтобы сдержать рост цен, в первую очередь оптовых, государство приняло целый ряд мер. Так, был введён запрет на экспорт топлива в период с 1 по 31 августа. Причём, если ранее подобные меры касались лишь трейдеров и мелких производителей бензина, на этот раз поставки за рубеж запретили и крупным игрокам. В конце августа пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что российский рынок топлива «полностью обеспечен». Однако в дальнейшем правительство РФ продлило действие запрета на экспорт до начала октября. «Решение направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке», – говорилось в сообщении кабинета.
Также в качестве мер поддержки сегмента правительство обсуждает изменение механизма топливного демпфера. Речь идёт о повышении так называемой точки отсечения на 10 процентных пунктов – до 20% для бензина и до 30% для дизельного топлива. Демпфер предполагает выплату компенсации производителям, в случае если экспортные цены выше внутренних, точка отсечения как раз и представляет собой «порог», после превышения которого нефтяники могут получать компенсацию.
В свою очередь, Минэнерго сообщило, что уже внесены изменения в график ремонтов нефтеперерабатывающих мощностей, а поставки топлива по железной дороге регулируются в ручном режиме. Как заявил в начале сентября глава министерства Сергей Цивилёв, это позволит увеличить поставки горючего на внутренний рынок. Верим?
Дмитрий Гусев, замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр»
Дмитрий Гусев, замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр»
– Главный риск на сегодня связан с отсутствием системного управления отраслью. Последние 20 лет все проблемы и кризисы, связанные с топливом, решаются исключительно путём ручного регулирования. Отрасль не работает как отлаженный механизм, а работает с помощью «кнутов и пряников». Необходимо в первую очередь принять какие-то системные документы, такие как топливная стратегия и генеральная схема размещения объектов отрасли, и далее отталкиваться уже от них. И в разработке подобных документов должно принимать участие экспертное сообщество.
Юрий Станкевич, зампред комитета Государственной думы по энергетической политике
Юрий Станкевич, зампред комитета Государственной думы по энергетической политике
– И оптовые, и биржевые цены имеют потенциал к снижению. Уверен, что по мере восстановления объёмов производства бензина на НПЗ мы увидим отрицательную динамику.
Главный сохраняющийся риск – крайне высокий уровень террористической активности со стороны ВСУ. И силовые ведомства, и компании предпринимают максимум усилий по предотвращению угроз.
При этом правительству не стоит затягивать решение о пересмотре правил выплаты демпфера. Вымывание финансового ресурса из нефтепереработки консервирует отрицательную рентабельность, что прямым образом негативно влияет на объёмы производства и бензина, и дизеля.