Юрий Жданов раскрыл особенности разведывательной деятельности Китая в киберпространстве
Выпустить ИИ-джинна из бутылки
Эксперт в беседе с MK.RU отметил, что КНР далеко продвинулась в вопросе цифровизации разведывательной деятельности, и наибольшую тревогу это вызвало у США. Издание The New York Times сообщило, что в 2023 году американские власти были обеспокоены, когда выяснилось, что контролируемые властями китайские хакеры смогли проникнуть в критически важную инфраструктуру США. Серьёзность угрозы была такой, что глава ЦРУ Уильям Бернс совершил секретную поездку в Пекин, где встретился с министром госбезопасности Китая и предупредил его о последствиях, которые повлечёт такое вмешательство. Однако в дальнейшем активность Китая лишь усилилась. В США опасаются, что в будущем в случае конфликта Китай может поставить под угрозу коммуникации, электроэнергетику и инфраструктуру.
Экс-директор по операциям и разведке британской Секретной разведывательной службы МИ-6 Найджел Инкстер отметил, что реализуемые Китаем хакерские кампании преследовали цели по запугиванию и сдерживанию конкурентов. Эксперты также считают, что КНР удалось добиться столь высоких результатов в вопросах кибербезопасности благодаря многолетним вложениям с целью догнать и составить достойную конкуренцию Агентству национальной безопасности США и Центру правительственной связи Великобритании (GCHQ).
Большой прорыв и новые угрозы
Китайское министерство госбезопасности, основанное в 1983 году, осуществляло интернет-шпионаж, однако долгое время прикрывалось военными структурами, которые проводили операции по киберразведке. В 2012 году КНР возглавил Си Цзиньпин, который запустил реформу ведомства. С его подачи МГБ стало главным в стране ведомством, занимающимся киберразведкой. Около 10 лет назад МГБ усилило контроль за своими подразделениями в провинциях. Глава ведомства Чэнь Исинь потребовал от органов госбезопасностив регионах оперативно выполнять распоряжения центральных властей.
При этом МГБ работает в основном в тени, его представители редко выходят в публичное пространство. Исключением стал У Шичжун, ранее возглавлявший Китайский центр оценки безопасности информационных технологий.
МГБ активно привлекает к работе местные компании, что стало его преимуществом. Кроме того, министерству удалось значительно расширить свой кадровый потенциал и нарастить число опытных хакеров, которых привлекают для различных задач. Всё это позволило ведомству создать существенный потенциал для создания инструментов для хакерских атак. Китайские власти ввели и другие правила, позволяющие МГБ получить ранний доступ к информации о выявленных уязвимостях.
Действующие в интересах государства китайские хакеры оказались весьма результативны. Так, ранее сообщалось о взломе ПО юридических фирм США, полученная информация могла бы помочь Пекину в его торговой войне с США. Именно юрфирмы привлекают интерес хакеров, так как они помогают американским властям и своим корпоративным клиентам с разрешением торговых и прочих споров. По данным ФБР, количество атак со стороны Китая превышает число сотрудников ведомства примерно в 50 раз.
«Китайская цифровая разведка сделала огромный шаг вперед, можно рукоплескать. Но, боюсь, они тоже еще не до конца осознают, какого джинна выпустили из бутылки и с чем придется столкнуться человечеству. И это уже за пределами сугубо разведки, контрразведки и чьей-то национальной безопасности», – заявил Жданов.
При этом китайские хакеры не ограничиваются взломами и шпионажем. Сообщалось о необычном подходе в информационной войне, а именно о создании так называемых ИИ-персонажей, действующих как реальные люди. Их поведение в цифровом пространстве очень похоже на действия реальных людей. Информация об этом была обнаружена во внутренних документах малоизвестной пекинской компании GoLaxy. С помощью полученных в сети данных формировался психологический профиль персонажа, а затем с помощью модели DeepSeek создавалась иллюзия реального профиля.
Как отметил Юрий Жданов, китайская разведка может и сама не до конца осознавать, до каких возможностей она добралась, и чем это может грозить человечеству. Бывший технолог правительства США, а ныне специальный советник Института национальной безопасности Университета Вандербильта Бретта Голдштейн занимается поиском способов различить реального человека и сгенерированного ИИ персонажа. По её мнению, если такой способ не будет найден, в будущем людей ждут серьёзные неприятности. ИИ уже используется на некоторых площадках для того, чтобы посеять у людей сомнения и манипулировать информацией. Как можно больше людей должны понимать, что это не является отдалённым фантастическим будущим, это уже происходит.
Просмотров: 62