Экспресс-кредитование идёт в массы

Лёгкие деньги

Несмотря на то что рынок потребительского кредитования растёт ударными темпами уже несколько лет, эксперты единодушны в том, что у него по-прежнему огромный потенциал развития. Их уверенность основывается на исследованиях: в частности, одно из них утверждает, что две трети потенциальных заёмщиков в Москве ещё ни разу не обращались за кредитом в банки. Причём речь идёт не только о займах на приобретение автомобилей и жилья, но и об экспресс-кредитах. Тем не менее именно экспресс-кредитование — тот вид займа, который наиболее доступен большинству населения и, следовательно, будет расти быстрее, чем ипотека или автокредитование.

Для получения экспресс-кредита совсем не обязательно идти в банк, тот сам идёт к заёмщику. Банки, специализирующиеся на выдаче подобных кредитов, раскинули свои сети в крупных торговых точках больших городов. Для этого им, как правило, нет необходимости арендовать в магазине офис под своё отделение. Достаточно лишь стола, компьютера, подключённого к базе данных кредитной организации, и вывески, на которой помимо названия банка размещена информация примерно следующего содержания: «Кредитование населения: быстро и доступно». Многие пришедшие за покупками и не помышлявшие о том, чтобы становится заёмщиками ещё накануне, клюют на это предложение. Тем более что реализовать внезапно возникшее желание взять взаймы действительно оказывается очень просто.

Решение о выдаче кредита принимается банком в течение 15 минут. Максимальная сумма предоставляемого кредитного лимита, как правило, может доходить до нескольких сотен тысяч рублей. А срок кредита — до 5 лет. Для получения кредита требуются только два документа: паспорт и любой другой документ, удостоверяющий личность (загранпаспорт, водительское удостоверение и т.п.).

Помимо того что банки предлагают клиентам кредиты на приобретение товаров в конкретных магазинах, с которыми у них существуют договоры об оказании услуг покупателям, очень многие готовы выдавать кредитные карты. По ним можно расплачиваться в любых торговых точках, принимающих «пластик», или же просто снимать наличные как в России, так и за рубежом.

В настоящее время основными игроками на рынке экспресс-кредитования являются порядка 5 крупных банков. Они чувствуют себя вполне вольготно и не толкаются локтями. Впрочем, уже скоро банкам, набившим руку на экспресс-кредитовании, придётся привыкать к конкуренции. Как показал опрос, большинство граждан собираются занимать от $500 до $2 тыс. (42% респондентов). Такую сумму уже сегодня можно получить не только в виде целевого кредита, но и в рамках лимита по кредитной карте. Тем более что по кредитке не надо платить за досрочный возврат кредита — такого понятия нет: процент начисляется в зависимости от срока пользования средствами (78% респондентов заявили, что готовы погасить кредит досрочно). Показательно, что даже обычные банки стремятся приблизить кредиты к карточным стандартам. «Схема кредитования в настоящее время представляет собой бессрочное пользование кредитом, — говорит директор по развитию и сопровождению продуктов одного из крупных банков. — Если клиент не нарушает договора о кредитовании, он может пользоваться кредитом бессрочно». Правда, подобные продукты не во всём повторяют традиционные банковские карты. Неслучайно некоторые банки предлагают своим клиентам и собственные кредитки — они принимаются в регионах присутствия банка, — и револьверную кредитную карту. Это очень удобный инструмент. Его уникальность заключается в том, что он открывает клиенту возобновляемую кредитную линию, которой можно пользоваться многократно в течение длительного времени (1 год с возможной пролонгацией).

По оценкам аналитиков, будущее потребительского кредитования за банковскими кредитными картами, поскольку они позволяют самим банкам лучше знать своего клиента. Анкетирование позволяет собирать информацию о заёмщиках, однако это разовая информация, в то время как кредитные карты позволяют оценивать клиента постоянно.

Однако граждане не спешат обращаться за деньгами, потому что не доверяют информации по процентам. Большой резонанс в конце прошлого года получил иск Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении банка «Русский стандарт». Его клиенты в декабре прошлого года пожаловались в ФАС на то, что реальная процентная ставка по кредитам банка значительно выше декларируемой. По словам клиентов, её увеличивали комиссии за различные сопутствующие кредиту операции, о которых банк уведомлял мелким шрифтом. Из-за этого потребители, которые в большинстве своём не искушены в общении с банками, решили, что их обманывают. Однако вскоре дело закрыли «в связи с добровольным устранением нарушений, заключавшимся во внесении в типовые условия договоров выдачи кредитов уточнения».

Регулирующие органы озаботились выработкой единых стандартов, согласно которым банки должны предоставлять информацию гражданам. В частности, недавно Минфин разработал проект закона о потребительском кредитовании, а Федеральная антимонопольная служба — рекомендации для банков относительно информационного сопровождения процедуры выдачи потребительских кредитов населению. В какой форме появятся правила, пока сказать сложно. Однако очевидно, что они необходимы для создания цивилизованных отношений между банком и заёмщиком, без которых невозможно создать атмосферу доверия на рынке.

Фёдор Громов

13.08.2007 16:37

Просмотров: 1350