Всероссийский союз пациентов пожаловался на дефицит 42 лекарств на фоне пандемии коронавируса

Острая лекарственная недостаточность

Во Всероссийском союзе пациентов заявили, что в стране возник дефицит десятков препаратов. На ситуации с лекарственным обеспечением отразилась пандемия коронавируса, из-за которой на некоторые позиции возник ажиотажный спрос, так как эти лекарства рекомендовали для лечения COVID-19.

В России наблюдается дефицит 42 препаратов. В этот перечень входят и жизненно важные лекарства, которые нужны больным с муковисцидозом, рассеянным склерозом, онкозаболеваниями, первичным иммунодефицитом и другими болезнями. Об этом в своем обращении к Минздраву, Минпромторгу, правительству и президенту РФ заявил Всероссийский союз пациентов (ВСП). В организации подчеркнули, что некоторые лекарства, использующиеся для лечения хронических заболеваний, также применяются для лечения коронавирусной инфекции. Их рекомендуют для противокоронавирусной терапии, поэтому спрос на препараты значительно повысился, и в результате возникла их нехватка.

В руководстве ВСП обратили внимание, что вопрос о дефиците лекарств не раз выносился на обсуждение с органами власти, однако положение дел не меняется – ответы «общего характера» больше напоминают отговорки, или проблема вообще не признается. В итоге страдают пациенты, которые не могут получить нужные им препараты.

Коронный спрос

По данным ВСП, перебои с лекарствами фиксируются еще с апреля. В перечень дефицитных препаратов попали антибиотики – левофлоксацин и азитромицин, антикоагулянты – эноксапарин натрия, а также противоопухолевые и иммуносупрессивные препараты - гидроксихлорохин и тоцилизумаб. Все они входят в список рекомендованных при коронавирусе лекарств, а некоторые граждане даже покупают их впрок, на случай, если все же заболеют, или пьют для профилактики, что в корне неправильно, но, тем не менее, нередко практикуется. С начала осени ситуация обострилась. Сейчас существуют проблемы с оценкой фактического спроса, а также с тем, как распределять лекарства между пациентами, одни из которых лечатся от коронавируса, а другие - страдают иными заболеваниями и испытывают необходимость в этих препаратах. Так, например, антибиотики, которые принимают больные муковисцидозом, используют против коронавируса. Больные аутоиммунными ревматическими заболеваниями не могут получить гидроксихлорин и еще 13 препаратов против ревматоидного артрита, системной красной волчанки и других болезней. Специалисты обращают внимание, что некоторые препараты из этой групп, стоившие относительно недорого и доступные большинству пациентов, больше не производятся в России или не поставляются сюда из-за низкой предельной отпускной цены или маркировки.

Подобным образом ситуация обстоит и с метилпреднизолоном, который принимают пациенты с рассеянным склерозом – его нет ни в аптеках, ни в больницах. А буквально в следующем месяце примерно в половине регионов ожидается дефицит натализумаба.

Никуда не делась и проблема дефицита лекарств для онкобольных, которая достаточно остро стояла и в докоронавирусный период. На некоторое время вопрос удалось решить за счет усилий правительства и фонда «Подари жизнь», приобретя 1,5 тысячи флаконов онкаспара, но в скором времени закупленные препараты закончатся, а обещанная ускоренная регистрация онкаспара в России так и не состоялась.

«Бумажные» сложности

Ситуация с лекарствами в России осложняется еще и тем, что многие препараты присутствуют на российском рынке в качестве дженериков, качество которых является весьма сомнительно, а некоторых, даже жизненно важных и незаменимых, нет вообще, хотя в России они зарегистрированы. Газета «Известия» приводит в качестве примера ситуацию с винкристином, новую цену на который в ФАС изначально отказались зарегистрировать, тем самым поставив под угрозу жизнь множества пациентов. В итоге новая цена все же прошла регистрацию, а значит, препарат будет доступен больным.

Кроме того, не стоит упускать из виду, что иностранные производители лекарств часто уходят с российского рынка по причине правила «третий лишний». В соответствии с ним, препараты иностранного производства не вправе принимать участие в госзакупке, если существует два или более предложения отечественной продукции. Кроме того, закупки проходят под контролем ФАС, и даже если речь идет о нескольких препаратах под одним наименованием, закупка осуществляется по наименьшей цене.

В ВСП указали, что дефицит препаратов, не связанных с лечением коронавируса, наблюдается из-за нехватки финансирования, связанного с ростом затрат системы здравоохранения в период пандемии. Отчасти на положение дел повлияла и зависимость от импорта, ведь многие лекарства либо делаются из зарубежных компонентов, либо поставляются из-за границы. Отразилось на поставках и повышение цен на мировом рынке, опять же, связанное с пандемией.

Для того, чтобы решить проблему, в ВСП предлагают увеличить финансирование лекарственного обеспечения, нарастить объемы производства российских препаратов, а также изменить механизмы регулирования отпускных цен на препараты из списка жизненно необходимых лекарств и упростить схему продления регистрации для уже зарегистрированных в РФ лекарственных препаратов.

Антон Надточеев

21.12.2020 18:05

Просмотров: 6279