Во время Вьетнамской войны 125-я бригада транспортных кораблей перевезла тысячи тонн вооружения и боеприпасов

Морская «Тропа Хо Ши Мина»

Вьетнамская война всё дальше и дальше уходит в историю. Многие современные читатели не знают о борьбе Вьетнама против США, и о победе небольшого народа над ядерной державой. Большую роль в эту победу внес Советский Союз. Наше оружие и военные советники помогли Вьетнаму выстоять, не смотря на ковровые бомбардировки и применения «Оранжа».

Важную роль в этой войне играла так называемая «Тропа Хо Ши Мина» – тайная дорога в непроходимых джунглях, по которой с севера на юг страны переправлялось оружие и боеприпасы. Это был единственный канал связи между севером – Демократической республикой Вьетнам – и югом, где велась война против войск США и Южного Вьетнама. Была ещё одна «Тропа Хо Ши Мина» – морская, идущая вдоль побережья страны. С её помощью так же доставлялось оружие. В этой статье мы расскажем о кораблях и судах «без номеров» – так называлось специальное соединение вьетнамского военно-морского флота, работавшее на морской «тропе».

«Тропа Хо Ши Мина»

Залив Вунг Ро и пирс в 1967 году (фото: Wikimedia Commons/U.S. Army Corps)

Название «Тропа Хо Ши Мина» придумали американцы. В Северном Вьетнаме эту дорогу называли «Тропой Чыонгшон» по названию хребта Чыонгшон. С 1957 года в южном Вьетнаме началась партизанская война против режима, находящегося там у власти. В 1959 году руководство Северного Вьетнама приняло решение о военной помощи партизанам. Была сформирована специальная 559 транспортная группа, которая должна была организовать доставку вооружения, боеприпасов и снабжения через горные джунгли. Сначала, коммунисты попытались решить задачу «в лоб», организовав переходы через демаркационную линию, но это быстро пресекли. Поэтому маршрут «тропы» проложили в самых недоступных местах по территории Лаоса. Это было сделано потому, что тогда в Лаосе шла гражданская война, и территория вблизи границы с Вьетнамом контролировали лаосские коммунисты. Физически, «тропа» представляла собой несколько параллельных дорог и пешеходных троп. Поскольку почти на всём протяжении «Тропа» проходила в тропических джунглях, с воздуха её обнаружить было невозможно. На маршруте были обустроены места отдыха, с воздуха трасса была прикрыта зенитными пулеметами. Большего не требовалось, так как с самолетов её не было видно, а с десантом на вертолетах зенитные пулеметы справлялись. Пехотные подразделения двигались по «тропе» пешком, грузы первоначально перевозили на слонах, но очень быстро перешли на грузовики, так как оружия и боеприпасов было много. За всё время боевых действий тропа расширялась, и к 1975 году представляла собой всепогодную дорогу с шириной проезжей части 8 метров. Более того, параллельно был проложен нефтепровод протяженностью почти 2 000 км и линия связи.

Вьетнамские грузовики на тропе Хо Ши Мина (фото: ru.wikipedia.org)

Для армии США «Тропа Хо Ши мина» была одной из приоритетных целей. У тропы была одна особенность. Она проходила по территории Лаоса и Камбоджи, которые формально соблюдали нейтралитет во Вьетнамской войне. Наносить удары по «тропе» на территории этих стран американцы не рисковали. Главком американских войск во Вьетнаме генерал Уэстморленд несколько раз запрашивал у Президента США Джонсона разрешения на нанесения удара по территории Лаоса и Камбоджи, но всегда получал отказ. Для действий на этом участке было создано специальное подразделение MACV-SOG, которое занималось установкой на этих участках трассы датчиков слежения и взятие пленных. На большее, на территории Лаоса и Камбоджи тогда США не решались. Но в нескольких местах «тропа» заходила на территорию Вьетнама. Вот на них регулярно высаживались десанты «коммандос» и по ним и наносила удары американская авиация. С 1964 года «тропа» находилась под регулярными бомбовыми ударами США, в этих районах применялось климатическое оружие (операция «Попай»). Наиболее эффективным самолетом для противодействия движению по «тропе» по американским данным, был Lockheed AC-130. Это была модификация среднего военно-транспортного самолета Lockheed C-130 «Hercules», на котором были установлены скорострельные артиллерийские орудия. Вьетнам нес потери, но продолжал доставку грузов. В 1967 году, в год максимального противодействия США только 20% грузов доходили с Севера на Юг, но движение не прекращалось. В 1973 году, по требованию Конгресса США, бомбардировки «Тропы» были прекращены. Сегодня некоторые части «Тропы» показывают туристам.

Корабли «без номера»

HQ-671 - экспонат военно-морского музея Вьетнама (фото: baohaiquanvietnam.vn)

Если посмотреть на карту Вьетнама, то можно понять, что сухопутная «тропа» увеличивает расстояние, по которому перевозились грузы. Напрашивался еще один вариант – организовать доставку оружия и боеприпасов морем, вдоль побережья страны. Достоинством этого варианта – существенное сокращение маршрута. Но был и один весомый недостаток – наличие американского флота, который, по большому счёту, блокировал побережье страны (за исключением подходов к порту Хайфон для транспортов социалистических стран). Над всей прибрежной полосой проводилась регулярная авиаразведка. Вот её, а также американские эсминцы и должны были обмануть экипажи транспортных судов, перевозящих оружие.

Корабль 641 будущий HQ-671 на морской тропе Хо Ши Мина (фото: tienphong.vn)
Корабль без номера замаскированный под рыболовный траулер (фото: vntrip.vn)

23 октября 1961 года Главное командование Народной армии Вьетнама сформировало 759 корпус, который через некоторое время был преобразован в 125-ю морскую бригаду транспортных судов. Эта бригада существует до сих пор, осуществляя снабжение боевых кораблей ВМФ Вьетнама. А тогда, в её состав вошли небольшие – грузоподъёмностью около 100 тонн – транспортные суда, построенные на местных верфях, или переданные Вьетнаму Китаем. В те годы эти две страны были стратегическими союзниками. В состав бригады входили даже большие моторные лодки – значение морской «тропы» было чрезвычайно велико, а транспортных судов катастрофически не хватало. Вьетнамцы называли 125-ю бригаду «кораблями без номера». Дело в том, что все боевые и вспомогательные суда ВМФ Вьетнама с момента его создания и до недавнего времени кроме названия имели бортовой номер с буквами HQ и двух, или трехзначным номером. HQ – это аббревиатура, обозначающая «военный корабль». С целью секретности, у транспортных судов такой аббревиатуры не было, они носили различные названия и номера прикрытия.

11 октября 1962 года первый деревянный корабль, имевший название прикрытия «Восток 1», гружённый 30 тоннами военных грузов покинул 15-й причал в гавани Вансет, расположенной в Хайфоне. Утром 19 октября 1962 года «Восток 1» прибыл в конечную точку морской «тропы» – порт Вамлунг, расположенный в уезде Намкан провинции Камау. Этим рейсом была открыта морская «тропа». В то время 30 тонн оружия были ценнейшим грузом для партизан Южного Вьетнама. Несмотря на контроль американцев, воды вдоль побережья Вьетнама в годы войны не были пустынными. Выходили в море рыбаки, перевозились какие-то гражданские грузы. Главная задача кораблей «без номеров» было слиться с ними, быть не замеченными для американской разведки. Эта дуэль продолжалась пятнадцать лет! Как и сухопутная «Тропа», её морской аналог представлял собой 5 различных маршрутов, общей протяженностью около 12 000 морских миль – более 22 000 км. Почти все маршруты начинались у 15 причала в Хайфоне, а конечные пункты на побережье были различными. 125-я бригада несла потери – погибло много судов и около 100 членов экипажей «кораблей без номеров». Был случай, когда судно перехватили, командир Нгуен Ван Хьеу дал команду экипажу спасаться вплавь, а сам взрывал его Что интересно. Суда 125-й бригады тогда были очень простыми, если не сказать примитивными, поэтому их капитаны вели свои блокадопрорыватели без каких-либо навигационных инструментов. Они знали прибрежные воды и ориентировались по звездам.

Инцидент Вунг Ро

Пропагандистский плакат по итогам боя в Вунг Ро (фото: Wikimedia Commons)

Если с северной точкой маршрута было понятно – это порт Хайфон, в который приходили суда из СССР и других соцстран, то с южной точкой надо было определиться. Было принято решение, что причал для приема «кораблей без номера» будет располагаться в Вунг Ро. Событие, произошедшее в феврале 1964 года, побудило командование американского флота начать операцию по блокированию морской «тропы». Эта операция получило название «Рыночное время» Корабль 125–ой бригады под оперативным номером С-41 благополучно совершил три рейса, и суммарно доставил в Южный Вьетнам 140 тонн оружия и боеприпасов. С-41 был небольшим транспортным судном, грузоподъёмностью всего 50 тонн. Следующим по морской «тропе» пошел С-143 с 63 тоннами оружия. На борту был экипаж из 20 человек. Первоначально маршрут был из порта Бинь Донг к пристани Ло Дьё, но по каким-то причинам С-143 встал под разгрузку в Вунг Ро. После разгрузки, небольшой технический инцидент помешал С-143 выйти в море. Экипаж замаскировал его у причала.

То, что произошло дальше – безусловно, случайность. Но она дала толчок к блокаде вьетнамского побережья. Случилось так, что 16 февраля 1965 года над Вунг Ро пролетал американский вертолет UH-1B, который вывозил раненных американских солдат из зоны боевых действий. Лейтенант Джеймс С. Бауэрс увидел в бухте и около причала изменения, которых не было во время предыдущего полета. Фактически, он увидел замаскированный С-143. Информация ушла в вышестоящие штабы. В Вунг Ро был направлен самолет-разведчик, чтобы определит, что же увидел пилот вертолета. Днем два самолета А-1 «Skyraider» ВВС Южного Вьетнама обстреляли пирс и сбросили на него зажигательные бомбы. Огонь сжег деревья и листья, которым был замаскирован С-143 и «корабль без номеров» стал видимым». С-143 открыл огонь из пулеметов по южновьетнамским самолетам. Южновьетнамская армия направило в Вунг Ро свой 46-й полк. Он вступил в бой с партизанами. С-143 был взорван, но не затонул, а раскололся на две части. Итогом боя было уничтожение С-143 и около 100 тонн оружия и боеприпасов, которые были выгружены и складированы недалеко от причала. Бои продолжались с 16 по 24 февраля. Южновьетнамская армия взрывала пещеры, в которых партизаны складировали привезенное с севера оружие и боеприпасы. Бой был жестким. Погибло 12 партизан. С южновьетнамской стороны погиб командир взвода и американский советник от ВМС США, а также 100 солдат. Были уничтожены два южновьетнамских БТР М-113. Несколько обломков С-143 были подняты и доставлены в Сайгон для всеобщего обозрения. Командование США было поражено количеством найденного в пещерах вооружения – 4 000 винтовок и пулеметов, 1 миллион патронов, 1 500 ручных гранат, 2 000 минометных выстрела и около 245 кг взрывчатки. После этого боя ВМС США организовали блокаду побережья Вьетнама для пресечения доставок военных грузов по морской «тропе Хо Ши Мина»

HQ-671

Мемориал в Вунг Ро (фото: vntrip.vn)

До наших дней дожил только один из «Кораблей без номера». Сегодня он установлен на берегу и является экспонатом военно-морского музея Вьетнама в Хайфоне. У этого корабля долгая и интересная судьба. Он был построен в Китае. В составе ВМФ Вьетнама с 1964 года. Водоизмещение корабля 164 тонны, грузоподъёмность 50 тонн. В 1967 году этот «корабль без номера» получил оперативный номер С-41, а в 1971 году его сменил другой номер – 641. Только в 1980 году, когда морская «тропа» ушла в прошлое, кораблю присвоили стандартный номер ВМФ Вьетнама – HQ-671. Пожалуй, HQ-671 является символом морской «тропы». Ему и его экипажу невероятно везло. Они 20 раз проходили по морской «тропе», благополучно доставив около 1 000 тонн оружия и боеприпасов. Кроме этого, были рейсы, когда корабль перевозил не оружие, а подпольщиков и северовьетнамский спецназ для действий на юге страны. А весной 1975 года HQ-671 доставлял на юг Вьетнама части 126-й десантно-штурмовой дивизии. В конце войны. корабль выполнял роль войскового транспорта в освобождении острова Сон Ка в архипелаге Чыонге Са. Уже после окончания боевых действий HQ-671 участвовал в снабжении войск на островах архипелага Спратли. Спустя 48 лет этот период его службы приобретает особое значение. О событиях вокруг Спратли смотри статьи «Острова раздора. Захват» и «Острова раздора. XXI век».

Заслуженный корабль весьма активно участвовал во многих стычках, которые происходили вокруг островов с ВМФ Китая. В октябре 1978 года он 8 суток искал 7 офицеров и солдат с острова Фанвинь, и, в конце концов, нашел их в море живыми. 14 марта 1988 года у островов Гак Ма, Ко Линь, Лен Дао произошел инцидент, в ходе которого были потоплены несколько вьетнамских катеров. Несмотря на противодействие ВМФ Китая, HQ-671 подбирал и спасал членов экипажей потопленных катеров.

Корабль был дважды удостоен звания Героической части Народных Вооруженных Сил, а 10 августа 2018 года было объявлено, что HQ-671 признан национальным наследием Вьетнама.

Заключение

125-я бригада продолжает входить в состав ВМФ Вьетнама. Задачи у соединения – те же – снабжение кораблей флота и гарнизонов на островах в Южно-Китайском море. Появились и новые задачи. Например, после ураганов, когда в прибрежных поселках нарушается водоснабжение, танкеры 125-й бригады развозят по побережью пресную воду. В состав входят по-прежнему небольшие корабли и суда, оснащенные всем необходимым навигационным оборудованием. В Вунг Ро расположен мемориал в память о моряках «кораблей без номеров».

Андрей Максимов

21.06.2023 17:00

Просмотров: 6334