Во сколько Москве обойдётся дружба с Афинами?

В Греции ничего нет

Одним из самых ярких моментов Петербургского экономического форума стало выступление премьер-министра Греции Алексиса Ципраса, заявившего о смещении экономического центра планеты из Европы в сторону Азии, Латинской Америки, Африки и России. Слова его звучали красиво, отчего многие уже поспешили заявить о появлении у нас в Евросоюзе верного союзника. Так ли это на самом деле? Зачем России такая дружба и во сколько она обойдётся?

Старая пословица гласит: «Враг моего врага – мой друг». Греция, конечно же, Евросоюзу врагом не является, однако раздражение у Старой Европы вызывает нынче немалое. После того как Евросоюз дважды спас экономику Эллады от дефолта, долг Греции составляет 240 млрд евро. С тех пор Афины вели напряжённый диалог с Евросоюзом и Международным валютным фондом об урегулировании задолженности. От Греции требовали перехода в режим экономии, в том числе сокращения пенсий. Однако в ответ Афины, наоборот, пригрозили выходом из зоны евро и из самого Евросоюза. «Мы хотим помочь Греции и хотим, чтобы она осталась в зоне евро. Но по всей Европе нарастает настроение, что с нас уже хватит, – говорил в июне вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль. – Мы не позволим, чтобы германские рабочие и их семьи оплачивали раздутые предвыборные обещания полукоммунистического правительства».

Недовольство политикой Афин усилилось после того, как в январе прошлого года к власти пришёл Алексис Ципрас. Левый политик и популист, он отметился целым рядом пророссийских заявлений, прямо обвинив Европу и США в попытке развязать новую холодную войну. В результате европейское единство в вопросе санкций против России оказалось под угрозой.

Ахиллесова пята ЕС

Греческий премьер в России час­тый гость. В прошлый раз он приезжал в апреле, обсуждал с Владимиром Путиным проекты в энергетической сфере. Западные СМИ тогда разразились шквалом публикаций о том, как российский лидер пытается подорвать единство Европы через «слабое звено».

Зачем Ципрас летает в Москву, понятно – одними обещаниями бесконечно греков кормить не удастся, а потому ему отчаянно нужны деньги. Отсюда возникает главный вопрос: даст ли их Россия Греции? В феврале замминистра финансов Сергей Сторчак заявлял, что в бюджете такой статьи расходов не предусмотрено. Однако глава Минфина Антон Силуанов ещё раньше не исключил, что Россия рассмотрит вопрос о предоставлении денег Греции. «Если такое ходатайство поступит правительству РФ, мы обязательно рассмотрим его, но мы будем принимать во внимание все факторы, касающиеся наших двусторонних отношений между Россией и Грецией», – сказал чиновник.

По словам Владимира Путина, греческая сторона не обращалась к нему ни с какими просьбами о помощи. «Мы обсуждали вопросы взаимодействия в различных секторах экономики, в том числе и возможность реализации крупных проектов в сфере энергетики, и в рамках этих проектов могут возникнуть такие ситуации, которые позволили бы нам не только откредитовать те или иные планы, которые мы вместе сегодня обсуждали, но и решать вопросы кредитных отношений в более широком контексте в свете реализации этих проектов», – сказал российский президент.

Речь идёт, в частности, о строительстве газопровода «Турецкий поток». Часть маршрута пройдёт по территории Греции, где строительство с российской стороны будет осуществлять компания «ВЭБ Капитал», которая выделит на эти цели 2 млрд евро.

По мнению аналитиков, Цип­рас рассчитывал на большее, он явно надеялся получить деньги в обход европейских кредиторов. Кроме того, он добивается выведения Греции из-под российских санкций. Добьётся ли?

Любовный треугольник

Две недели назад Ципрас посетил Петербургский экономический форум, сделав в ходе его целый ряд заявлений в пользу Москвы. Любопытно, что в это самое время в Брюсселе решали, стоит ли дать Греции ещё денег и что будет, если не дать. Итогом стало положительное решение. Брюссель дрогнул, глядя на заигрывание Афин с Москвой, решив выделить главному евродолжнику 35 млрд евро до 2020 года на развитие экономики. И в тот же день вступило в силу решение ЕС о продлении экономических санкций против России до 31 января 2016 года.

Таким образом, России удалось напугать Европу своей дружбой с Грецией. Как написало немецкое издание Die Welt, Путин хотел бы видеть у себя в гостях лидера Германии или Франции, с которым бы он мог говорить на равных, «но вместо этого ему пришлось заключать союз с Грецией, которая не может предложить России ровным счётом ничего». В самом деле, ждать от Греции, что она в своём положении сможет всерьёз повлиять на решение ЕС о продлении антироссийских санкций, было бы странно. Очевидно, что особой надежды на то, что Греция возвысит свой антисанкционный глас так, что ЕС в итоге смягчит свои позиции, быть не может. Но пощипать нервы европейским и американским чиновникам – почему бы нет? В конце концов, иметь собственную «пятую колонну» в Евросоюзе всегда пригодится.

Ксения Веретенникова

29.06.2015 11:36

Просмотров: 2462