Ведомство Михаила Меня помогает ресурсным организациям обдирать граждан?

Коммунальный рай

Минстрой пытается заставить потребителей устанавливать индивидуальные счётчики потребления тепла. Ведомство уже подготовило проект постановления правительства, согласно которому платить за отопление на основании показаний индивидуальных счётчиков можно будет независимо от того, установлены ли такие приборы во всех 100% квартир вашего дома или нет.

Чиновники обещают гражданам небывалую экономию. На самом же деле лоббистами данных изменений выступают ресурсные компании, которые не только не заинтересованы в нашей с вами экономии, но, напротив, ищут дополнительные способы обчистить потребителей.

Поясним: платить по показаниям индивидуального счётчика за тепло (если таковой установлен) сегодня можно только в том случае, если все квартиры вашего дома также снабжены соответствующими приборами учёта. Более того, если кто-то из соседей, допустим, не успел провести поверку своего счётчика или же он по каким-то причинам сломался, весь дом снова переводится на платежи по нормативам потребления. Потому инициатива Минстроя на первый взгляд выглядит как некое послабление. В ведомстве предлагают разрешить платить по счётчику независимо от того, установлены ли они у всех ваших соседей. Расчёт конкретного платежа в этом случае будет состоять как бы из двух частей: первая – это оплата исходя из непосредственных показаний прибора учёта, вторая – высчитывается по весьма сложной и запутанной формуле, которая вроде как учитывает разницу показаний общедомового счётчика, соотношение площадей, входящих в общедомовое имущество, сумму показаний ваших квартирных счётчиков и т.п.

В общем, в Минстрое подсчитали (тоже, видать, по какой-то хитроумной и запутанной формуле), что экономия на счетах за отопление станет доходить до 40%. «Каждый из нас привык к своему температурному режиму. Кто-то готов платить больше, чтобы в квартире было 30 градусов, а кому-то достаточно 18–20 градусов. Но при этом многоквартирный дом – это единый объект, и, например, полностью перейти на индивидуальный учёт было бы несправедливо. Даже если полностью перекрыть отопление в отдельной квартире, её будут обогревать соседние. Поэтому мы предложили компромиссный алгоритм расчёта, который, с одной стороны, учитывает общее потребление дома, а с другой – позволяет конкретному потребителю экономить», – похвастался замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

План неплохой, если учитывать, что плата за отопление занимает 20–25% в структуре всех платежей по ЖКХ. Беда только в том, что никакого отношения к экономии новая инициатива Минстроя не имеет.

Поставили на счётчик

Ведомству стоило бы обратить внимание и на другие немаловажные сложности, которые уже сейчас помогли бы плавно вводить новую систему. Мало кто знает, но согласно № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энерго­сбережении...» все жилые дома, вводимые в эксплуатацию после 1 января 2012 г., должны быть оснащены помимо общедомового узла учёта тепловой энергии ещё и индивидуальными приборами учёта. Закон однозначно указывает на недопустимость ввода в эксплуатацию построенного дома, не соответствующего требованиям оснащённости приборами учёта потреблённых ресурсов. Но покупатели жилья не всегда знают об этом, а застройщикам удаётся сдавать дома в обход этой нормы.

Несколько лет назад в Санкт-Петербурге хотели ввести индивидуальный учёт тепла для всех, но инициатива также провалилась. Те, кто пробовал было установить индивидуально у себя приборы учёта, вынуждены были отстаивать своё право через суд. Может, стоило помочь им и на примере бережливых инноваторов сделать их примером для всех остальных?

Но УК проще засуживать людей, чем поощрять их инициативу, мучаясь со сложными формулами учёта.

Потому есть сомнения, что точный учёт спасёт энергетиков. Ведь теплопотери на «ничейных» участках сейчас проще размазать по потребителям. Не выйдет ли так, что если даже теоретически удастся посчитать расходы отдельных людей, то по итогам возникнут небывалые сложности в связи с взысканием теплопотерь на трассах?

Не менее важным остаётся и вопрос последствий для людей, которые не оплатят индивидуально потреблённую энергию. Вот не заплатишь за электричество – на лестнице выключат и запломбируют автомат – живи со свечой. А что делать со стояком отопления, который греет сразу 17 этажей? Не лучше ли оставить контроль за сбором средств за УК, чем бегать по квартирам с приставами и перекрывать краны?

Кстати, ещё в 2011 году департамент ЖКХ Минрегиона вообще заявил, что «в многоквартирных жилых домах с вертикальными однотрубными системами отопления установка приборов учёта тепловой энергии в отдельных квартирах невозможна».

Вероятно, направив усилия на контроль текущих норм, можно было бы заразить позитивной новацией инертных плательщиков. Но, видимо, бравурно объявить об очередной инициативе надавить на всех в обход здравого смысла важнее?

Однако и это ещё не всё. Непрозрачна сама система поставки тепла в дома. «Сегодня нет ни одного законодательного акта, обязывающего ресурсников поставлять вам тепловую энергию по приборам учёта. Вот с чего надо начинать! Минстрой на самом деле уходит от обсуждения реальных задач», – говорит глава попечительского совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Сергей Креков.

Разговоры о необходимости установки счётчиков чиновники ведут аж с 2009 года, когда была начата реформа энерго­сбережения и повышения энергоэффективности. При этом, даже по официальным данным Росстата, общедомовые счётчики сегодня есть только в 29% всех многоквартирных домов России. Более того, по оценкам экспертов, в 90% этих домов стоят всё те же водопроводные счётчики, измеряющие объёмы прокачанной воды. «Правильными» счётчиками, измеряющими именно тепловую энергию, оснащено от силы 10% новостроек.

Закономерно возникает вопрос: зачем в этом случае в Минстрое с таким упорством озаботились установкой индивидуальных счётчиков?

Дорвались!

На самом деле ларчик открывается просто. По итогам 2017 года долги населения за услуги ЖКХ составляют 2,55 млрд рублей. Большая часть этой задолженности (в некоторых регионах доля доходит до 40%) приходится именно на долги за отопление. Ресурсники хотят эти деньги вернуть, а также получить контроль за денежными потоками.

«Чёрной дырой» для ресурсников сегодня оказываются только конечные потребители – то есть мы с вами. Но Минстрой позаботился и об этом.

Как уже писала «Наша Версия», в недрах всё того же ведомства Меня родился законопроект, уже вступивший в силу, разрешающий потребителям заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. У законопроекта был шумный пиар: подчинённые г-на Меня долго и подробно рассказывали преимущества нового порядка. Забывая, впрочем, упомянуть, что новшества в этом порядке никакого нет: Жилищный кодекс и так давно разрешает заключение прямых договоров. Дьявол, как всегда, скрылся в деталях. Новый законопроект сделал прямые договоры обязательными в том случае, если у УК перед ресурсниками имеется задолженность.

«В регионах давно уже идёт консолидация рынка УК. Они массово банкротятся и их скупают ресурсоснабжающие организации», – констатирует Сергей Креков. Новая инициатива Минстроя со счётчиками, по сути, является завершающей. Сначала ресурсникам дали возможность подмять под себя УК, а теперь они фактически получат право неограниченного контроля за деньгами потребителей. При этом самый главный вопрос об установке «правильных» общедомовых счётчиков в очередной раз отложен в долгий ящик, так что резвиться со счетами ресурсники смогут по полной программе.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Минстрою Верховный суд не указ

Сомнительность предлагаемого Минстроем нововведения со счётчиками уже заметили в Минэкономразвития. Ведомство представило отрицательный отзыв на проект правительственного постановления.

Среди прочих замечаний есть одно принципиально важное и фактически неустранимое. «Не урегулирована ситуация, определяющая порядок платы за отопление в многоквартирных домах, подключённых к централизованной системе теплоснабжения, но в которых некоторые жилые и (или) нежилые помещения не оборудованы индивидуальной системой отопления и подогрева воды», – говорится в отзыве Минэкономразвития.

Поясним: старый жилищный фонд, как правило, получает воду для отопления и водоснабжения из теплового узла. В народе он больше известен как бойлерная. Но бойлерная обслуживает обычно не только жилые дома, а целый комплекс зданий. Это может быть ещё супермаркет, детский сад и т.п. «Это всё здания с разной структурой собственности. Часть из них вообще может не регулироваться Жилищным кодексом. Получается, что механизма о том, как все собственники этих разных зданий могли бы договориться и принять некое решение о счётчиках, сегодня просто нет. При этом те, кто не поставит приборы учёта, попадут в ущемлённое положение», – объясняет Сергей Креков.

На это обстоятельство обратили внимание и в Верховном суде. В апреле этого года ВС принял решение, в котором говорилось, что использовать индивидуальные приборы учёта можно только в том случае, если ими оборудован весь МКД. В противном случае другие собственники попадают в ущемлённое положение. Правда, в Минстрое, похоже, решили мнением Верховного суда пренебречь.

Кира Ремнёва

30.04.2018 08:08

Просмотров: 10755