В век глобализации на Балтике успешно действует компания, оперирующая всего одним паромом

Заклятые друзья Северной Балтики. Вся королевская рать

В Балтийском море много паромных линий. И обслуживают их не только такие крупные компании, как «Silja Line», «Viking Line» и «Tallink». Удивительно, но на маршрутах в Финском заливе сохранились судоходные компании, владеющие всего одним – двумя паромами..В этой статье мы расскажет об остальных компаниях, чьи паромы работают в Северной Балтике.

«Eckerö Line»

Паром Nordlandia (фото: Андрей Максимов)

Как мы уже говорили в первой части статьи, в начале эпохи современных паромов в Финляндии оперировали только небольшие судоходные компании, флот которых состоял из одного – трех судов. Логика событий заставила потом их объединиться в две конкурирующие компании. Об этом смотри статьи «Заклятые друзья Северной Балтики. «Silja Line»» и «Заклятые друзья Северной Балтики. «Viking Line» и «Tallink Grupp»».Однако на рынке уцелели и продолжали успешно работать и небольшие паромные компании. Одна из них – «Eckerö Line» – финская судоходная компания, названная по имени острова Eckerö, входящего в архипелаг Аландских островов. Компания была создана в 1961 году первоначально для работы на линии порты Финляндии – Аландские острова – порты Швеции. В этой статье мы не будем рассказывать о деятельности компании на шведской линии. Гораздо интереснее её работа на маршруте Хельсинки – Таллин. В 90-е годы ХХ века – начале XXI века между столицами Финляндии и Эстонии работали два монополиста «Silja Line» и «Viking Line», набирающий силу «Tallink», две компании со скоростными судами. И всё-таки «Eckerö Line» с одним(!) паромом нашла себе место в этом списке, и не просто нашла, а продолжает успешно развиваться. «Eckerö Line» начал работу на этом маршруте 26 августа 1994 года, почти за месяц до крушения парома «Estonia» компании «Estline» (она обанкротится в 2001 году). Первым паромом на эстонской линии был MS «Nordlandia». Этот паром был построен в 1981 году в Германии для компании «Olau Line Ltd Co» . Первоначально паром носил название «Olau Hollandia». Однотипное судно называлось «Olau Britannia». Впоследствии его переименовали в «Julia». О нем чуть ниже. «Olau Hollandia» в 1989 году было продано шведской компании и работало на Готландской линии, соединяющей шведские порты и порт Висбю на Готланде. Паром переименовали в «Nord Gotlandia» В 1997 году его купила компания «Eckerö Line» и с 10 февраля 1998 года паром работает в Финском заливе. Что привлекало пассажиров на этот паром – доподлинно не известно. Говорят, что на фоне современных судов «Nordlandia» очаровывала своей классикой. Спрос на паром был настолько велик, что с 2004 по 2012 годы компания в дополнение к «Nordlandia» использовало второй паром «Translandia» для фур и дальнобойщиков.

Но время шло, и в июне 2013 года старый паром был продан российской компании «Isabella Cruise» и переименован в MS «Isabella I»..Немного отвлекаясь, скажем, что это было время, когда частный бизнес в России совершал первую попытку возродить морские круизы в России и были предприняты несколько попыток запустить в работу морские круизные суда для россиян. Какие-то проекты проработали несколько лет (Круизы по Черному морю на теплоходе «Адриана» петербургского оператора «Экспо-Тур»), какие-то были только озвучены. В случае с «Isabella I», компания «Paradise Cruise&Ferry» планировались круизы по Чёрному морю из Сочи в Грузию и Турцию и в восточную часть Средиземного моря (Турция, Кипр, Израиль), но всё ограничилось только одним небольшим круизом для прессы в российские черноморские порты. В 2014 году, после «Крымской весны», теплоход, простояв несколько месяцев в одном из средиземноморских портов, и в середине марта 2015 года был продан для работы в Испанию.

Паром Finlandia (фото: Андрей Максимов)

На смену «Nordlandia» «Eckerö Line» ввела в строй новый круизный паром MS «Finlandia». Компания продолжает придерживаться прежней бизнес-модели – работа одним теплоходом. Правда, выглядит «Финляндия» совсем по другому – это современное судно, совсем не похожее на классическую «Нордландию». Сможет ли «Eckerö Line» успешно противостоять лидерам рынка – покажет время.

Скоростные паромы

Некоторые пассажиры хотят пересечь Финский залив как можно быстрее. Для них на этой линии работают скоростные паромы. Кроме «Морских кошек» «Silja Line» и «Автопаромов» «Tallink» в течение продолжительного времени на линии работали две небольшие компании.

Комета Линда лайн в Хельсинки (фото: Андрей Максимов)
Скоростной паром Nordic Jet Line в Хельсинки (фото: Андрей Максимов)

«Linda Line». История этой небольшой эстонской компании берет начало в 1997 году. Тогда её флот состоял из судов на подводных крыльях семейства проекта 342 типа «Комета» – «Jaanika», «Maarika», «Reelika» и «Laura». В СССР «Кометы» были наиболее распространенными судами на подводных крыльях для работы в прибрежной морской зоне. Время в пути через Финский залив составляло полтора часа, что было значительно меньше, чем на обычных паромах. Конечно, это было удобно, но было два обстоятельства, которые портили благостную картину бизнеса. Во-первых, это зависимость от погодных условий. СПК типа «Комета» в условиях Балтийского моря был сезонным транспортом, с началом осенних штормов их навигация заканчивалась. Кроме этого, они серьезно зависели от погодных условий – при скорости ветра свыше 15 м/с и высоте волны свыше 3 метров, рейсы отменялись. Это серьезно снижало количество потенциальных пассажиров. Во-вторых, эксплуатация СПК в том режиме, в котором они работали на линии Хельсинки – Таллин – дело затратное Их обслуживание, которое надо было проводить регулярно, учитывая интенсивность эксплуатации, для небольшой компании было дорогим. Во времена СССР «Кометы» успешно эксплуатировались в морских условиях, но на южных морях – в Азово-Черноморском бассейне и в Средиземном море, в Греции, где они были очень популярны и назывались «Летающими дельфинами». В 2007 году их продали в Грецию, а свой флот пополнили скоростными многокорпусными судами. Первоначально один тримаран был заказан в Санкт-Петербурге ОАО «Морской завод Алмаз». Алмазовцы за 17 месяцев построили современный на то время катамаран типа «Суперфойл-40» способный принять на борт 300 пассажиров и развивать скорость 55 узлов – около 100 км/час. Паром передали заказчику, но тот эксплуатировать его не стал. История темная, официальных сообщений нет, представители «Алмаза» на Международных военно-морских салонах на вопросы о катамаране отвечали уклончиво. Больше в Петербурге «Линда Лайн» судов не заказывала. Флот компании стал состоять из скоростных паромов «Karolin» и «Merilin».»Линда лайн» пыталась подстраховаться, и в 2008 году победила в конкурсе на право обслуживания пригородной линии Таллин – остров Аэгна. Но это не помогло. Финансовое положение её ухудшалось, и в ноябре 2017 года перестали ходить паромы, а в мае 2018 года было объявлено о банкротстве «Линда Лайн».

«Nordic Jet Line». Эта история началась в то время, когда Евросоюз находился на подъеме. Одна из норм ЕС заключается в том, что любая компания в Европе может вести свой бизнес в любой стране Евросоюза (теоретически). Этим правом решила воспользоваться норвежская судоходная компания «Nordic Jet Line», зарегистрировав свой региональный офис в Таллине и поставив на линию Таллин – Хельсинки два скоростных парома. Эти пара начала работать в 1997 году. Скандинавским перевозчикам очень не понравилась такая инициатива норвежцев, и они сделали всё, чтобы через 11 лет, в 2008 году «Nordic Jet Line» прекратила работу своих скоростных катамаранов, вывела их из Финского залива и направила для дальнейшей работы в Средиземное море на линию между Испанией и Марокко.

Питерские неудачи

После того, как распался СССР, общество и бизнес в современной России как губка впитал хорошее и плохое, что было в западном обществе. Одно из немногих исключений, что широко практикуется на Западе, но никак не приживется в России – это путешествия (личные, деловые, туристические) на паромах. Почему так получается, никто внятно объяснить не может. В стране существует несколько (их можно посчитать по пальцам одной руки) пассажирских и паромных линий, субсидируемых государством, и нет ни одной коммерческой линии. Морское круизное судоходство сегодня после указов Президента может похвастаться только «Князем Владимиром» и «Асторией Гранде» на Черном море. Все попытки организовать новые линии, вроде бы при наличии потенциального спроса, заканчиваются провалом.

Международные паромные линии появились в СССР незадолго до его распада. Руководитель одного из крупнейших морских пароходств страны Балтийского морского пароходства (БМП) Виктор Иванович Харченко правильно оценил перспективы развития паромных линий на Балтике, и принял решение закрепиться сразу на трех маршрутах – в Финляндию, Швецию и Германию. То есть фактически было организовано три новых грузопассажирских направления в Балтийском море. Первым, в середине 80-х годов ХХ века, на линию Ленинград – Стокгольм вышел паром «Ильич». Он был построен в 1973 году как «Bore I» компании «Silja Line». К тому моменту, как судно стало «Ильичем», паром дважды переименовывали в «Scandia» и «Stena Baltica». Через пару лет на линию Ленинград – Хельсинки встал новый паром «Константин Симонов» проекта В-492, построенный в Польше. Последним, на линию Ленинград – Киль вышел паром «Анна Каренина», купленный у «Viking Line» и называвшийся «Viking Song». Потом его продали, переименовали в «Braemar», а после этого его купило БМП. Работала вся тройка под брендом «Baltic Line». Сегодня сложно оценить перспективы развития этих линий – всё закончилось с развалом Советского Союза. Паромы были проданы.

Паром Георг Отс в Балтийске (фото: Андрей Максимов)
Паром Принцесса Анастасия (фото: Андрей Максимов)

В современной России паромное сообщение в формате круизных паромов возродили в Санкт-Петербурге. В 2002 году по распоряжению Президента России был куплен паром «Георг Отс» проекта B-493 для работы на линии Санкт-Петербург – Балтийск. Линия субсидировалась государством, и с 2003 по 2010 годы паром работал на этом очень важном маршруте. Потом его перевели на Дальний Восток, где в результате афёры он был распилен на металлолом. Об этом смотри статью «Когда поплывет белый пароход – 2». Сегодня он был бы очень нужен. Разговоры о новом железнодорожном автомобильном пароме для Балтики идут давно. Но это только разговоры.

Паром Принцесса Мария (фото: Андрей Максимов)

В 2010 году в России группой европейских и российских инвесторов была создана паромная компания «St.Peter Line» . Компания была зарегистрирована на Кипре, паромы – несли флаг Мальты. Для работы были куплены два больших парома – «Princess Maria» (бывший паром «Finlandia» компании «Silja Line»), которая работала на линии Санкт-Петербург – Хельсинки, и «Princess Anastasia» (бывший паром «Olympia» компании «Viking Line»), который ходил по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Стокгольм – Таллин – Санкт-Петербург. Возможно, кто-то из читателей совершил путешествие на этих паромах. Вначале всё было хорошо, но закончилось как всегда – «St.Peter Line» оказалась на грани банкротства. Было создано совместное предприятие MOBY SPL с крупным итальянским паромным оператором в Средиземном море «Moby Lines». Результатом сделки стал перевод паромов на средиземноморские линии, где они и работают в настоящее время. За последние пару лет Администрация Санкт-Петербурга озвучила идею создания городской паромной компании, но в свете международных событий эта идея явно поставлена на паузу.

Попытки наладить международные паромные линии из Санкт-Петербурга предпринимались не только отечественными компаниями. Так, в 2004 – 2005 годах паром «Fantaasia» эстонского «Tallink» работал на линии Санкт-Петербург – Таллин, газотурбинный паром GTS «Finnjet» компании «Silja Line» в 2004 – 2005 годах работал на линии Санкт-Петербург – Таллин – Росток, в 2008 году компания «Fastnet Line» попыталась поставить свой паром «Julia». на линию до Хельсинки, но дело ограничилось только несколькими рейсами. Основная причина – линии приносили убыток. Почему из морского города, фактически ворот России на запад не получается наладить коммерчески выгодное паромное судоходство, до сих пор остается загадкой.

Наш рассказ о паромных линиях Северной Балтики был бы неполным без краткого упоминания о так называемых «дальних линиях», соединяющих юг и север Балтийского моря.

Окончание следует

Андрей Максимов

31.07.2024 13:00

Просмотров: 497