В стране небольшой дефицит горючего или тотальный топливный коллапс?
Полный бензец
Похоже, бензин в России становится редкостью, причём дорогостоящей. Правительство пытается исправить эту ситуацию, но пока не слишком в этом преуспевает. Долго ли ещё продлится эта ситуация?
В прошлом месяце СМИ начали сообщать о дефиците и ограничении продаж бензина в ряде регионов. Так, во Владивостоке и в Приморском крае на АЗС вообще выстраивались огромные очереди, а в Крыму ограничили отпуск бензина 30 литрами в одни руки. Глава республики Сергей Аксёнов в своём телеграм-канале обратился к гражданам с просьбой не приобретать горючее впрок и «осуществлять заправку транспортных средств в обычном режиме». 1 октября министр энергетики Сергей Цивилёв заявил, что ситуация с перебоями топлива в Крыму и новых регионах «будет полностью решена к концу октября». Позднее в тот же день стало известно, что ограничения в Крыму изменились и теперь один покупатель может купить не более 20 литров.
АЗС в беде
Изначально причины дефицита топлива лежали в экономической плоскости: оптовые цены росли, тогда как владельцы независимых АЗС не могли соответственно повышать розничные, рассказывает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. «Такая ситуация складывается из-за конкуренции с сетями АЗС, принадлежащими компаниям – производителям топлива, – поясняет эксперт. – Этим сетям не приходится закупать бензин на бирже, они получают его от материнских компаний по прямым контрактам. Кроме того, за розничными ценами следит антимонопольная служба». Из-за этого независимые АЗС вынуждены работать себе в убыток, и, чтобы не генерировать этот убыток, заправки, по словам Юшкова, просто отказываются от продаж бензина.
Оптовые же цены растут из-за уменьшения рентабельности нефтепереработки, в первую очередь из-за сокращения выплат по демпферу. «На мировом рынке снизились цены на нефть и нефтепродукты, рубль укрепился, и сократилась разница между внутрироссийскими ценами и ценами на внешних рынках, – говорит Юшков. – Соответственно сократились и выплаты по демпферу (с января по август текущего года они снизились на 46% – до 604,6 млрд рублей). Это подстёгивает компании добирать недостающую выручку с рынка. Плюс растущие затраты на ремонты НПЗ (плановые и связанные с атаками БПЛА), которые тоже закладываются в стоимость топлива».
Дроны и не только
Помимо чисто экономических причин, влияющих на цены, драйвером последних служат продолжающиеся атаки на нефтеперерабатывающие мощности. Так, только в сентябре от обломков беспилотников пострадали башкирский «Газпром нефтехим Салават» (по словам главы региона Радия Хабирова, его атаковали сразу два беспилотника, что привело к пожару на предприятии) и Афипский НПЗ на Кубани, где обломки БПЛА также вызвали пожар. Причём оба завода ранее уже подвергались атакам.
1 октября стало известно о пожаре площадью в 200 квадратных метров на Ярославском НПЗ. Правда, по словам губернатора Ярославской области Михаила Евраева, возгорание не было связано с атакой беспилотников и носило техногенный характер. ТАСС со ссылкой на источник сообщил, что на работу предприятия пожар не повлиял.
Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев называет частоту атак на НПЗ главным фактором влияния на цены на сегодняшний день. По словам эксперта, предприятия вполне могут восстановиться, но они просто не успевают. Дополнительно ситуация осложняется санкциями, из-за которых оборудование на замену повреждённому приходится закупать через третьи страны, что требует дополнительного времени.
Замглавы комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич говорит, что, исходя из количества регулярно направляемых на объекты энергетики вражеских БПЛА, оценки причиняемого ими фактического ущерба, можно сделать вывод, что предпринимаемые государственными службами, охранными организациями меры приносят свои результаты. «Системы активной и пассивной защиты работают, в противном случае масштаб последствий, материальный ущерб были бы несоизмеримо, кратно выше, – отмечает депутат. – Формирование многокомпонентной системы защиты НПЗ – приоритет, важность которого понимают и в правительстве, и в компаниях, владеющих такими объектами».
Игорь Юшков указывает, что атаки на НПЗ пока влияют скорее на конкретные регионы, нежели на рынок в целом, но и это может произойти. Кроме того, они способствуют «закупкам впрок»: потребитель опасается, что бензин может совсем пропасть, и начинает запасаться топливом, а это только ухудшает ситуацию.
Дмитрий Гусев, замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр»
Дмитрий Гусев, замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр»
– Продление эмбарго на экспорт окажет влияние на цены, но это не панацея. Основные сложности уходят корнями ещё в налоговый манёвр, когда налоговая система была реформирована, но для нынешних условий (курс доллара, цена нефти и т.д.) она уже очевидно не подходит. Глобального пересмотра системы пока не предвидится, а настройка в ручном режиме периодически даёт сбои. И это будет продолжаться, пока будет существовать субсидирование розничных цен на всё топливо для всех социальных групп. Необходимо выделить отдельные виды топлива и отдельные социальные группы, которым действительно необходимо субсидирование. Для оставшихся же должна быть достигнута адекватная равновесная цена, что повысит маржу как нефтепереработчиков, так и торговцев на АЗС. Кроме того, субсидирование цен приводит к тому, что потребитель забывает об энергоэффективности и экономии топлива. При этом нужен и федеральный закон, утверждающий, что первоочередной задачей компаний является насыщение внутреннего рынка топливом и только затем – рыночная торговля и получение прибыли.
Юрий Станкевич, замглавы комитета Госдумы РФ по энергетике
Юрий Станкевич, замглавы комитета Госдумы РФ по энергетике
– Считаю, что совокупность принимаемых мер даёт результаты. Система нефтепродуктообеспечения устойчиво функционирует. Переживания владельцев автотранспорта, руководителей предприятий в ряде регионов, конечно же, объяснимы, но ситуация управляемая, пусть и требующая ситуативного вмешательства федерального центра. О коллапсе, кризисе речь не идёт.
Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев России
Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев России
– Ситуация на топливном рынке действительно нерадостная: часть НПЗ ремонтируется, многие предприятия производят ограниченное количество топлива. В ряде регионов на АЗС вводят ограничения на продажу топлива, потому что как только в СМИ проходит сообщение о дефиците бензина в той или иной области, автовладельцы сразу берут канистры, едут на заправки и закупают про запас. Лучшее, что можно сейчас сделать, это защитить ещё работающие НПЗ. Тогда, возможно, топливного кризиса удастся избежать.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ
– Запрет на экспорт бензина в августе-сентябре проблему цен решить не смог. Сейчас его продлевают, потому что странно было бы разрешить экспорт, когда СМИ периодически сообщают о дефиците топлива. Но главную роль в ценовой динамике теперь сыграют не столько меры, принятые государством, сколько физическое сокращение потребления бензина (в том числе в связи с завершением автомобильного сезона). Снижение спроса приведёт к снижению биржевых цен до уровней, когда независимым АЗС вновь будет выгодно торговать бензином. Но на это нужно время.