В России утверждён ГОСТ для электросамокатов: как он может изменить этот вид транспорта?
Медленнее и безопаснее
Росстандарт сообщил об утверждении ГОСТа для электронных средств индивидуальной мобильности российского и зарубежного производства. Новые требования вступят в силу с февраля 2023 года; они не будут обязательными, но при их соблюдении производители могут указать, что изделия соответствуют стандарту.
Как отмечают «Известия», под ЭСИМ имеются в виду электросамокаты, моноколеса и гироскутеры. В соответствии с требованиями, скорость таких средств ограничивается 25 километрами в час, при этом устройства должны иметь возможность определения их местоположения. В беседе с изданием замглавы Минпромторга Альберт Каримов пояснил, что российский ГОСТ гармонизирован с международным стандартом EN 17128-2020.
В документе отмечается, что стандарт предусматривает автоматическое ограничение скорости ЭСИМ в парках. Само устройство и его аккумулятор должны полностью исключать риск возгорания или механического повреждения. Глава Росстандарта Антон Шалаев пояснил, что требования призваны обеспечить безопасность как водителей ЭСИМ, так и других людей.
Это особенно актуально на фоне резкого роста популярности таких средств передвижения в последние годы. В связи с тем, что многие самокаты и другие средства индивидуальной мобильности способны развивать скорость, сопоставимую с автомобильной, это создаёт дополнительные риски для их владельцев, а также водителей других транспортных средств и пешеходов. За 9 месяцев текущего года зафиксировано 838 ДТП с участием СИМ, в которых погибли 19 человек, сотни получили травмы. Это в два раза больше, чем годом ранее.
Искусственное торможение
Ранее были внесены соответствующие изменения в ПДД. В соответствии с ними, скорость СИМ ограничивается 25 километрами в час. Данное требование начнёт действовать с марта 2023 года. В МВД журналистам объяснили, что нарушение этого требования повлечёт за собой штраф в размере 800 рублей. В случае, если нарушитель управлял самокатом или другим СИМ в состоянии алкогольного опьянения, штраф увеличится до 1-1,5 тысячи рублей. Если в результате аварии будет причинён серьёзный вред здоровью человека, или пострадавший скончается, виновника накажут по Уголовному кодексу.
Указанные штрафы применяются, когда мощность электродвигателя не превышает 250 Вт. В противном случае самокат может быть приравнен к мопедам и мотоциклам, для управления которыми требуется получить водительские права.
Несмотря на то, что сейчас требования ГОСТа носят рекомендательный характер, в дальнейшем документ может стать первым шагом к созданию обязательного технического межгосударственного регламента, считают в сервисе аренды электросамокатов Urent. В сервисе отметили, что разработанный стандарт достаточно строгий, однако прописанные в нём требования вполне адекватны. В беседе с изданием представители Российского института стандартизации пояснили, что ГОСТы используются в госзакупках: заказчики должны ссылаться на такой документ в случае, если он существует.
В целом, соответствие какого-либо товара ГОСТу является определённым знаком качества. Эксперты отмечают, что некоторые требования документа способны значительно увеличить стоимость ЭСИМ, например, установка на них GSM/GPS-устройств автоматического снижения скорости с SIM-картой. Кроме того, властям придётся обозначить зоны, в которых ЭСИМ должны обязательно снижать скорость. Подобные зоны уже предусмотрены в Москве и Санкт-Петербурге, но скорость в них снижается только у кикшеринговых устройств.
Поспеть за самокатом
Эксперты прогнозируют резкое увеличение количества электросамокатов в России в 2023 году – до 330 тысяч штук. Нарастить парк планируют крупные кикшеринговые операторы. Это говорит о том, что из развлечения на прогулке электросамокаты уверенно превращаются в полноценное средство передвижения, и нормативно-правовая база должна оперативно подстраиваться под эти изменения. В противном случае, этот городской транспорт будет создавать не только преимущества для своих владельцев, но и серьёзные проблемы для окружающих.
После разработки поправок в ПДД, касающихся ЭСИМ, возник ряд вопросов к контролю соблюдения данных требований. Как отмечают эксперты, комплексы фотовидеофиксации в отношении СИМ использовать не получится, а сотрудники ГИБДД не смогут осуществлять полномасштабный контроль. Решением данной проблемы могла бы стать регистрация таких транспортных средств, тогда нарушителей можно было бы выявлять с помощью дорожных камер.
Ещё одной проблемой является отсутствие у владельцев ЭСИМ страховки. Соответственно, в случае ДТП по вине самокатчика все вопросы с возмещением ущерба придётся решать в суде. Таким образом, несмотря на введение ГОСТа и изменение ПДД, в вопросе регулирования движения ЭСИМ пока не поставлена точка.
Просмотров: 3201