В колледж на передержку
В городе в этом году проходил эксперимент: тем, кто сам откажется от 10-го класса, разрешили сдавать только два экзамена и гарантировали бесплатное обучение в колледже. Вот молодёжь и поспешила воспользоваться моментом. Между прочим, синицу в руках выбрали 40 тыс. столичных подростков, или 34% от общего числа девятиклассников.
Думается, эксперимент признают успешным и распространят практику упрощённого поступления в ссузы по всей стране. Нам ведь постоянно говорят, что стране не хватает высококвалифицированных рабочих. Но вот какой момент. Доля россиян, выбирающих среднеспециальное образование, и так год от года увеличивается. Если в 2021 году в колледжи поступали в среднем 63% всех выпускников страны (53% – девятиклассников и 20% – одиннадцатиклассников), то в 2024 году – уже 77%. Куда ещё наращивать объёмы? Мы ведь не в индустриальную эпоху живём.
А точно всем потом хватит работы? По данным Росстата, более половины выпускников колледжей не работают по специальности. А сервис HeadHunter сообщает, что чаще всего молодые люди после колледжа не в операторы станков ЧПУ идут, а становятся водителями и менеджерами по продажам. Это что получается: система профобразования работает почти вхолостую? Зачем же её ещё нагружать?
Но правда, кажется, в том, что государство не считается с издержками. Если для того, чтобы получить сотню годных специалистов, надо прогнать через огромное грубое сито тысячу, – не вопрос. Естественный, знаете ли, отбор. Если для кого колледж становится всего лишь передержкой – его проблемы. Некрасиво, конечно, учитывая, что многих в колледжи просто выдавливают. Особенно понимая, что не все колледжи одинаково хороши: некоторые бывшие ПТУ «восстановили» только для «галочки», по сути, превратив их в камеры хранения подростков.
Сколько в последние годы было скандалов, когда школы отказывали ученикам в приёме в 10-й класс. Да, понятно, что не Лобачевских задвигали, а от надоевших троечников, оболтусов избавлялись. Но ведь и с троечниками надо работать: либо дать им дозреть в школе, либо всё же нормально учить их какому-то делу. Чтобы эта работа была хоть сколько-то результативной, её, конечно, тоже нужно делать с умом – не только стремиться к количественным показателям, но и о качестве думать.
Просмотров: 2114