В 60-х годах ХХ века клубами подводного плавания в Советском Союзе было построено три подводных дома

Подводные дома – несбывшаяся мечта. СССР – энтузиасты

В СССР всегда пристально следили за научными исследованиями на Западе. Поэтому эксперименты Жака-Ив Кусто были восприняты в Союзе с одной стороны, серьёзно, а с другой – как руководство к действию. В этой статье мы расскажем о советском этапе развития обитаемых подводных домов (1966 – 1974 годы), и о том, почему совпали выводы французских, американских и советских учёных и инженеров.

«Ихтиандр»

Важным моментов в советской программе «Подводных домов» стало посещение океанологами «Подводной деревни» Кусто – проект «Преконтинент-2». Смотри статью «Подводные дома – несбывшаяся мечта. Франция и США». Шёл второй этап экспериментов, поэтому французские и американские акванавты были полны радужных надежд. Всем казалось, что разработка и строительство подводных домов – одно из важнейших направлений океанографических и биологических исследований.

Советские проекты «Подводных домов» начались с энтузиастов. В Донецке работал клуб подводников «Скорпена» Донецкого медицинского института. В интернете этот клуб иногда называют «Ихтиандр». 30 марта 1966 года заседание Совета клуба приняло решение провести эксперимент с подводным домом. Легенды Клуба рассказывают о том, что старший инструктор «Скопены», хирург по профессии, Александр Хаес (часть источников в интернете пишут его фамилию, как Хает), привез из отпуска в Крыму обломки древних амфор, и это явилось отправной точкой принятия решения о строительстве «Подводного дома». Поскольку работали энтузиасты, то «Подводный дом» создавался, что называется, из подручных материалов, благо глубина его размещения была невелика. Нужно сказать, что многие члены Клуба работали в Институте горной механики и технической кибернетики, администрация которого помогала энтузиастам в строительстве их «Подводного дома». Хотя, некоторые механизмы находили буквально на свалке. Так, например, компрессор для подачи воздуха, который был списан в местном аэропорту, был найден именно там, отремонтирован и приведен в рабочее состояние силами Клуба. После ремонта компрессор проработал четыре года.

23 августа 1966 года готовый «Ихтиандр» был установлен у побережья мыса Тарханкут в Крыму на глубине 11 метров. Дом был сделан в виде перевёрнутого стакана и имел внутренний объём 6 кубических метров. Освещение было естественное с помощью четырех иллюминаторов из оргстекла. Экипаж «Ихтиандра» состоял из двух акванавтов, для которых внутри были оборудованы спальные места. Как и у Кусто, пресная вода и воздух подавался с поверхности по шлангам. Когда в июле готовый «Ихтиандр» был доставлен на Тарханкут, на берег приехали около сотни энтузиастов, которые разбили небольшой палаточный городок. Продовольствие доставляли аквалангисты, для приема которых в «Ихтиандре» был оборудован шлюз. Первым акванавтом на «Ихтиандре» стал хирург Александр Хаес. Потом к нему присоединился москвич Дмитрий Галактионов, которого сменил шахтер из Донецка Юрий Советов. Акванавты прожили в «Ихтиандре» всего три дня. О событии сообщило ТАСС, дом получил название «Ихтиандр-66». Что интересно. После того, как СМИ в подробностях рассказали о строительстве подводного дома, администрация донецкого аэропорта потребовала вернуть им компрессор, который они сами списали и выбросили на свалку.

Спуск "Ихтиандра-68" на воду (скриншот: youtube.com/ Игорь Овсянников)

Спустя год, в 1967 году в бухте Ласпи на глубину 12 метров был опущен и установлен новый подводный дом, получивший название «Ихтиандр-67». Он был в форме трехлучевой звезды, имел внутренний объем 28 кубических метров. В нем было четыре помещения, и «Ихтиандр-67» был рассчитан уже на команду в пять человек. Всего на дне в «Ихтиандре-67» люди прожили две недели. Смена для пяти акванавтов длилась семь дней. Во вторую неделю в «Подводный дом» доставили подопытных животных – морских свинок, крыс и кроликов. К проекту присоединились государственные структуры, и новый «Ихтиандр-68» создавали уже для отработки технологии для геодезистов и нефтяников. Он так же был установлен в бухте Ласпи на глубине 11 метров. В нем жили четыре акванавта. К сожалению, из-за штормов, эксперимент продолжался только трое суток. Итог был таким же, как и у Кусто. Больше погружений в «Подводный дом» «Интиандр» не было. В 1969 году программ «Ихтиандр» была свёрнута. Но эта программа, задуманная и осуществленная энтузиастами подводного плавания, дала толчок всем «Подводным домам» в Советском Союзе.

«Садко»

Подъём животных из "Садко" (скриншот: youtube.com/ Дмитрий Столбов)

Этот проект также был создан энтузиастами и любителями подводного плавания, только из Ленинградского Гидрометеорологического института. Что интересно. Именно «Садко» должен был стать первым «Подводным домом» в стране, но не сложилось. Ленинградцы сделали свой «Садко» раньше, но не торопились с испытаниями. Работа велась при поддержке Гидрометеорологического института и оборонного Акустического института в Сухуми. Но как оказалось, прикладную науку обогнал Клуб любителей подводного плавания из Донецка. «Садко» опустили на дно в прибрежных водах недалеко от Сухуми с научно-исследовательского судна «Нерей» 26 августа 1966 года – на два дня позже, чем установили на дне «Ихтиандр». Глубина установки «Садко» была немного больше, чем у «Ихтиандра» – 12,5 метров. Интересно программа испытаний ленинградцев. В первые сутки для проверки работоспособности всех систем, в «Садко» поместили собаку Ночку и двух кроликов, один из которых утонул, когда ночью «Садко из-за сильного шторма переместился по дну на глубину 20 метров.

"Садко" на глубине (скриншот: youtube.com/ Дмитрий Столбов)

«Садко» вернули на его первоначальное место, и собака с кроликом провели в «Подводном доме» еще двое суток. Только после того, как их благополучно подняли на поверхность в «Подводный дом» заселились люди. Немного забегая вперед, скажем, что на борту «Садко-1» побывало еще одно животное – маленький котенок по кличке Кессонка. Котенок пережил шторм и стал полноправным членом экипажа «Подводного дома». Это первый – и, наверное, единственный случай в истории гидронавтики, когда на подводной станции официально находилась кошка. Всего за первые двое суток на борту «Садко» побывали 16 акванавтов. Каждая пара находилась в «Подводном доме» по 6 часов, выходя из него для различных подводных работ и спускаясь при этом до глубины в 45 метров. «Садко-1» представлял собой металлическую сферу диаметром около 3 метров, в которой, кроме кроватей, располагался умывальник и электрическая печка. Задачи у создателей «Садко-1» стояли такие же, как и у создателей других первых «Подводных домов»: отработать технические решения для последующих образцов, понять, как организм человека будет переносить пребывание в «Подводном доме» и работу в море.

"Нерей" (скриншот: youtube.com/ Дмитрий Столбов)

По результатам работы «Садко-1» был создан «Садко-2», который провел на дне Чёрного моря около Сухуми уже 6 суток – с 28 октября по 3 ноября 1967 года. Они были в чём-то похожи. «Садко-1» представлял собой металлическую сферу, а «Садко-2» – две металлические сферы, соединенные вертикально. Это позволило разнести жилой и водолазный отсек по разным сферам. «Садко-2» установили на глубине 25 метров и два акванавта – Вениамин Мерлин и Николай Немцев – прожили в нем 7 дней. «Садко-3» включал в себя три сферы, размещенные в общем корпусе. Самая нижняя сфера – водолазный отсек с шлюзом. Средняя сфера была жилой, в которой располагались спальные места акванавтов и кухня. Верхняя сфера была научным модулем с аппаратурой. Самым удачным вариантом был, понятное дело, «Садко-3», в котором были учтены все замечания и пожелания, высказанные по двум предыдущим «Подводным домам». Что интересно. «Садко-3» мог самостоятельно (и в этом его отличие от всех моделей «Подводных домов»), без помощи обеспечивающего судна, погружаться и всплывать. Для этой цели на нем были предусмотрены балластные цистерны. Подводные исследования на «Спруте-3» продолжались три недели. Первый экипаж главный конструктор «Подводного дома» – Всеволод Джус, инженер по электронному оборудованию Александр Монкевич и водолаз Джон Румянцев – провел на нем трое суток, а второй экипаж работал на «Садко-2» две недели.

«Спрут»

Как и два своих предшественника, «Спрут» был создан энтузиастами освоения Мирового океана – участниками Московского клуба подводного спорта, и имел уникальную конструкцию. Он был сделан не из стали… а из трехслойного брезента. По своей сути это был своеобразный воздушный шар, закрепленный на дне. Преимуществом такого «Подводного дома» была быстрота его установки на дне. За 90 минут «Спрут» накачивался до расчетных величин, а после этого можно было в него входить и начинать работать. Сверху на «Спруте» лежала прочная крупноячеистая сеть, которая была привязана к якорям – как правило, бетонным блокам. Первый спуск «Спрута» состоялся 14 июня 1967 года у мыса Кара-Даг под Коктебелем в Крыму. Это был первый в истории человечества пневматический подводный дом. Акванавты прожили в нем 14 дней. Как водится, за «Спрутом» появились «Спрут-М» – модернизированный и «Спрут-У» – убежище. Испытания «Спрута-М» так же проводились на дне у Кара-Дага в Крыму, а «Спрут-У» испытывался совместно с «Подводным домом» «Черномор-2» – о нём в заключительной статье – в Голубой бухте под Геленджиком. Этот «Подводный дом – убежище» участвовал еще в одном необычайно интересном исследовании. В 1977 году на дрейфующей полярной станции «Северный полюс-23» на льдине был развернут «Спрут-У», который установили подо льдом. Два акванавта-исследователя проработали в нем (по сути, под арктическими льдами) несколько часов. Вероятно, эти исследования были связаны с тематикой Министерства обороны.

Постепенно, «Подводных домов» перешли от энтузиастов к отраслевой и академической науке.

Окончание следует

Андрей Максимов

15.10.2025 15:00

Просмотров: 223