В 1975 году на Великих озерах погиб рудовоз «Эдмунд Фицджеральд»

Закономерная катастрофа

Все морские катастрофы, по большому счёту, происходят по нескольким причинам. Чаще всего ими становятся погодные условия и человеческий фактор. Но иногда морские катастрофы происходят по причине модернизации и переделки судов, направленных на увеличения грузоподъёмности и пассажировместимости. При этом, ради увеличения прибыли ухудшаются мореходные качества судов.

Об одной из таких катастроф, приведших к гибели самого большого грузового судна на Великих озерах – рудовоза «Эдмунд Фицджеральд» – мы расскажем в этой статье.

Великие озера

Северный берег Верхнего озера (фото: Wikimedia Commons/ Kablammo)

В Северной Америке существуют необычные водоёмы – Великие озера. Это система больших по площади пресноводных озер в Северной Америке на территории США и Канады. Великие озера образуют самую большую по площади систему пресноводных озер на Земле. В неё входят озера Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио и Сент-Клэр. Их общая площадь более 244 000 квадратных километров. Они соединены друг с другом судоходными каналами и шлюзами, и имеют выход в Атлантический океан по реке Святого Лаврентия. Это очень своенравные водоёмы. Погода там нестабильна, солнечные безветренные периоды быстро сменяются штормами. Все это стало стимулом для создания уникального типа озерных судов. Как и на всяких водоёмах с непростыми условиями навигации, в ХХ веке на озерах происходили аварии и катастрофы, часто общественно значимые. О двух самых известных катастрофах с пассажирскими судами смотри статьи «Титаник» Великих озёр» и ««Титаник» Америки». Удивительно, но суда, строившиеся и ходившие по Великим озерам, стали основой транспортного ледокольного флота Российской Империи, а потом и Советского Союза. В годы Первой мировой войны, срочно потребовался флот ледокольных пароходов, который обеспечивал бы доставку от союзников по Антанте военных грузов в порты Архангельск (весь период Первой мировой) и Мурманск (тогда порт назывался Романов-на-Мурмане, и пароходы от союзников стал принимать только в конце войны). Было принято решение о закупке в Канаде 7 транспортных судов ледового класса (как тогда говорили, ледокольных пароходов) и одного ледореза. Известные из нашей истории ледокольные пароходы «Георгий Седов», «Александр Сибиряков», «Малыгин», «Садко», ледорез «Федор Литке» и другие были построены для службы в Атлантическом океане, на реке Святого Лаврентия и на Великих озерах.

Рудовоз «Эдмунд Фицджеральд»

SS Edmund Fitzgerald на реке (фото: Wikimedia Commons)

История строительства этого судна, которое длительное время был самым большим на Великих озерах, достаточно интересна. Деньги на проектирование и строительство судна выделила «Северо-Западная взаимная страховая компания жизни штата Милуоки». Она же стала и владельцем судна. Правда, сразу после спуска на воду, рудовоз передали в 25-ти летний фрахт американской судоходной компании «Колумбийское управлению транспорта». Контракт на проектирование и строительство был подписан в 1957 году, а уже через год SS «Edmund Fitzgerald» – так назвали судно – вышел в свой первый рейс. Оно предназначалось для перевозки руды из мест добычи на металлургический комбинат. На первый взгляд, архитектура судна была необычной, хотя она была оптимизирована для решения задач, стоящих перед будущим балкером. А, по большому счету, задач было две. Во-первых, перевести как можно больше груза, а, во-вторых, вписаться в существовавшие водные пути. Дело в том, что маршрут судна проходил не только по озерам, но и по каналам, их соединяющим и через шлюзы, включая все семь шлюзов на реке Святого Лаврентия. Камеры шлюзов имели вполне конкретные размеры. Немного отвлекаясь от темы рассказа, скажем, что подобные задачи решались и в Советском Союзе. На реках и озерах страны появился термин «Волго-Дон макс». Под ним понималось грузовое судно, которое имело такие размеры, что максимально заполняло камеры шлюзов канала Волго-Дон. Поэтому новое судно вышло длинным и относительно узким. Его длина составила 222,5 метра, ширина 23 метра, осадка в грузу 8 метров, водоизмещением 29 160 тонн. Он мог принять на борт 25 175 тонн руды. На носу судна располагалась жилая надстройка с рулевой рубкой, на корме надстройка и машинное отделение, а всю длину между ними занимал грузовой трюм с 21 герметичными люком. Но, что важно – грузовой трюм был единым, не разделенным водонепроницаемыми перегородками. «Эдмунд Фицжеральд» стал самым большим судном Великих озер.

Балкер в шлюзе (фото: Wikimedia Commons/ Michelle Hill)
Балкер (судно для перевозки сыпучих грузов) был паротурбоходом, то есть на судне находилась паровая турбина, пар для которой вырабатывался в судовых котлах. По сути, это был пароход, поэтому в официальном названии было две буквы SS – SS «Edmund Fitzgerald» (Steam ship – паровое судно). Первоначально топливом служил уголь, но зимой 1971 – 1972 годов паротурбоход перевели на жидкое топливо. Кроме этого, на «Фицжеральде» установили носовое подруливающее устройство с дизельным двигателем. Для грузового судна «Эдмунд Фицжеральд» был очень комфортным. В каютах экипажа были ковровые покрытия. Каждая каюта была оборудована ванной комнатой и подключена к судовой системе кондиционирования воздуха. Для «купца», построенного в 1958 году это было неслыханной роскошью. На рудовозе имелись две гостевые каюты. Навигационное оборудование соответствовало стандартам того времени. Судно получило негласное прозвище «Большой Фиц». В Америке многие имеют представление о рекламе. Капитан Питер ПалсерPeter P. Pulcer – он командовал рудовозом с 1966 по 1972 годы, создал ему имидж «музыкального судна» – во время рейсов по судовой трансляции передавали рок-н-ролл и другую популярную музыку того времени.

Груженный Edmund Fitzgerald в1971 году (фото: Wikimedia Commons/ Greenmars)

В 1969 году для балкера наступило время первого капитального ремонта и модернизации. Именно тогда владельцы и операторы судна заложили под него мину замедленного действия. Его грузоподъемность была пересмотрена, естественно, в сторону увеличения. И что интересно – на такую модернизацию было получено разрешение всех контролирующих органов, которые следили за безопасностью судоходства на Великих озерах. Американский Регистр не смутило увеличение грузоподъёмности на 2 325 тонн и увеличение максимальной осадки на 1,2 метра по сравнению с проектной. Набор корпуса балкера во время ремонта усилили, но водонепроницаемые переборки установлены не были. Это желание получить от эксплуатации больше прибыли, сыграет с «Большим Фицем» злую шутку.

Катастрофа

Edmund Fitzgerald в рейсе (фото: Wikimedia Commons)

Вроде бы увеличение грузоподъемности на 2 325 тонн при первоначальных 25 175 не очень много. Но, судя по всему, эта добавка сыграла роль «перышка, которое перевесило чашу весов». Рекордная загрузка судна составляла 27 402 тонны. Грузом «Большого Фица» был таконит – гранулы разновидности железной руды. В течение 17 лет «Эдмунд Фицджеральд» перевозил таконит с рудников «Iron Range» в Миннесоте, на металлургические заводы в Детройте, Толедо и других портах. К ноябрю 1975 года балкер совершил 748 круговых рейсов и преодолел более миллиона миль – расстояние приблизительное равное 44-м экваторам.

Как и на всяком судне, работающем по жесткому расписанию, на «Эдмунде Фицджеральде» были небольшие происшествия – в 1969 году оно село на мель, в 1970 – столкнулась с судном SS «Hochelaga», трижды наваливалась на стенку шлюза, а в 1974 году на реке Детройт потеряла носовой якорь. Это все небольшие происшествия, которые происходят со многими судами, долгие годы находящимися в эксплуатации.

В свой последний рейс «Эдмунд Фицджеральд» вышел из порта Супериор в штате Висконсин 9 ноября 1975 года в 14-15 по местному времени. Балкером командовал капитан Эрнест М. Максорли. Портом назначения был остров Цуг под Детройтом. На борту «Большого Фица» было 26 535 тонн такониторой руды. Скорость составляла 16 узлов – около 26 км/ч. Около 17-00 по местному времени «Эдмунд Фицджеральд» встретил балкер SS «Arthur M. Anderson». В дальнейшем оба парохода шли вместе. Национальная метеорологическая служба предупредила, что шторм ожидается к 7-00 по местному времени 10 ноября. Несмотря на штормовое предупреждение, капитаны обоих балкеров решили курс своих судов не менять. Метеорологи выпустили повторное штормовое предупреждение. В ночь на 10 ноября «Эдмунд Фицджеральд» настиг сильный зимний шторм. Скорость ветра порывами составляла 92 км/ч, высота волны достигала 3 метров. Капитан Максорли снизил скорость. Пошел снег, и суда потеряли друг друга. В 15-30 Максорли связался по радио с «Артуром М. Андерсоном» и сообщил, что «Эдмунд Фицджеральд» стал набирать воду, так как шторм сорвал два дефлектора трюмных вентиляторов. Капитан «Андерссона» снизил скорость своего судна, чтобы не отрываться от «Большого Фица». В 16-10 Максорли еще раз связался Джесси Б. Купером (капитаном «Андерсона»), сообщил о том, что навигационная РЛС вышла из строя, и попросил своего коллегу быть поближе к его судну, чтобы с помощью своей РЛС сопровождать «Эдмунд Фицджеральда». В довершение ко всему, Береговая Охрана – USCG – на Великих озерах сообщила, что вход в шлюзы Су из-за непогоды закрыты, и призвала искать безопасную якорную стоянку.

Носовой якорь Эдмунда Фицджеральда (фото: Wikimedia Commons/ Annebethmi)

Шторм продолжал бушевать. Ветер достигал 130-139 км/ч не порывами, а постоянно, а волны достигли высоты 11 метров. В 19-10 во время сеанса связи капитан Купер сказал, что одно из судов в этой части озера Верхнее перевернулось, и спросил, как дела. Максорли ответил: «Мы держимся самостоятельно». Через 10 минут, не подав сигнал SOS, SS «Edmund Fitzgerald» исчез с экрана радара SS «Arthur M. Anderson». Капитан Купер связался с Береговой охраной и сообщил о том, что балкер исчез с экранов РЛС. Несколько грузовых судов, находящихся в том районе озера Верхнее, не смотря на шторм, вышли на поиск. Был задействован поисковый самолет HU-16 и вертолет HH-52, оснащенный мощным прожектором. Они обнаружены обломки судна и спасательные шлюпки, но ни одного человека из экипажа «Большого Фица» найдено не было. Озеро Верхнее подтвердило свой суровый нрав – в период с 1816 по 1975 годы в этом районе погибло, по меньшей мере, 240 судов.

Поисковая операция

Нашли место гибели балкера с помощью нестандартного способа. «Edmund Fitzgerald» перевозил 26 535 тонн таконитовой руды. На дне озера на месте крушения появилась гора железной руды. Противолодочный самолет ВМФ США Lockheed P-3 «Orion» совершил полет над озером Верхнее в поисках новой мощной магнитной аномалии. 14 ноября 1975 года место крушения «Большого Фица» было обнаружено. Спущенный в этом месте гидролокатор бокового обзора на глубине 160 метров показал два крупных объекта, лежащих на дне недалеко друг от друга. Стало ясно – «Edmund Fitzgerald» переломился пополам. После окончания зимнего периода, через полгода, это место исследовали с помощью беспилотного подводного аппарата CURV-III. Обследование подтвердило, что на дне лежит «Edmund Fitzgerald», разломившийся на две части – носовую 84 метра и кормовую 77 метров. Между ними находится большая масса высыпавшего тактонита, и разбросаны обломки судна, включая крышки люков и листы обшивки корпуса. После этого, до конца ХХ века на месте гибели балкера работали несколько подводных экспедиций. Были обнаружены останки одного из членов экипажа, одетого в гидрокомбинезон и спасательный жилет.

Предположение и гипотезы

Гипотез о причинах гибели балкера было выдвинуто много. Всех их объединяет одно – основная причина – экстремально плохие погодные условия. Рассматривались следующие версии. Первая говорила о том, что из-за сильнейших ветров образовались волны до 11 метров, которые и погубили длинной нагруженное тяжелым сыпучим грузом судно. Еще одной версией, стала версия Береговой охраны о неплотно закрытых крышках люков. Вообще, интересно мнение экспертов Береговой охраны: «Причина гибели “Эдмунда Фитджералда” точно определена быть не может». Разбиралась версия о том, что перед затоплением «Edmund Fitzgerald» коснулся мели, что и явилось спусковым крючком всех последующих событий. У «Большого Фица» был «систер-шип» – однотипное судно SS «Arthur B. Homer». Его в 1975 году удлинили до 251 метра, а в 1980 году внезапно вывели из эксплуатации. Выдвинуто предположение, что это было сделано потому, что корпуса обоих балкеров были длинные и сварные, а не клепанные, как их делали ранее. Клепанные корпуса лучше держат удары больших волн. Важным обстоятельством было то, что «Edmund Fitzgerald» не имел водонепроницаемых переборок.

Выводы

После этой катастрофы правила навигации на Великих озерах были скорректированы. Обязательным условием плавания стало использование эхолота и навигационной спутниковой системы позиционирования LORAN-C, замененной в 90-е годы на GPS. На судах в обязательном порядке должны находится гидрокостюмы и спасательные средства для членов экипажа. Ужесточены инспекции судов, проводимые контролируемыми органами. В целом, меры по обеспечению безопасности на Великих озерах стали аналогичны мерам безопасности при плавании на море.

Балкер «Артур Андерсон» в 2015 году был действующим судном. Тогда ему было 63 года.

Андрей Максимов

18.07.2024 11:00

Просмотров: 1443