Тарифы ЖКХ снова вырастут, но дома лучше не станут

Утекли в трубу

В будущем году стоимость услуг ЖКХ может вырасти ещё на 4%. Сумма вроде бы сравнительно небольшая. Однако аналитики предупреждают, что тарифным регулированием коммунальных услуг власти уже давно загнали себя в угол. Не повышать тарифы – означает окончательно похоронить все надежды на приход инвестиций в отрасль. Повышать – нарываться на серьёзное недовольство населения.

Согласно опубликованному прогнозу социально-экономического развития тарифы ЖКХ продолжат небольшой рост и в 2017 году – на 5,1%, и в 2018- м – ещё на 4,7%. Правда, цены на электричество, например, будут расти куда серьёзнее. Так, индексация тарифов в следующем году составит 8–8,6%, в 2017-м – 7,4,–8,1%, в 2018-м – 7,2–7,9%.

Это означает, что итоговая сумма в платёжке за квартиру уже в будущем году повысится никак не на 4%. И это только ЖКХ. А ещё не стоит забывать о плате за капремонт, а также об увеличении налогового бремени в связи с введением новых правил исчисления налога на имущество.

Растут как на дрожжах

Недовольство граждан уже текущим размером тарифов весьма красноречиво показывают соцопросы. Так, по данным ВЦИОМ, 47% россиян отмечают «значительный рост» платы за услуги ЖКХ. Существенное увеличение сумм в квитанциях на оплату квартиры за последние месяцы отметили 82% опрошенных.

Данные соцопросов коррелируются и с официальной статистикой. Так, по подсчётам Росстата, за январь – август текущего года тарифы на услуги ЖКХ в стране выросли на 9,5%. В прошлом году подорожание за этот же период составило всего 5%.

Потому обещанные Минэкономразвития 4% повышения стоимости услуг ЖКХ скорее всего окажутся несколько выше. «В этом вопросе есть две составляющие. Сам платёж включает в себя тариф за содержание и эксплуатацию, который получают управляющая компания, ТСЖ и т.п. Второе – это набор коммунальных тарифов, связанных с общедомовым потреблением, водоснабжением, теплом. Повышение тарифов УК на 4% я считаю обоснованным. По этому году мы не видим роста зарплат персонала УК, а это две трети в структуре себестоимости. Но есть 10–12-процентный рост прямых издержек. Учитывая удельный вес, мы и получим повышение на 4%», – говорит член правления Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Никита Чулочников. При этом, по словам эксперта, рост коммунальных платежей за электроэнергию и тепло должен составить не менее 8%.

Одновременно государство предполагает изменить систему расчёта тарифов. Во-первых, предполагается введение долгосрочного тарифного регулирования, во-вторых, вместо установления предельных индексов изменения тарифов вводится индекс изменения совокупного платежа за коммунальные услуги. Это коснётся тарифов на отопление, водоснабжение и водоотведение.

Аналитики рынка отмечают, что долгосрочное тарифное регулирование, а также мониторинг индекса изменения совокупного платежа – меры хотя и правильные, но явно недостаточные.

Подсчитали на глазок

Как отмечают участники рынка, на сегодня доля платежей за ЖКХ в структуре расходов населения уже приближается к критической отметке в 20%. При этом для того, чтобы отрасль ЖКХ стала инвестиционно привлекательной и в неё пошёл частный бизнес, как о том уже не первый год мечтают в том же Минстрое, нынешние тарифы надо увеличивать не на 4% и даже не на 8%. «Основной инструмент выгоды для государственно-частных партнёрств (ГЧП) – это получение дохода. При этом именно величина тарифа не позволяет получать коммерческую выгоду. Это означает, что предприятия ГЧП будут находиться в зависимости от тарифов – вопроса, который имеет политическую окраску. Пойдёт государство на непопулярный шаг и поднимет тарифы на размер инфляции 10–12% – предприятия будут экономически эффективными. Не пойдёт – ни о какой экономической привлекательности не может быть и речи», – уверен Никита

Чулочников.

Впрочем, размер тарифов – это только часть проблемы. Оплата услуг ЖКХ повышается из года в год на достаточно значительные величины, при этом ситуация в отрасли до сих пор оставляет желать лучшего. Ключевая проблема – непрозрачность тарифообразования и отсутствие чётких и понятных правил игры.

Вот только один пример. Тариф «Содержание и эксплуатация» в Новосибирске сегодня составляет 21 рубль с квадратного метра общей жилой площади помещения. В Нижнем Новгороде – 29,8 рубля. При этом средняя зарплата в обоих городах примерно одинаковая: 21 тыс. рублей в Новосибирске, 23 тыс. – в Нижнем Новгороде. «Как такое может быть, если две трети структуры себестоимости у УК составляют именно расходы на зарплату и её составляющие? – недоумевает Никита Чулочников. – Это возможно только в одном случае: само тарифообразование никак не связано со структурой себестоимости».

Криминальные «инвесторы»

Такое, мягко говоря, странное тарифообразование в отрасли уже привело к тому, что бизнес ЖКХ сегодня часто становится интересен не добросовестным инвесторам, а всяким полулегальным структурам. Тем более что действующее законодательство позволяет недобросовестным участникам рынка чувствовать себя весьма комфортно.

Вот пример. Каждый из нас оплачивает некую сумму, которая идёт на покрытие расходов на тепло, воду, свет, используемые для общедомовых нужд. Однако, сколько именно денег и за какую конкретно услугу оплатил каждый житель, никто не знает. «По какой-то непостижимой причине этот объём в платёжке не указан. Это значит, что по факту оплата коммунальных тарифов на общедомовые нужды «зашита» в платежи по другим группам», – объясняет Никита Чулочников. А уж насколько добросовестно управляющая компания эти платежи «зашила», не знает никто.

Впрочем, учитывая, что разборки с ТСЖ сегодня всё чаще становятся сюжетами криминальных хроник, можно предположить, что «зашивание» платежей идёт весьма успешно. Как рассказали корреспонденту «Нашей Версии» на условиях анонимности сами участники этого рынка, за последние годы всё большую популярность набирает схема, при которой недобросовестные бизнесмены специально покупают квартиру в прибыльном доме, чтобы потом в нём организовать ТСЖ. Действительно, по законодательству для регистрации ТСЖ достаточно всего пять человек. Причём по факту они могут даже не быть собственниками жилья: ТСЖ регистрируется в налоговой, а у налоговиков нет доступа к единому реестру прав на недвижимость. Так что проверить учредителей ТСЖ они не могут даже при всём желании. «Чаще всего берут одного, максимум двух реальных собственников. А все остальные – просто «пассажиры». У нас нет ни одного ТСЖ, в котором участвовали бы все 100% собственников дома», – поделился с «Нашей Версией» один из участников рынка.

Кира Ремнёва

17.11.2015 17:38

Просмотров: 3580