США приходится выбирать между плохим и очень плохим

Кандидат Америка

8 ноября в США состоятся выборы президента. От их исхода во многом зависит будущее мира. Потому, казалось бы, весь процесс выборов априори должен являться образцом корректности и порядочности. Однако нынешняя избирательная кампания наверняка войдёт в историю как образец того, как делать не надо – столь грязной кампании в США не случалось, пожалуй, ещё никогда.

Наблюдатели не припомнят такого накала взаимных разоблачений, какие продемонстрировали миру выборы-2016 в США. Станет ли новая открытость очищением истеблишмента от грехов его тяжких? Должна бы, ведь потоки грязи пролились на Америку и мир нереальные. Даже шокирующее признание Трампа «хватал за промежность» стало детским лепетом после новой порции писем Клинтон и общего содержания новой тысячи писем с сервера Хиллари Клинтон. Видимо, при прежнем обыске часть удалось удалить. Новая партия писем поступила при расследовании сексуальных похождений конгрессмена Энтони Винера, супруга личной помощницы Хиллари Клинтон Хумы Абедин. Кстати, Абедин – лесбиянка (поговаривают, что по совместительству и лесбийская партнёрша Хиллари), а также лоббистка ряда исламских организаций. Она и её муж пользовались почтой с того самого злополучного сервера и теперь в состоянии похоронить президентские амбиции Клинтон. Винер развлекался секстингом, то есть отправкой неприличных сообщений и фотографий своего мужского достоинства разным дамам, а среди них оказалась одна несовершеннолетняя – 15-летняя школьница. Что приравнивается к совращению несовершеннолетних, а это уже статья. Голый Винер, голые девочки вперемежку с планом нанесения ударов беспилотниками США в Пакистане или другими документами с грифом «Совершенно секретно» (такой документ был ранее найден в первой партии писем Хиллари). В отличие от избыточных притязаний Трампа, по которым срок давности уже вышел и последствия в худшем случае могут быть только репутационными, то по Хиллари Клинтон вполне проглядывается состав преступления. А вот подозреваемый участвовать в выборах уже не может. Несмотря на то что в последний день ФБР всё же вряд ли решится снять её с гонки, но если обнаружатся серьёзные утечки, то до инаугурации она может и не дойти. Да и кому будет нужен президент, который все годы правления будет одновременно под каблуком и у ФБР, и у второй партии.

Но главная интрига этих выборов – это всё же порядковый номер нового президента – 45-й. Если, конечно, это будет полноценный президент, а не видимость, не «страница 404», как пишут в Интернете, когда «страница не найдена».

Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок и анализа (ИСОА) :

– Трамп себе позволил говорить о женщинах так, как в Америке, стране достаточно феминистской и немножко сдвинутой на всяких равенствах, в том числе и гендерном, этого допускать было нельзя. Где и почему хранились эти высказывания в течение 11 лет и где их выудила Клинтон, сказать сложно, но она заставила Трампа извиняться публично и многократно.

Последний дюйм

«Новым дном» для американской политики назвал текущую президентскую кампанию профессор журналистики университета Мэриленда Марк Фельдстейн. Медиаскандалы сопутствуют любым выборам, однако в прошлом политики, как правило, воздерживались использовать для борьбы друг с другом совсем уж беспардонные методы. Сейчас же в ходе дебатов кандидаты публично вываливают «грязное бельё» оппонента и дискутируют больше о личных недостатках, чем о политике и об экономике. При этом накал дискуссии повышается до скандала, а сама она низводится до уровня перебранки пенсионерок у подъезда – так, кандидат от Демократической партии ищет скабрезные отрезки из реалити-шоу оппонента, а кандидат от Республиканской партии строит свою предвыборную стратегию на донесениях с сайта Wikileaks. Но так ли это плохо? Ведь правда вроде бы всегда несёт очистительную функцию, к тому же само содержание предъявляемого компромата отражает и личность того, кто его использует. Посмотрим, к примеру, какие же прегрешения вменяет Хиллари Клинтон своему сопернику? Связи с женщинами и неуважительные высказывания о них в 2005 году – вроде бы Трамп в раздевалке спортзала бахвалится своими сексуальными домогательствами к дамам. А ещё он не хочет обнародовать декларацию о своих доходах. То есть разговор о том, имеет ли Трамп достаточно опыта и знаний для управления такой сложной и великой страной, как США, не идёт в принципе – обвинения низводятся до уровня эмоций. Тут, кстати, можно вспомнить предвыборную кампанию Бориса Ельцина с её главным лозунгом «Голосуй сердцем». Вот и Клинтон, похоже, пытается заставить избирателей отключить разум.

Что касается самой Хиллари, то против неё работа ведётся куда тоньше. Кроме неопровергнутых подозрений в причастности к политическим убийствам ей в вину ставится ещё и почтовый скандал – будучи в должности госсекретаря, она пользовалась личным компьютерным сервисом для ведения служебной переписки, тем самым подвергая опасности государственные секреты страны. Кроме того, в 2012 году незадолго до атаки на дипмиссию в Бенгази, Клинтон получала от своего советника информацию о возможной угрозе со стороны «Аль-Каиды» (организация запрещена на территории РФ), но не отреагировала должным образом, и в итоге это нападение общественности преподнесли как вспышку стихийного недовольства местных жителей.

Штабу Клинтон кое-как удалось замять эти скандалы, однако осадочек остался, хотя на рейтинги почти не повлиял: харрасмент Трампа оказался для американок куда более сильным пугалом. Да и ФБР поначалу не обнаружило в почте Клинтон никаких предпосылок для открытия криминального дела – глава ФБР Джеймс Коми ограничился критикой Клинтон в «беспечности». Однако затем случился неожиданный поворот: практически накануне выборов Коми вдруг сообщил в конгресс о возобновлении этого дела в связи с обнаружением новых писем Клинтон, которые требуют дополнительной проверки.

Дональд Трамп как раз оказался на митинге, который показывали американские телеканалы, и, конечно, не преминул дать оценку случившемуся. «Это расследование – крупнейший политический скандал со времён Уотергейта. Все надеются, что наконец-то правосудие восторжествует, – сказал Трамп, – ФБР никогда не открыло бы дело вновь в такое время, если бы это дело не содержало самых ужасных уголовных преступлений».

ФБР против Клинтон?

Газеты The Washington Post и USA Today тут же провели свои расследования и выяснили, что директор ФБР вроде как действует в одиночку и это его личное решение. Однако подчеркнули, что раньше он состоял в Республиканской партии. Потому тут же в ход пошла конспирология об истинных резонах главного фэбээровца – мол, он решил помочь Трампу в обмен на место в новой администрации. Если так, то, возможно, он не прогадал.

После второй волны почтового скандала Трамп вырвался вперёд в предвыборной гонке. Ненамного, всего на один процентный пункт, но вперёд! Прежде он постоянно отставал. Теперь, по данным опроса американцев, за Трампа готовы отдать голоса 46% респондентов, а за Клинтон – 45%.

Ксения Веретенникова

07.11.2016 08:43

Просмотров: 2842