Среднеазиатские республики присягнули Америке, но забыли о Китае

Не в ту дверь вошли

6 ноября в Вашингтоне принимали лидеров Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Судя по списку заключённых соглашений, саммит прошёл весьма результативно, что, думается, несколько раздосадовало Пекин, имеющий на регион свои виды. Стоит ли теперь республикам Средней Азии опасаться реакции Китая на их сближение с США?

Саммит «Центральная Азия – США», также известный как формат C5+1, был ознаменован не только договорами на десятки миллиардов долларов. Информагентства обильно цитировали заявления лидеров постсоветских республик, не стеснявшихся осыпать Дональда Трампа самыми пылкими комплиментами.

В частности, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал его «великим государственным лидером, посланным небесами для того, чтобы вернуть в политику США здравый смысл и традиции». В свою очередь, узбекистанский руководитель Шавкат Мирзиёев рассказал, что в его стране Трампа называют «президентом мира», поскольку он завершил «восемь войн». Сам же хозяин саммита предпочитал отдавать должное не конкретным персонам, а Средней Азии в целом. «Это сердце Евразии, регион с колоссальным потенциалом... К сожалению, предыдущие президенты США полностью игнорировали его, но мы исправляем эту ошибку», – отмечал Трамп.

В Кремле к активизации Штатов на среднеазиатском направлении и готовности стран региона сотрудничать с Вашингтоном отнеслись, по крайней мере на словах, чрезвычайно спокойно. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, «это право любого государства выстраивать свои внешние планы». Вот только эти планы на саммите получили весьма предметные очертания.

Юрий Баранчик, политолог

Юрий Баранчик, политолог

– Мы вот всё говорим: бедные республики Средней Азии, гастарбайтеры к нам приезжают, образования нет, стабильности нет, ни хрена нет, субсидируем всё, помогаем и т.д. А оказывается, всё есть: Узбекистан готов вложить в США 100 млрд долларов за 10 лет. Токаев так вообще песни поёт. Вопрос к нашему МИДу – почему не мы собираем эту дань, а какой-то дядя из-за бугра? Почему его боятся-уважают, а нас нет? Может, потому, что мы слишком добренькие стали? И о нас можно ноги вытирать, просто втирая нам годами, как хомячкам каким-то, какую-то лабуду в уши? Что, нам 100 млрд долларов за 10 лет со стороны Узбекистана лишними будут? Тогда почему они пойдут в США, а не нам?

Широко шагнули

С Астаной Штаты договорились заниматься разработкой одного из крупнейших в Казахстане месторождений вольфрама. Причём американская сторона получит в совместном предприятии 70%. В общей сложности государства заключили соглашений более чем на 17 млрд долларов.

С Ташкентом всё обстоит ещё серьёзнее. Согласно достигнутым договорённостям Узбекистан инвестирует в США свыше 135 млрд долларов в течение 13 лет, и 35 млрд из этой суммы Штаты получат в ближайшие три года. Кроме того, страны начнут сотрудничество в сфере производства редкоземельных элементов – о чрезвычайной заинтересованности в последних Трамп заявлял неоднократно.

Но и это ещё не все итоги саммита. Также американский президент сумел продать Казахстану, Узбекистану и Таджикистану боинги – всего страны получат 51 воздушное судно. С Бишкеком Штаты договорились о сотрудничестве в энергетике, с Душанбе – о добыче полезных ископаемых и тоже об инвестициях в энергетику.

На фоне такого разгула американского прагматизма особенно интересно наблюдать за проявлениями российской «мягкой силы». На прошлой неделе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко посетила Душанбе, где передала в дар принимающей стороне автомобили для образовательных учреждений. По такому случаю политолог Вадим Трухачёв задаётся резонными вопросами: «А школам в России не нужны машины и автобусы? У нас во всех сельских школах они есть? Ребятам из русских деревень не приходится ездить за несколько километров?» «Тем временем Рахмон съездил к Трампу и отдал США всё, что им было нужно. Причём американцы ни одну школу в Таджикистане не построили и машины для неё не покупали», – отмечает эксперт.

Впрочем, похоже, что материальная сторона в отношениях со среднеазиатскими республиками Россию никогда сильно и не интересовала. Что можно признать большим упущением: как показал саммит в Вашингтоне, деньги у них имеются. А раз так, то стоило ли, например, регулярно списывать долги то Узбекистану, то Киргизии, то Таджикистану? Вспомнить хотя бы недавнее аннулирование задолженности Душанбе в размере около 25,3 млрд рублей перед совместным с нашей страной предприятием «Сангтудинская ГЭС-1». Будем продолжать в том же духе?

Деньги счёт любят

Сейчас Россия остаётся одним из крупнейших торговых партнёров среднеазиатских государств. Но постепенно наши позиции слабеют под натиском Китая. И вот уже нельзя исключать и того, что американцы тоже будут стремительно расширять своё экономическое – а в перспективе почему бы заодно и военное? – присутствие в регионе.

Однако пока оно не самое значительное. По итогам прошлого года товарооборот США со странами Средней Азии составил 7,2 млрд долларов. Для сравнения: этот показатель у России – более 47 млрд, у КНР – почти 95 млрд долларов. Что касается отдельных стран, то взаимная торговля Казахстана с нашей страной в 2024 году превысила 28 млрд, с Китаем подобралась к 44 млрд долларов. С Узбекистаном цифры соответственно – 10 и 18 миллиардов. С Таджикистаном у нас в прошлом году товарооборот был 1,9 млрд, у Китая только в первой половине 2025-го он составил 1,2 миллиарда.

С Киргизией у России и КНР счёт разгромный – почти 3,9 млрд против 22,7 млрд долларов. И такой разрыв вряд ли удивителен: Пекин берёт эту республику под всё более плотный контроль, и уже идут разговоры, что она становится чуть ли не очередной провинцией Поднебесной. Но продолжится ли эта экспансия, если, скажем, Штаты сумеют как-то договориться с Бишкеком о восстановлении базы Манас, действовавшей в Киргизии с 2001 по 2014 год?

Пекин сосредоточивается

Вообще, реакция КНР на манёвры Вашингтона в Средней Азии будет крайне показательна. Ведь они фактически являются прямым вызовом Пекину, и наблюдатели уже прогнозируют, что противостояние держав в регионе может принять вполне конкретные формы. «Было бы очень наивно полагать, что Китай не будет снова затруднять доступ [США] к редкоземельным элементам и критически важным минералам», – полагает сотрудник аналитического центра Atlantic Council Декстер Робертс. «США также не станут облегчать задачу Китаю», – добавляет он.

И вряд ли в намечающихся процессах среднеазиатские страны будут сторонними наблюдателями. Специалист по геополитике Паулу Агияр указывает: для их правительств сотрудничество с США «представляет собой как возможности, так и риски». «Возможности заключаются в диверсификации экономики, привлечении новых инвестиций и снижении зависимости от Москвы и Пекина. Риски же состоят в том, что география и инфраструктура по-прежнему тесно связывают их с этими двумя державами», – поясняет эксперт.

Но можно предположить, что плюсы партнёрства со Штатами всё же перевесят имеющиеся опасения. «Подход США, ориентированный на инвестиции и торговлю, а не на политические реформы, привлекает региональных лидеров, стремящихся к практическим выгодам без моральных и управленческих ограничений, которые часто сопровождали западную помощь в прошлом», – отмечает Агияр.

Кстати

Пока США налаживают тесные связи со Средней Азией, Россия занята разгребанием последствий той политики, которую долгие годы вела у себя в подбрюшье.

Недавно появились сообщения о том, что три депутата Верховного совета Киргизии – Жанар Акаев, Мирлан Самыйкожо и Чолпон Султанбекова – получили запрет на въезд в нашу страну. Причина – в русофобии этих парламентариев. Именно они выступили с инициативой о признании басмачей, коллаборационистов времён Великой Отечественной и дезертиров «жертвами политических репрессий» – данная норма была год назад единогласно принята киргизским парламентом. Кроме того, Самыйкожо известен требованиями отказаться от русских окончаний в фамилиях – данное предложение также нашло поддержку в Верховном совете.

Тем временем МИД среднеазиатской республики пока не подтверждает, что трое перечисленных законодателей стали персонами нон грата в России.

Всеволод Истомин

18.11.2025 13:30

Просмотров: 466