Справившись с ресурсным проклятьем, Ливан станет примером для других стран региона
Распечатать кубышку
Потенциально запасы нефти и газа Ливана действительно могут преобразить страну, а также создать модель, которой будут следовать другие нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Но политики должны помнить о четырех основных рисках. Во-первых, цены на нефть и газ являются неустойчивыми, и будущее ископаемых видов топлива весьма неопределенное. Цены на нефть и газ снизились примерно на 60% с июня 2014 года, и маловероятно, что они восстановятся в среднесрочной перспективе. Мы в эпохе «новой нормальности», когда цены на нефть определяются в том числе и альтернативными источниками энергии.
Во-вторых, объем извлекаемых запасов углеводородов Ливана не определен. Не менее важно, что даже при самых оптимистических сценариях потенциал страны по управлению добычей нефти и газа и их распределением также является неопределенным.
В-третьих, продолжающиеся территориальные споры в регионе — и отсутствие согласованных морских границ с Кипром, Израилем и Сирией — создают правовую неопределенность о том, кто владеет прибрежными территориями и может использовать шельфовые нефтяные и газовые запасы.
В-четвертых, лидерам Ливана придется иметь дело с дисфункциональной политикой и бюрократическим аппаратом, которые, вероятно, будут пресекать попытки управлять своими природными ресурсами прозрачно и на устойчивой основе.
Таким образом, можно ли Ливану избежать ресурсного проклятия, от которого пострадали многие его ближневосточные соседи?
Международный валютный фонд оптимистично оценивает потенциальные доходы от продажи нефти и газа Ливана. Как только начнется добыча, доходы от продажи природных ресурсов будут составлять около 2,8% ВВП страны, а на пике достигнут около 9% государственных доходов.
Но даже если нефтяные и газовые месторождения будут проданы с аукциона почти сразу же, в 2017 году, а затем на них начнется добыча, доходы не начнут поступать в бюджет до 2022 года. Манна небесная не обрушится на Ливан.
Между тем новому руководству Ливана придется решать насущные фискальные проблемы, среди которых дефицит бюджета в размере 8,1% от ВВП в 2016 году и государственный долг на общую сумму 144% от ВВП — один из самых высоких в мире. Это означает, что Ливан должен пройти сильные фискальные корректировки, и что от будущих доходов от продажи нефти и газа страна получит лишь часть.
Но перед руководством Ливана стоит и более важный вопрос, поскольку стране необходимо создать основу для управления своим ископаемым топливом. По опыту других стран, богатых природными ресурсами, можно судить о том, что при отсутствии надлежащего управления — сильных институтов, верховенства права, эффективных правил — добыча сырья в Ливане, скорее всего, приведет к увеличению коррупции.
Ставки для Ливана высоки. Страна может измениться, если обдуманно и эффективно распорядится своим нефтегазовым богатством. Или же ресурсы могут стать проклятием, которое укоренит откаты, кумовство, коррупцию и неравенство.
Нефть и газ Ливана принадлежат всем гражданам, как ныне живущим, так и будущим поколениям. Если новое руководство будет принимать решения на основе национального консенсуса — и в рамках структуры управления, которая обеспечит прозрачность, раскрытие информации и подотчетность — проклятие будет побеждено. А другие страны в регионе, видя такой успех, стремились бы подражать Ливану.
Просмотров: 3358