С уходом Ахмета Давутоглу политическая система Турции окончательно утратит баланс

Утрата равновесия

Почти 14 лет назад, начиная политическую карьеру, Реджеп Тайип Эрдоган набрал команду талантливых специалистов. Теперь он стремится вытеснить одного из последних членов той группы - премьер-министра Ахмета Давутоглу - и заменить его кем-то более податливым. Это приведет к катастрофическим последствиям для Турции.

Первая трещина

Чтобы понять, почему это происходит, следует рассмотреть вопросы, из-за которых Эрдоган и Давутоглу ожесточенно спорят, уничтожая память о былом сотрудничестве.

Первая трещина между двумя политиками образовалась вскоре после назначения Давутоглу на пост премьер-министра, когда он предложил антикоррупционный пакет в ответ на обвинения в коррупции, выдвинутые против семьи Эрдогана и ближайших политических союзников. Эрдоган сказал тогда, что идея была преждевременной, и инициативу свернули.

Давутоглу стремится сохранить веру рынка в независимость Центрального банка Турции, защищая ее от слухов о влиянии Эрдогана на денежно-кредитную политику (он сказал, что более высокие процентные ставки способствуют инфляции, что опровергается несколькими столетиями экономической теории и статистическими данными). Когда в прошлом месяце назначался новый глава Центробанка, Эрдоган выбирал кандидатуру кого-то, кто готов более чутко реагировать на его требования по более низким ставкам.

В противостоянии боевикам курдского меньшинства в Турции, вновь разгоревшемуся в прошлом году, Давутоглу лишь немногим уступал президенту. Он, впрочем, выступил в поддержку сотен ученых, которые были арестованы в соответствии с законами о борьбе с терроризмом за написание открытого письма с критикой антикурдской политики Эрдогана.

На пользу турецкой демократии

И хотя публично премьер поддерживает планы Эрдогана переписать конституцию Турции, передав практически все полномочия президенту, попытки Давутоглу укрепить собственную власть дали тому основания сомневаться в искренности. В самом деле, не существует достаточно веского аргумента для создания президентской системы с практически неограниченной властью, особенно если глава государства уже взял под контроль национальные учреждения - от судебных органов до СМИ. Такой шаг, безусловно, не пойдет на пользу турецкой демократии. По этой причине большинство турок – в том числе среди поддержавших Эрдогана на выборах, - тоже выступают против изменения основного закона страны.

Последней каплей, кажется, стали усилия Давутоглу по заключению сделки с Европейским союзом о принятии беженцев из Греции в обмен на 6 млрд, и безвизовый режим с ЕС. Эрдоган не проявлял особой активности в связи с соглашением, которое не устранило препятствий на пути в ЕС. Оно требует от Турции принятия ряда реформ, в том числе борьбе со злоупотреблениями антитеррористическим законодательством, в обмен на безвизовый въезд в ЕС - чего очень ждут турки. Другими словами, это соглашение ограничило свободу действий Эрдогана и обеспечило ЕС кредитное плечо.

Хуже того, ЕС явно с большей охотой ведет диалог с Давутоглу, чем с Эрдоганом. Давутоглу, в свою очередь, убедился: турки считают сделку его личным успехом. Беседа, в ходе которой Эрдоган и Давутоглу обсудили его будущее, состоялась через несколько часов после того, как Европейская комиссия рекомендовала ввести безвизовый режим с Турцией.

Возвращение к истокам

Это возвращает нас к началу, когда тогдашний премьер-министр Эрдоган и его правящая партия были объективно полезны для Турции. Его партнером был Абдуллу Гюля, который впоследствии стал президентом. Али Бабаджан и Мехмет Шимшек, высококвалифицированные эксперты, которым доверяли иностранные инвесторы, управляли экономикой. Эртугрул Гюнай, либерал и бывший член Республиканской народной партии, возглавлял министерство по вопросам культуры и туризма. В парламенте, среди депутатов Партии справедливости и развития, было достаточно много светских либералов. И когда Гюль стал президентом, Эрдоган выбрал академика Давутоглу для управления внешней политикой.

Из этой команды только Шимшек останется при власти после ухода Давутоглу. В парламенте депутаты этой партии все были подобраны Эрдоганом. С абсолютно подконтрольным президенту премьер-министром, Шимшек, фактически, лишится возможности управлять мерами по защите экономики Турции (объем около $720 млрд )

от политического ущерба. Новый управляющий Центробанка будет также подвергаться большему политическому давлению.

Давутоглу страдал от высокомерия и избыточной идеологии, занимая пост главы МИД. Но его основная идея - восстановить баланс во внешней политике, избавившись от прозападной направленности и зависимости от Запада, в сторону бывших османских владений Турции на Ближнем Востоке, Кавказе и на Балканах - была правильной.

На посту премьер-министра Давутоглу стал осторожным противовесом становящемуся все более и более радикальным президенту, который все чаще отвергает западные ценности и цели. Заменяя Давутоглу специально подобранным премьер-министром, Эрдоган получит практически абсолютную президентскую власть, даже если не сможет добиться успеха в переписывании конституции. И один из последних противовесов, сохранявших остатки политического баланса в Турции, исчезнет в обозримом будущем.

Алексей Свищёв

17.05.2016 13:56

Просмотров: 2482