«Росгосстрах» почти полтора года не может покрасить машину ветерану-пограничнику
КАСКО есть, ремонта нет
История, которой поделился с редакцией наш читатель Олег Рассадкин, лишь на первый взгляд выглядит абсурдной. При этом её точно нельзя назвать уникальной. Только в январе – августе 2025 года Служба финансового уполномоченного получила 3,6 тыс. жалоб по каско. Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Значительная часть жалоб связана с затягиванием сроков ремонта машин со стороны страховых компаний.
Некоторые эксперты связывают это с дефицитом иностранных запчастей. Однако случай, о котором мы расскажем дальше, наглядно показывает: страховщики имеют кровный интерес к затягиванию сроков ремонта, и, возможно, это требует реакции на законодательном уровне.
«Нестраховой» случай
30 июня 2024 года в одном из подмосковных посёлков произошло мелкое ДТП. Олег Рассадкин был за рулём Mitsubishi L200 и намеревался выехать со своего участка. При движении задним ходом он столкнулся с Mercedes GLE своей дочери, которая в тот момент выезжала из гаража. Оба автомобиля получили незначительные повреждения, пострадавших не было.
Как и положено в таких случаях, участники столкновения заявили о нём в ГИБДД и в страховые компании. Страховщики сообщили, что в ближайшие дни пришлют своих специалистов для осмотра автомобилей. Полицейские взяли с водителей подробные объяснения и составили схему дорожно-транспортного происшествия. Повреждения машин зафиксированы в протоколе: у обоих автомобилей в разной степени пострадали крылья и задние двери. И если с ремонтом Mercedes, на который также был оформлен полис каско в крупной страховой компании, никаких проблем не возникло, то Mitsubishi с полисом «Росгосстраха» не починили и к концу ноября 2025 года.
Осмотр повреждённого автомобиля страховщик провёл 3 июля 2024 года. Было организовано транспортно-трасологическое исследование с привлечением специалиста компании «Фаворит». Специалист пришёл к выводу, что «характер описанных (в акте осмотра. – Ред.) повреждений даёт основание предварительно установить, что все они могут принадлежать к рассматриваемому ДТП».
Однако дальше менеджеры «Росгосстраха» внезапно решили, что случившееся не следует считать страховым случаем – дескать, «механизм образования повреждений на транспортном средстве не соответствует обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия». Ссылались они при этом на заключение всё того же эксперта из ООО «Фаворит». Так было положено начало многомесячной переписки между клиентом и страховой компанией.
Убедившись, что общение со страховщиком зашло в тупик, в декабре 2024 года Олег Рассадкин обратился в Службу финансового уполномоченного. Требование к «Росгосстраху» осталось неизменным: организовать ремонт автомобиля на станции технического обслуживания, как это предусматривал договор каско. Независимая экспертиза с привлечением ООО «АВТЭКС», которую организовал финансовый уполномоченный, подтвердила: царапины на крыльях и вмятина на задней двери Mitsubishi появились в результате ДТП 30 июня. «Росгосстраху» было предписано выполнить обязательства перед клиентом в разумный срок.
По инициативе финуполномоченного была организована и другая экспертиза – об определении стоимости ремонта Mitsubishi, которую провёл Северо-Кавказский институт независимых экспертиз и исследований. После этого казалось, что никаких разногласий быть не может. Однако и далее машина, на которую был оформлен полис стоимостью почти 250 тыс. рублей, продолжила простаивать в ожидании кузовных работ.
Ни отказа, ни ремонта
Решение финансового уполномоченного по обращению Олега Рассадкина было принято 25 января 2025 года. Направление на станцию тех-обслуживания он получил от «Росгосстраха» почти через месяц – 20 февраля. Тут надо сказать, что компания самостоятельно выбирает ремонтные организации, но никакой ответственности за их работу она не несёт. «Срок проведения восстановительного ремонта зависит от объёма работ, их сложности, а также от сроков поставки заменяемых запасных частей, при этом, поскольку страховщик не является исполнителем оказываемой услуги по ремонту, он лишён возможности прогнозировать сроки его проведения», – сказано в сообщении, которое наш читатель получил от «Росгосстраха». Дальнейшие события развивались в прямом соответствии с этой оговоркой.
Станция техобслуживания, на которую пострадавший Mitsubishi был направлен в конце февраля, продержала его у себя почти два месяца, но к работам так и не приступила. В середине мая, и только после очередной письменной претензии, Олег Рассадкин получил новое направление на другую станцию, но там история повторилась. Ремонтники объясняли простой примерно так: «Росгосстрах» предлагает слишком низкие расценки и не согласовывает требуемое количество нормо-часов.
«С момента наступления страхового случая прошло почти полтора года. Все разумные сроки организации и проведения ремонта по такому виду механических повреждений прошли. Считаю, что «Росгосстрах» умышленно затягивал сроки проведения ремонта», – делится Олег Рассадкин.
С точным расчётом
С рациональной точки зрения описанные выше действия страховой компании можно объяснить следующим образом. Основной источник её дохода – инвестирование собранных премий, а если по-простому – «прокрутка» денег, полученных от продажи полисов. Пока деньги не выплачены клиенту, они находятся в обороте компании и приносят доход на финансовых рынках. Перенос выплат на следующие отчётные периоды (например, на квартал или год) позволяет приукрасить текущие финансовые показатели компании. Словом, затягивание страховых выплат и ремонта по каско может иметь под собой точный бизнес-расчёт. Цель понятна – максимизация прибыли страховщика.
Самое удивительное в этой истории – то, что скользкие менеджеры никого не боятся и ни с чем не считаются. Олег Рассадкин – полковник в отставке, участник боевых действий в Афганистане, в числе прочих наград имеет орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За отличие в охране государственных границ». 14 декабря 2023 года, будучи на пенсии, указом президента России он был награждён орденом Дружбы. В общем, нет сомнений, что он не побоится отстаивать свои права, в том числе в судебных заседаниях. Но давайте представим, что в похожей ситуации окажется человек, который считает, что бодаться с крупной корпорацией бессмысленно?
В своей новейшей истории ПАО СК «Росгосстрах» уже стало ответчиком по более чем 17 тыс. судебных исков, связанных с защитой прав потребителей. При этом от экспертов можно услышать такие цифры: из 10 пострадавших клиентов лишь четверо обратятся за проведением независимой экспертизы повреждений автомобиля, а до суда дойдут не больше двух. Неужели на это и рассчитывают финансисты из крупной компании с громким именем?
Конкретно
Нескончаемый поток жалоб на страховые компании получает не только финансовый уполномоченный, но и Банк России, который, собственно, и призван регулировать их деятельность. Согласно отчёту регулятора, в январе – сентябре 2025 года число жалоб на страховщиков в целом снизилось на 54%. При всём при этом доля жалоб на каско среди них выросла почти в 2 раза. Рост колоссальный! При этом официальная статистика может не отражать реальные масштабы проблемы, поскольку лишь единицы страхователей доходят до жалоб в Центробанк.
Быть может, нашим уважаемым законодателям пора подумать о системной донастройке добровольного автострахования? Почему сроки ремонта по ОСАГО закреплены в законе, а по каско – нет?
Просмотров: 89