«Росгосстрах» почти полтора года не может покрасить машину ветерану-пограничнику

КАСКО есть, ремонта нет

В случае с ОСАГО закон жёстко ограничивает сроки ремонта автомобиля, однако по каско такие требования отсутствуют. Страховые компании вовсю пользуются лазейкой, чтобы сэкономить за счёт клиентов, купивших полисы за сотни тысяч рублей. Не брезгует этим и «Росгосстрах» – один из крупнейших игроков на рынке, который у многих по-прежнему ассоциируется с государством. Даже при косметическом ремонте машины счёт может идти не на месяцы, а на годы.

История, которой поделился с редакцией наш читатель Олег Рассадкин, лишь на первый взгляд выглядит абсурдной. При этом её точно нельзя назвать уникальной. Только в январе – августе 2025 года Служба финансового уполномоченного получила 3,6 тыс. жалоб по каско. Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Значительная часть жалоб связана с затягиванием сроков ремонта машин со стороны страховых компаний.

Некоторые эксперты связывают это с дефицитом иностранных запчастей. Однако случай, о котором мы расскажем дальше, наглядно показывает: страховщики имеют кровный интерес к затягиванию сроков ремонта, и, возможно, это требует реакции на законодательном уровне.

«Нестраховой» случай

30 июня 2024 года в одном из подмосковных посёлков произошло мелкое ДТП. Олег Рассадкин был за рулём Mitsubishi L200 и намеревался выехать со своего участка. При движении задним ходом он столкнулся с Mercedes GLE своей дочери, которая в тот момент выезжала из гаража. Оба автомобиля получили незначительные повреждения, пострадавших не было.

Как и положено в таких случаях, участники столкновения заявили о нём в ГИБДД и в страховые компании. Страховщики сообщили, что в ближайшие дни пришлют своих специалистов для осмотра автомобилей. Полицейские взяли с водителей подробные объяснения и составили схему дорожно-транспортного происшествия. Повреждения машин зафиксированы в протоколе: у обоих автомобилей в разной степени пострадали крылья и задние двери. И если с ремонтом Mercedes, на который также был оформлен полис каско в крупной страховой компании, никаких проблем не возникло, то Mitsubishi с полисом «Росгосстраха» не починили и к концу ноября 2025 года.

Осмотр повреждённого автомобиля страховщик провёл 3 июля 2024 года. Было организовано транспортно-трасологическое исследование с привлечением специалиста компании «Фаворит». Специалист пришёл к выводу, что «характер описанных (в акте осмотра. – Ред.) повреждений даёт основание предварительно установить, что все они могут принадлежать к рассматриваемому ДТП».

Однако дальше менеджеры «Росгосстраха» внезапно решили, что случившееся не следует считать страховым случаем – дескать, «механизм образования повреждений на транспортном средстве не соответствует обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия». Ссылались они при этом на заключение всё того же эксперта из ООО «Фаворит». Так было положено начало многомесячной переписки между клиентом и страховой компанией.

Убедившись, что общение со страховщиком зашло в тупик, в декабре 2024 года Олег Рассадкин обратился в Службу финансового уполномоченного. Требование к «Росгосстраху» осталось неизменным: организовать ремонт автомобиля на станции технического обслуживания, как это предусматривал договор каско. Независимая экспертиза с привлечением ООО «АВТЭКС», которую организовал финансовый уполномоченный, подтвердила: царапины на крыльях и вмятина на задней двери Mitsubishi появились в результате ДТП 30 июня. «Росгосстраху» было предписано выполнить обязательства перед клиентом в разумный срок.

По инициативе финуполномоченного была организована и другая экспертиза – об определении стоимости ремонта Mitsubishi, которую провёл Северо-Кавказский институт независимых экспертиз и исследований. После этого казалось, что никаких разногласий быть не может. Однако и далее машина, на которую был оформлен полис стоимостью почти 250 тыс. рублей, продолжила простаивать в ожидании кузовных работ.

Ни отказа, ни ремонта

Решение финансового уполномоченного по обращению Олега Рассадкина было принято 25 января 2025 года. Направление на станцию тех-обслуживания он получил от «Росгосстраха» почти через месяц – 20 февраля. Тут надо сказать, что компания самостоятельно выбирает ремонтные организации, но никакой ответственности за их работу она не несёт. «Срок проведения восстановительного ремонта зависит от объёма работ, их сложности, а также от сроков поставки заменяемых запасных частей, при этом, поскольку страховщик не является исполнителем оказываемой услуги по ремонту, он лишён возможности прогнозировать сроки его проведения», – сказано в сообщении, которое наш читатель получил от «Росгосстраха». Дальнейшие события развивались в прямом соответствии с этой оговоркой.

Станция техобслуживания, на которую пострадавший Mitsubishi был направлен в конце февраля, продержала его у себя почти два месяца, но к работам так и не приступила. В середине мая, и только после очередной письменной претензии, Олег Рассадкин получил новое направление на другую станцию, но там история повторилась. Ремонтники объясняли простой примерно так: «Росгосстрах» предлагает слишком низкие расценки и не согласовывает требуемое количество нормо-часов.

«С момента наступления страхового случая прошло почти полтора года. Все разумные сроки организации и проведения ремонта по такому виду механических повреждений прошли. Считаю, что «Росгосстрах» умышленно затягивал сроки проведения ремонта», – делится Олег Рассадкин.

С точным расчётом

С рациональной точки зрения описанные выше действия страховой компании можно объяснить следующим образом. Основной источник её дохода – инвестирование собранных премий, а если по-простому – «прокрутка» денег, полученных от продажи полисов. Пока деньги не выплачены клиенту, они находятся в обороте компании и приносят доход на финансовых рынках. Перенос выплат на следующие отчётные периоды (например, на квартал или год) позволяет приукрасить текущие финансовые показатели компании. Словом, затягивание страховых выплат и ремонта по каско может иметь под собой точный бизнес-расчёт. Цель понятна – максимизация прибыли страховщика.

Самое удивительное в этой истории – то, что скользкие менеджеры никого не боятся и ни с чем не считаются. Олег Рассадкин – полковник в отставке, участник боевых действий в Афганистане, в числе прочих наград имеет орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За отличие в охране государственных границ». 14 декабря 2023 года, будучи на пенсии, указом президента России он был награждён орденом Дружбы. В общем, нет сомнений, что он не побоится отстаивать свои права, в том числе в судебных заседаниях. Но давайте представим, что в похожей ситуации окажется человек, который считает, что бодаться с крупной корпорацией бессмысленно?

В своей новейшей истории ПАО СК «Росгосстрах» уже стало ответчиком по более чем 17 тыс. судебных исков, связанных с защитой прав потребителей. При этом от экспертов можно услышать такие цифры: из 10 пострадавших клиентов лишь четверо обратятся за проведением независимой экспертизы повреждений автомобиля, а до суда дойдут не больше двух. Неужели на это и рассчитывают финансисты из крупной компании с громким именем?

Конкретно

Нескончаемый поток жалоб на страховые компании получает не только финансовый уполномоченный, но и Банк России, который, собственно, и призван регулировать их деятельность. Согласно отчёту регулятора, в январе – сентябре 2025 года число жалоб на страховщиков в целом снизилось на 54%. При всём при этом доля жалоб на каско среди них выросла почти в 2 раза. Рост колоссальный! При этом официальная статистика может не отражать реальные масштабы проблемы, поскольку лишь единицы страхователей доходят до жалоб в Центробанк.

Быть может, нашим уважаемым законодателям пора подумать о системной донастройке добровольного автострахования? Почему сроки ремонта по ОСАГО закреплены в законе, а по каско – нет?

Алексей Привалов

08.12.2025 10:45

Просмотров: 89