Решения Минздрава мешают врачам лечить пациентов
«Клинический случай»
Непосвящённому человеку понять суть очередной законодательной инициативы Минздрава будет непросто. «Проектируется, что клинические рекомендации не выступают предметом федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, а являются основой формирования критериев оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний или состояний, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти», – нагнали туману в ведомстве.
Речь идёт о поправках к закону о биологической безопасности, внесённых в Госдуму на прошлой неделе. Как данные поправки, даже в случае их принятия, могут повлиять на обязательный статус клинических рекомендаций, пока не очень понятно. Ведь работу врачей, в том числе и обязательность следования данным рекомендациям, регулирует другой федеральный закон – ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В нём прямо указано, что при лечении пациентов врач обязан руководствоваться порядками оказания медпомощи, стандартами и клиническими рекомендациями.
Более того, обязательность рекомендаций была констатирована также Верховным судом в обзоре судебной практики от 25 апреля этого года.
«Минздрав пытается обойти решение ВС. При этом тот факт, что поправки вносят в закон о биологической безопасности, наталкивает на мысли, что в ведомстве не смогли договориться с депутатами о корректировках закона об основах охраны здоровья», – рассуждает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
Как лечить – непонятно
Обязательными для использования клинические рекомендации стали с 1 января 2025 года. «Наша Версия» уже рассказывала о том, что во врачебном сообществе данное нововведение вызвало неоднозначную реакцию. Эксперты, в частности, говорили, что превращение рекомендаций в чёткую инструкцию по диагностике может негативно сказаться на качестве лечения пациентов. И даже оказаться рискованным для их жизни и здоровья. В результате обязательность применения рекомендаций многие врачи проигнорировали. По данным опроса, проведённого в отраслевой соцсети «Врачи РФ», 47% медработников заявили, что никаких изменений после введения обязательности рекомендаций в их работе не произошло. Примечательно, что больше половины медиков также отметили, что до сих пор так и не сумели постичь суть приказов Минздрава и не понимают, как именно они теперь должны работать. Не говоря уже о том, что многие медучреждения не могут следовать рекомендациям в принципе: для этого нет ни необходимого оборудования, ни необходимых лекарств.
«Большинство [врачей] считает, что строгое следование рекомендациям не предусматривает индивидуального подхода к пациенту. Примерно столько же врачей обеспокоены отсутствием диагностического оборудования, медикаментов и других ресурсов в своём медучреждении, – отмечают авторы исследования. – Например, не в каждой бюджетной поликлинике или больнице, особенно в регионах, есть магнитно-резонансные томографы. На этот серьёзный недостаток указали даже врачи из лечебных учреждений крупных городов».
Однако на приводимые медиками аргументы в Минздраве последовательно заявляли: дескать, рекомендации – это не догма и даже не нормативный акт, а этакий всеобъемлющий справочник, «ориентир для врача при оказании медпомощи». «В итоге в Минздраве перехитрили сами себя и даже этого не поняли. Вписав клинические рекомендации в федеральный закон, они таким образом и сделали их нормативным актом», – рассуждает Александр Саверский.
Двойная бухгалтерия
В законе клинические рекомендации оказались прописанными вовсе не по чьему-либо недосмотру. Всё дело в том, что на них и стандарты медпомощи завязаны расчёты тарифов ОМС. «Как объясняют в Минздраве, стандарт представляет собой финансово-экономический документ, расчёты стоимости медпомощи – выжимку затратных составляющих из клинических рекомендаций», – поясняет Александр Саверский. А теперь, что называется, следите за руками. Как правило, большинство пациентов обращаются к врачу, имея несколько болезней. Например, человек может обратиться к терапевту с банальным ОРВИ, но при этом иметь проблемы с сердечно-сосудистой системой. Получается, что при лечении врач обязан будет руководствоваться клиническими рекомендациями по каждому из заболеваний. При этом необходимые назначения – будь то анализы, исследования или медикаменты – в клинических рекомендациях по разным болезням могут дублироваться. Понятно, что пациенту не будут делать дважды один и тот же анализ. Однако в больничной отчётности действия врачей могут сильно расходиться с реальностью. Причём всё это будет в чётком соответствии с клиническими рекомендациями. Нетрудно догадаться, что для таких ситуаций обязательность рекомендаций оказывается выгодной.
Но у этой медали есть и обратная сторона. Когда речь идёт о необходимости минимизации бюджета медучреждений, обязательность рекомендаций может оказаться очень некстати. «Эта практика «минимизации» существует давно, особенно это касается диагностики. Так или иначе надо учитывать финансовые реалии, соизмерять потребности с финансовыми и другими возможностями. Система к хитростям готова давно, и эту ситуацию [с рекомендациями] она проглотит уже по накатанной схеме», – отмечал медицинский адвокат «Адвокатского бюро Онегин групп» Алексей Николаев.
Потому в Минздраве, говоря о том, что клинические рекомендации «выступают ориентиром», ничуть не лукавят. Вот только этот ориентир ведомство Михаила Мурашко, похоже, повернуло в нужную для себя сторону.
Врачам прописывают «крепостное право»
Законодательная активность Минздрава грозит усугубить и без того катастрофический дефицит врачей. По данным официальной статистики, нехватка врачей сегодня составляет 23 297 человек, среднего медперсонала – 63 тысячи. При этом работающие медики всё чаще задумываются об увольнении – исследование AlphaRM показывает, что 20,5% врачей подумывали о смене профессии. Главными причинами нежелания работать врачом назывались низкая зарплата и высокая нагрузка. Потому в ближайшее время проблема кадров в отрасли скорее всего только усугубится.
Тем временем проходит общественное обсуждение законопроект, предполагающий введение обязательных отработок в госклиниках для всех выпускников медвузов, обучавшихся на бюджетных отделениях. При этом трудоустроиться и найти себе наставника выпускнику предстоит самому в течение года. Срок обязательной отработки составит три года. Если молодой медик от отработки откажется, придётся выплатить штраф, сумма которого в 3 раза превысит затраты государства на обучение специалиста. Эксперты подсчитали, что размер санкций может составить порядка 6 млн рублей.
Законодательную инициативу Минздрава уже раскритиковали и политики, и эксперты, отметив, что подобное «закручивание гаек» приведёт лишь к оттоку абитуриентов из медвузов. По мнению медиков, ещё одна опасность такого нововведения заключается в том, что для трудоустройства в госклиники в крупных городах придётся или искать блат, или давать взятку. Те же, кто не сможет попасть в престижные медцентры, окажутся в полной зависимости от своих работодателей. «То есть выпускник должен самостоятельно искать себе место работы, где ему смогут предоставить ещё и наставника. Никаких гарантий на трудоустройство в своём городе или на оплату переезда в другой регион молодому медику не предоставляется», – добавляет врач, кандидат медицинских наук Олег Беляков.
Просмотров: 2038