Реальных владельцев российской собственности заставят открыть стране свои имена
Открой личико!
Ещё недавно сотрудники большинства столичных редакций могли если не озолотиться, то существенно поправить своё материальное положение, правильно ответив на один-единственный вопрос: кто настоящий хозяин аэропорта Домодедово? Догадок на сей счёт было много, но и только. А потом в Домодедове случился теракт. И оказалось, что имя-фамилия хозяина терминала неведомы не только представителям прессы, но и – не смейтесь – руководству страны. А также и правоохранительным органам. Помнится, сам Дмитрий Медведев потребовал привлечь владельцев аэропорта к ответу. А кого привлекать – не сказал. Стали искать. И опростоволосились: прокуратуре, выполняющей поручение руководства страны, так и не удалось установить, кто же на самом деле владеет аэропортом. Теперь-то мы уже знаем, кто там у них настоящий хозяин – Дмитрий Каменщик, глава совета директоров Домодедова. А как быть с остальными компаниями, занятыми в стратегически важных отраслях? То-то и оно, что никак. Тайна, покрытая мраком.
Тайными хозяевами займутся оперативники ФСБ
Казалось бы, чего проще – принять закон, принуждающий прячущих лица хозяев эти самые лица открыть, – и завеса тайны немедленно спадёт. Но как бы не так. Обсуждение соответствующего законопроекта «О раскрытии информации о бенефициарных владельцах хозяйствующих субъектов, владеющих особо значимыми объектами транспортной инфраструктуры» началось ещё прошлой осенью, а конца-краю дебатам не видно. То ли законодатели слишком увлеклись малозначительными деталями, то ли намеренно затягивают процесс – поди знай. Спорят о том, как именно владельцы компаний должны раскрывать свои инкогнито – в текущем режиме, так сказать, или исключительно по запросу правоохранительных органов. Обсуждают, кого считать бенефициаром – одного только владельца контрольного пакета или всех тех, кто прямо или косвенно владеет 1% акций инфраструктурных компаний. В общем, работа кипит уже девять месяцев. Но вот «роды» что-то затягиваются.
А вот ещё занятный штришок. Изначально в законопроекте было прописано, что-де нарушение чревато штрафами. Должностное лицо можно было оштрафовать на 50 тыс. рублей, а юридическое – на полмиллиона. Понятное дело, что никто из влиятельных анонимов таких комариных укусов не испугался бы. Платили бы штрафы и продолжали оставаться анонимами. Тогда законодатели придумали другой ход, как им казалось, весьма действенный. Собственников, которые отказались бы явить свои лица миру, акционеры должны были лишать права голоса на общем собрании – каково? Вы вообще в силах что-то подобное представить? Сложно, согласитесь, да и едва ли возможно вообще. И тогда депутаты наконец-то додумались, как в специфических условиях нашей страны добиться от анонимных владельцев признания. Либо реальный хозяин признаётся сам, по-хорошему, либо выяснять, кто здесь собственник, будут сотрудники ФСБ. В ходе спецмероприятий. А что, негуманно, конечно, но должно сработать. Хотя у прокуратуры в случае с Домодедовом не получилось.
Две трети российских компаний принадлежат иностранцам
И всё-таки, зачем руководству страны потребовалось узнать в лицо всех хозяев энергетических и транспортных компаний именно сейчас? Знающие люди отвечают кратко: во всём виноват Запад. А точнее, нынешнее обострение отношений России с Европой и Америкой. «Энергетическая и транспортная отрасли являются для нашей страны стратегическими, – пояснил один из руководителей Ассоциации молодых предпринимателей Александр Толстых. – И ввиду непростой внешнеэкономической ситуации в настоящее время государству необходимо понимать, что среди бенефициаров этих компаний нет представителей группы стран, активно пропагандирующих введение санкций против России».
На сегодняшний день собственниками 70% акций (!) российских компаний выступают иностранцы – это официальные данные Сбербанка. Насколько точны эти данные, можно только догадываться – ведь всех реальных получателей выгоды от обладания российскими активами, в том числе и стратегическими, в лицо не знает никто. Когда Анатолий Чубайс затеял реструктуризацию РАО «ЕЭС», группа депутатов Госдумы во главе с Виктором Илюхиным, помнится, потребовали от него обнародовать данные о будущих собственниках. Мол, отрасль стратегическая, и мы не можем раздавать её активы всем, кому не попадя. Разумеется, никакого ответа от главы РАО «ЕЭС» Илюхин так и не получил. А между тем стоимость акций российских предприятий стратегических отраслей экономики, которые принадлежат иностранцам, сегодня оценивается в астрономические 200 млрд долларов. Как минимум в 200 миллиардов. Треть этих наших важнейших активов принадлежит европейцам, треть – американцам, и ещё треть – британцам. Крупнейшими зарубежными собственниками российских акций числятся фонд Oppenheimer (3 млрд долларов), Vanguard Emerging Markets Stock Index Fund (порядка 5 млрд долларов) и Государственный пенсионный фонд Норвегии (более 5 млрд долларов).
И вот что особенно любопытно: многие наши экономисты считают, что-де высокая доля иностранцев среди собственников российских активов объясняется одной лишь пассивностью российских потенциальных инвесторов. Мол, народ у нас предпочитает вкладывать средства в недвижимость и валюту, но только не в акции. Может быть, это объяснение отчасти справедливо. Но почему же тогда среди собственников российских стратегических активов практически нет предприимчивых китайцев и других азиатов? Не потому ли, что было время, когда собственников из Америки и Европы у нас привлекали целенаправленно, сдавая им, таким образом, козырные карты? И теперь эти собственники имеют возможность легко бить все наши тузы в своих политических целях.
Снятие масок поможет искоренить коррупцию
Впрочем, как выясняется, намерение правительства узнать владельцев компаний в лицо обусловлено не одними только соображениями госбезопасности. Знаешь, кто реальный владелец бизнеса – значит можешь предоставить налоговым органам дополнительные возможности для взимания сборов, не говоря уже о борьбе с бегством капитала из страны. Более полная информация о собственнике позволяет установить, не стоит ли за той или иной компанией, участвовавшей в тендере на получение госзаказа, собственник с подмоченной репутацией или откровенный мошенник. Таким образом, зная всех акционеров персонально, государство получает возможность более эффективно выстраивать диалог с российским бизнесом. Ну и, разумеется, в новых условиях максимальной прозрачности станет легче бороться с коррупцией. Государство будет знать наверняка, кто получает тот или иной контракт – персонально. Допустим, некая компания постоянно выигрывает тендеры, и сейчас можно только догадываться, кто же является конечным получателем выгоды. А так – будет изначально известно, что владеет компанией, предположим, родственник чиновника. Удобно и эффективно.
Правда, имеются и подводные камни. Вот один из них: у компаний, которые играют на бирже, постоянно меняются бенефициары, владеющие 1 или 2% акций. Своевременно раскрывать информацию о новых владельцах для таких компаний будет не просто проблематично – практически невозможно. А правоохранители, таким образом, получат возможность для внеплановых проверок таких компаний. Понятно, что недобросовестные проверяющие могут и бизнес «отжать», и взятку потребовать. Причём безнаказанно – кому в такой ситуации захочется жаловаться? Таким образом, нераскрытие собственника может послужить поводом и для вмешательства в дела компании, и для назначения неоправданных санкций. Законодателям предстоит обдумать, как все эти угрозы полностью исключить. Главное, чтобы процесс при этом не затянулся.
Просмотров: 3508