Путешествие российской элиты на Северный полюс сорвалось из-за ареста криптоинвестора Юрия Гугнина

Несостоявшийся круиз

Отмена круиза, особенно когда за него уже заплачены деньги, вещь крайне неприятная. А учитывая, что круиз экспедиционный, то есть очень дорогой, неприятно вдвойне. Тем более, что процесс перешел в юридическую плоскость, и о нем стали писать в СМИ. В этой статье мы попробуем разобраться, почему отменили круиз на Северный полюс на французском круизном ледоколе «Le Commandant Charcot».

Экспедиционные круизы

Морские и речные круизы делятся на несколько видов, и каждая круизная компания работает по одному, максимум по двум направлениям. Суть экспедиционных круизов сводится к тому, что круизный лайнер небольшой вместимости – максимум 200-300 туристов – совершает путешествия в самых труднодоступных местах планеты. Это круизы в Арктику и Антарктиду, вдоль африканского побережья, круизы по отдаленным островам Тихого и Индийского океана и тому подобное. Экспедиционные круизы совсем не похожи не массовые. В последних (например, 7-дневные круизы по Карибским островам, или по Средиземноморью) на огромных лайнерах с 5 000 пассажирами на борту присутствует всё, что может находиться на борту пассажирского судна. Это десятки ресторанов, кафе, магазинов, театр, кинотеатр, скалодром, несколько видов саун и бань, спортивные зоны со всевозможными тренажерами и играми, до 10 различных бассейнов, зоны для загара и много всего разного. Некоторые компании, работающие в регионе Карибского моря, жалуются, что туристы отказываются сходить на берег при стоянке в порту – они предпочитают находиться на борту, где есть всё, что может пожелать турист. На экспедиционных лайнерах ничего этого нет. Максимум, что присутствует – это живая музыка по вечерам в одном из салонов лайнера. Зато есть библиотека, и в состав экипажа обязательно входит команда ученых, которые сначала рассказывает пассажирам о тех местах, которые посетят туристы, об их обитателях, а потом показывают все это при высадке на берег. На экспедиционных лайнерах присутствуют специальные катера, на которых туристов в сопровождении ученых-гидов высаживают на берег. Одной из особенностей экспедиционных круизов является неопределенность программы. Если по погодным условиям невозможно безопасно высадится на какой-либо остров, его могут заменить другим местом. Такое невозможно представить в других видах круизов. Стоит такое удовольствие недешево. Средняя цена недельного экспедиционного круиза – несколько десятков тысяч долларов. Для сравнения. Цена 7-ми дневного массового круиза на огромном лайнере, например, по Средиземному морю, обойдется в несколько сотен евро. У нас в стране экспедиционные круизы проводятся на атомных ледоколах на Северный полюс и на переоборудованных научно-исследовательских судах на Севере и Дальнем Востоке.

Компания «Ponant»

Компания «Compagnie du Ponany» изначально ориентировалась на проведение самых сложных экспедиционных круизов. Это достаточно молодая круизная компания, она была основана в апреле 1988 года Филиппом Видо, Жаном-Эммануэлем Сове и другими офицерами французского торгового флота. Сначала штаб-квартира компании находилась во французском городе Нант, а в 2006 году, её, после приобретения «Compagnie du Ponany» группой компаний CMA-CGM перевели в Марсель. После этого её несколько раз перекупали различные крупные европейские компании. Но после всех покупок она оставалась отдельной структурой с названием «Ponant». Это стало своеобразным брендом экспедиционного круиза в Европе. Сегодня «Ponant» эксплуатирует одиннадцать судов. Отличительной чертой компании является то, что она не использует «удобные флаги» и все её лайнеры ходят под французским флагом.

Экспедиционный лайнер «Le Dumont-d'Urville» в Санкт-Петербурге, 2019 год (Фото Андрея Максимова)

Первыми судами компании стали… пассажирские парусные суда. Первенцем был трехмачтовый барк «Le Ponant», который до сих пор входит в состав флота компании. Вторым стала большая парусная яхта «Le Levant». Это были еще не классические экспедиционные суда, но круизы на них существенно отличались от того, что в те годы могли предложить другие круизные компании. В «Compagnie du Ponany» приняли очень правильное решение. Для развития экспедиционных круизов построили серию из четырех специально адаптированных под них лайнеров небольшого размера, и, соответственно, небольшой пассажировместимости – «Le Boreal», «L'Austral», «Le Soléal» и « Le Lyrial». Это очень красивые, похожие на большие яхты суда, водоизмещением всего 10 700 тонн (для сравнения – водоизмещение лайнеров для массового туризма перешагнули рубеж в 150 000 тонн). Они берет на борт всего 264 пассажира, при этом экипаж состоит из 139 моряков. Справедливости ради нужно сказать, что эта четверка работает и на обычных традиционных маршрутах, предоставляя пассажирам роскошные условия. Так, до 2019 года, эти лайнеры были постоянными гостями в Санкт-Петербурге. Маршруты круизов у компании не стандартные, и один раз это обернулось чрезвычайным происшествием. 4 апреля 2008 года круизное парусное судно «Le Ponant» было захвачено сомалийскими пиратами. Почему и для чего круизный парусник оказался в Аденском заливе, когда там активно действовали сомалийские пираты – не совсем понятно. Это событие получило широкое освещение в мировых СМИ, и заслуживает отдельной статьи. На момент захвата туристов на паруснике не было, только экипаж – 30 человек. Его пираты и захватили. В результате жёстких действий французского спецназа с крейсера-вертолетоносца «Jeanne d'Arc» R-97 и эсминца «Jean Bart» заложники были освобождены, а несколько пиратов захватили в плен.

Le Commandant Charcot во льдах 2024 год (фото: commons.wikimedia.org/ U.S. Coast Guard photograph by Cmdr. Krystyn Pecora)

Лайнеры типа «Le Boreal» оказались идеальными экспедиционными судами, поэтому в 2016 году флот компании пополнился еще четырьмя практически однотипными лайнерами «Le Laperouse», «Le Champlain», «Le Bougainville», «Le Dumont-d'Urville». В 2018 году дополнительно заказали еще два круизника этого типа – «Le Bellot» «Le Jaques Cartier». Таким образом, сегодня «Ponant» эксплуатирует 10 элитных экспедиционных круизника. Повторимся, лайнеры типа «Le Boreal» – идеальные экспедиционные суда. Но у них есть один недостаток. Они не могут работать в полярных широтах. Руководство компании пошло на уникальный эксперимент. Они заказали мощный ледокол, внутри которого разместили всю «начинку» лайнеров типа «Le Boreal». Турист, попадая на борт «Le Commandant Charcot» – так назвали первый в истории круизный ледокол специальной постройки – оказывался в том же уровне комфорта, что стало стандартом для «Ponant». Разница была лишь только в том, что турист оказывался на ледоколе, например, на Северном полюсе. В Интернете есть кадры, как на Северном полюсе встретились два ледокола с туристами – российский «50 лет Победы» и французский «Le Commandant Charcot». Водоизмещение ледокола составляет 31 200 тонн, длина 150 метров. Он берет на борт 270 туристов. «Le Commandant Charcot» имеет второй по величине ледовый класс IACS Polar Class 2. В 2020 году компания «Ponant» подверглась жёсткой критике европейских СМИ, когда отказалась возвращать деньги туристам из-за отмены круизов во время пандемии COVID-19.

Несостоявшийся круиз

Наши соотечественники активно приобщаются к туристическим новинкам, которые популярны в мире. Касается это и круизной отрасли. Все больше россиян ходят в круизы по самым разнообразным маршрутам. Русскоязычные группы на лайнерах самых разных компаний – уже не редкость. Но иногда желание организовать себе элитный отдых дает сбой.

Вертолет идет на посадку на Le Commandant Charcot 2024 год (фото: commons.wikimedia.org/ U.S. Coast Guard photograph by Cmdr. Krystyn Pecora)

Про эту историю мы бы не узнали, если бы не судебный иск выставленный турфирмой TRVL к компании «Ponant». Российская туристическая фирма TRVL, зарегистрированная в Дубае, являлась организатором дорогостоящего круиза для отечественной элиты – круиза на Северный полюс. Путешествовать на атомном ледоколе будущие покорители Северного полюса не захотели – на нем не представляют услуг пять звезд. Было принято решение арендовать для двухнедельного круиза Шпицберген – Северный полюс – Шпицберген круизный ледокол «Le Commandant Charcot» компании «Ponant». Поскольку на борту предполагалось всего 165 пассажиров (напомним, вместимость ледокола 270 туристов), цена начиналась с $70 000 и заканчивалась фантастическими $200 000 на одного человека. Попутно, это уже выяснили российские СМИ, отечественная элита явно не хотела просто любоваться льдами и северной природой. На борт якобы были приглашены Сергей Шнуров и Ксения Бородина. Так никогда не делается в серьезных экспедиционных круизах. Но если платят такие деньги и арендуют целый ледокол… Мы сейчас живем в эпоху санкций, и одной из проблем TRVL стала оплата столь необычного и богатого мероприятия. Выбрали схему, по которой деньги на счет «Ponant» поступали от криптопредпринимателя Юрия Гутнина. Вариант казался надежным. Собственно говоря, так и было до ареста Гутнина в США. Причина ареста не является темой данной статьи. Возможно, он нарушил какие-то законы США, автор не знает, но это не важно. Важно то, что после ареста предпринимателя, полярный круиз был отменен. Инициатором отмены стала компания «Ponant». Как утверждают в TRVL, общая стоимость фрахта составляет $8,5 миллионов, из них «Ponant» отказывается возвращать $5,8 миллионов. TRVL требует от «Ponant» около 7 миллионов долларов, включая компенсацию. Первым о таком необычном иске сообщило газета «Financial Times» FT. Из этого сообщения стали известны подробности и сроки. Отмена круиз произошла в июне. Иск был подан в начале сентября. Информация газеты стала отправной точкой для отечественных СМИ, которые стали выяснять подробности. Выяснилось, что на восьмой день круиза ледокол должен был достичь Северного полюса, где предполагалась «легендарная вечеринка», ледяное купание и гриль-бар. По информации «Коммерсанта», среди участников круиза – топ-менеджеры нескольких крупных корпораций, телеведущий, ресторатор. Имена при этом не называются.

На состоявшемся 2 сентября в Марселе предварительном судебном слушании выяснились некоторые подробности. Как сообщает FT, французы изначально беспокоились, чтобы при подготовке круиза и среди пассажиров не было людей, находящихся под санкциями. Как заявляют в TRVL, среди пассажиров не было ни одного человека, включенного в какие-либо санкционные списки. Все они имели шенгенские визы. Юрий Гугнин согласился предоставить для проведения расчетов свою компанию «Evita Investments». «Ponant» проверил её и дал согласие. Договор между «Ponant» и TRVL предусматривал, что при любом нарушении санкций он будет расторгнут. Арест властями США Юрия Гугнина был воспринят французами как нарушение договора. Дело в том, что ФБР предъявило обвинение Гутнину в нарушении санкций и отмывании $500 миллионов. В Вашингтоне уверены, что Гугнин отмывает деньги через криптовалюту. Для «Ponant» это было достаточно для разрыва договора и отмены круиза. Что интересно. TRVL изначально предлагала переводить деньги напрямую в «Ponant». Французы категорически отказались и настояли на включение в цепочку платежей посредника – платежного брокера. Со слов представителей TRVL, «Ponant» сам выбрал компанию «Evita Investments».

Заключение

Многие наблюдатели высказывают мнение, что «Ponant» деньги не вернет, ведь суд проходит во Франции. Кто будет возвращать деньги несостоявшимся покорителям Северного полюса – неизвестно.

Андрей Максимов

08.09.2025 13:10

Просмотров: 403