Психическое состояние Ларисы Долиной не помешало Верховному суду принять сторону Полины Лурье в деле о спорной квартире
ОбезДолина
Как следует из определения Верховного суда, согласно результатам психологической экспертизы, на момент совершения сделки по продаже квартиры в Хамовниках Лариса Долина находилась в измененном психическом состоянии и не могла адекватно оценивать свои действия.
«Указанное расстройство адаптации в сочетании с выявленными индивидуально психологическими особенностями, состоянием выраженного эмоционального напряжения в период совершения в отношении нее противоправных действий лишало Долину способности к полноценному осмыслению направленности и смысловому содержанию действий неустановленных лиц, прогнозированию возможных последствий своих действий в юридически значимых обстоятельствах», – отмечается в документах.
По оценке экспертов, в этот период Долина находилась в стрессовой ситуации, а все ее действия были мотивированы желанием «вернуть себе чувство безопасности».
Тем не менее, согласно позиции Верховного суда, пресловутое расстройство – недостаточное основание для того, чтобы признать сделку с Полиной Лурье недействительной. Высшая инстанция опиралась на п.3 статьи 178 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной». В случае певицы заблуждение заключалось в том, что Долина думала, будто продает квартиру фиктивно, ради борьбы с мошенниками, и в будущем договор аннулируют.
Сделка и ее последствия
История с квартирой знаменитости тянется уже больше года. В середине августа 2024 года Лариса Долина сообщила, что стала жертвой мошенников. Как рассказала артистка, в отношении нее были предприняты «очень изощренные и спланированные мошеннические действия», и по данному факту возбуждено уголовное дело. Что касается недвижимости, на нее наложили арест. До этого в соцсетях появился пост, согласно которому Долина будто бы продала квартиру за 112 миллионов рублей, заложила дачу за 50 миллионов рублей, а средства направила на финансирование украинского батальона «Азов» (признан террористической организацией и запрещен в России). Комментируя эту информацию, певица назвала ее ложью.
Как выяснилось, в апреле на Долину вышли мошенники, которые общались с ней, выдавая себя за сотрудников ФСБ и Росфинмониторинга. Артистку убедили в интересе неких злоумышленников к ее квартире, после чего склонили к продаже недвижимости. Долина была уверена, что эта сделка будет фиктивной, а средства уйдут на «безопасный счет». В итоге квартира в Хамовниках площадью 236 квадратных метров была продана за 112 миллионов рублей Полине Лурье. Рыночная стоимость объекта, по оценке экспертов, составляла 138 миллионов рублей. Полученные средства, а также еще 68 миллионов рублей сбережений Долина передала мошенникам. Большую часть денег артистка перевела сама, лично посещая банки. Договор был подписан 20 июня 2024 года в офисе «Альфа-банка».
Согласно показаниям свидетеля, «стороны прочитали договор, произвели операции по закладыванию денежных средств в ячейку, передали документы регистратору; касса, откуда были выданы деньги, была непосредственно в переговорной комнате; сделка проходила штатно».
В июле, как указано в документах Верховного суда, Лурье писала Долиной о намерении осуществить прием-передачу квартиры 23 июля 2024 года, но певица сообщила, что находится не в городе и приедет только в конце месяца. 5 и 6 августа Лурье написала ей снова, но ответа не получила. А затем последовало публичное заявление Долиной.
Певица утверждает, что догадалась об обмане лишь в тот момент, когда к ней пришли новые владельцы жилплощади и потребовали освободить квартиру.
Расследование и приговоры
После выступления Долиной с заявлением правоохранители начали расследование. Певица понесла ущерб на 317 миллионов рублей – сюда вошли деньги от продажи недвижимости, сбережения, а также банковские комиссии, оплата услуг риелторов и не только. Что касается похищенных средств, они оцениваются в 175,1 миллиона рублей.
В декабре 2024 года были задержаны четверо подозреваемых: курьер Анжела Цырульникова из Москвы, житель Казани Дмитрий Леонтьев, который, судя по всему, общался с Долиной, координатор схемы Артур Каменецкий из Йошкар-Олы, а также житель Тольятти Андрей Основа, владелец карты, куда певица перевела часть денег. Леонтьев и Каменецкий ранее уже были судимы. Фигуранты дела отказались признать вину и заявили, будто сами оказались жертвами мошенничества. В конце ноября 2025 года все четверо получили реальные тюремные сроки – от 4 до 7 лет, а также штрафы в размере 900 тысяч – 1 миллиона рублей. Расследование все еще продолжается, правоохранители разыскивают других участников схемы.
Ни денег, ни квартиры
Лариса Долина обратилась в суд с иском об оспаривании сделки купли-продажи, обосновав это совершением ее под влиянием заблуждения со стороны третьих лиц. Хамовнический суд Москвы удовлетворил ее требования, впоследствии это решение подтвердил Мосгорсуд, а затем и кассация. Таким образом, Полину Лурье отказались считать собственницей жилья, но и деньги ей не вернули.
«Долина также настаивала на отсутствии оснований для применения двусторонней реституции, указывая, что фактически какое-либо предоставление ею по сделке получено не было, поскольку уплаченные Лурье за жилое помещение денежные средства находятся у третьих лиц (мошенников)», – говорится в документах Верховного суда.
Таким образом, предполагалось, что Лурье должна взыскать деньги с преступников, обманувших Долину. Все доводы стороны покупательницы отклонили, поскольку, согласно позиции судов, певица совершала сделку, руководствуясь заблуждением. Лурье обратилась в Верховный суд России.
При этом, артистке вернули 3,1 миллиона рублей и 4,8 миллиона рублей, которые та передавала риелторам из агентства за оказанные услуги по продаже квартиры.
О Полине Лурье известно, что она работает в IT-секторе, а недвижимость купила вскоре после развода, чтобы жить там со своим ребенком. По словам покупательницы, из-за сложившейся ситуации ей пришлось проживать в квартире, приобретенной вместе с бывшим мужем. Что касается Долиной, квартира в Хамовниках – не единственное ее жилье.
Поставили точку
16 декабря в Верховном суде состоялось заседание по делу Долиной-Лурье. Покупательница присутствовала лично, а певица предпочла не являться в суд. Защита Лурье настаивала на выселении Долиной из квартиры, а также обращала внимание на некоторые признаки, указывающие на осознание Долиной последствий решения о продаже: так, в частности, стороны договорились о том, какая мебель останется в квартире. Кроме того, как выяснилось, цена была снижена до 112 миллионов рублей из-за необходимости провести в жилище ремонт.
Согласно позиции адвоката Долиной, певица верила указаниям преступников и считала, будто сделку аннулируют, как только мошенников поймают.
Верховный суд, взвесив все «за» и «против», встал на сторону Полины Лурье, признав за ней право собственности на квартиру, и отказал Долиной в удовлетворении иска о признании сделки недействительной.
«Изложенное исключало возможность удовлетворения исковых требований Долиной. (...) Признание сделки недействительной создает угрозу для стабильности гражданского оборота, способно подорвать доверие к сделке и повлиять на сложившуюся практику рыночного контактирования», – следует из определения Верховного суда.
Речь идет о так называемом «эффекте Долиной» – волне аналогичных дел, в которых покупатели остаются без жилья и заплаченных за недвижимость денег, а продавец, как правило, пенсионного возраста, объявляет об обмане со стороны мошенников.
Дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию, но суд разрешил Долиной жить в квартире до решения суда второй инстанции. Что касается Лурье, она заявила, что рассчитывает въехать в квартиру со своей семьей в ближайшее время.
Просмотров: 261