Прятать ракеты в контейнерах придумали ещё в СССР
Опасный груз
К началу 80-х годов США и СССР накопили такое количество ядерных зарядов, что сложившийся паритет стал выглядеть пугающе. Как подсчитали в Пентагоне, в случае атаки советские баллистические ракеты смогут вывести из строя американские стратегические силы, базирующиеся преимущественно в шахтных пусковых установках, чьё месторасположение, конечно же, не являлось секретом. При этом в случае аналогичного ракетного нападения со стороны США советский ракетно-ядерный щит остался бы хоть и повреждён, но не уничтожен. Как выяснило ЦРУ, Советская армия готовилась принять на вооружение две грозные новинки – подвижный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» и «поезд-призрак», несущий внутри обычных вагонов-рефрижераторов баллистические ракеты. Примечательно, что идея создания подобного «ядерного состава» сперва появилась у американцев – ещё в начале 60-х годов в рамках проекта «Большая звезда» был создан прототип поезда, несущего пять ракет «Минитмен». Однако – вот уж гримасы капитализма! – стоимость строительства такого поезда сочли слишком высокой и от затеи отказались.
Теперь же приходилось догонять. В 1983 году за дело взялась компания Martin Marietta. В итоге была представлена компактная и достаточно лёгкая межконтинентальная баллистическая ракета «Миджетмен», для которой корпорация «Боинг» разработала седельный колёсный тягач. На нём размещался контейнер с ракетой, который в нужный момент сгружался на землю, после чего производился пуск. Таким образом достигалась мобильность и скрытность.
Невидимая смерть
Естественно, что остаться в стороне СССР не мог. Летом 1983 года вышло постановление Совета министров, согласно которому Московскому институту теплотехники поручалось разработать ракету с характеристиками, как у «Миджетмена». Всего спустя год был готов эскизный проект. Новая ракета, получившая индекс 15Ж59, представляла собой инженерный шедевр. При трёх ступенях и твёрдотопливных двигателях она имела длину всего 11,2 метра, а диаметр корпуса – 1,36 метра. Несмотря на скромные размеры, ракета могла лететь на 11 тыс. километров, неся ядерный заряд мощностью до 300 килотонн.
Но главная особенность заключалась в другом. Предполагалось, что отследить местоположение комплекса, получившего название «Курьер», будет практически невозможно, поскольку оказаться он может хоть посреди пустыни, хоть в глубинах тайги. Для этого Минский завод колёсных тягачей разработал серию самоходных установок высокой проходимости. Сперва в декабре 1987 года был изготовлен опытный образец полноприводного четырёхосного шасси. Однако после сборки четырёх установок выяснилось, что ракета оказалась тяжелее, чем планировалось изначально, вместо 15 тонн вышло 17. В результате пришлось создавать новое пятиосное шасси, получившее индекс МАЗ-7929. Как писал автор книги «Секретные автомобили Советской армии» Евгений Кочнев, в 1989 году новые шасси поступили на волгоградский завод «Баррикады», где велась сборка ракет, а также на приёмочные испытания в расположенный в Бронницах 21 НИИ военной автомобильной техники. Однако во время испытаний минское творение получило негативные отзывы из-за недостаточной проходимости.
Тем не менее вряд ли это огорчило разработчиков «Курьера». Потому как ещё за несколько лет до этого кому-то в голову пришла идея. По МАЗ-7929 сразу видно, что он имеет отношение к армии, как и американский носитель для «Миджетмена». Какая же после этого может быть секретность? Но если контейнер с ракетой поставить на обычный седельный тягач, то никто ни о чём не догадается и перевозить его можно будет даже по обычным дорогам, не привлекая внимания. Длина стандартного 40-футового грузового контейнера составляет 12,1 метра – ракета в него легко поместится. А в нужный момент фура остановится, поднимется крыша контейнера, и ракета произведёт старт.
В качестве базы был выбран седельный тягач МАЗ-6422 с полуприцепом. Как писал автор публикаций о ракетной технике Кирилл Рябов, «тягач-призрак» прошёл успешные испытания на полигоне в Бронницах, после чего его перегнали в Белоруссию, где он долгое время ездил никем не замечаемый по дорогам общего пользования. Вскрылась лишь одна проблема – советская оборонка не выпускала системы связи и управления компактных размеров, чтобы их можно было смонтировать на обычном грузовике.
Впрочем, наверняка со временем решение было бы найдено – завершение работ над всеми элементами комплекса планировалось на середину 1992 года. Однако примерно за год до назначенного срока проект «Курьер» был закрыт. По одной версии, причиной стал заключённый между СССР и США договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Другую версию спустя много лет привёл экс-начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. «Опасность заключалась в том, что «Курьер» должен был маскироваться под перевозку крупногабаритных грузов по шоссе. Но по размышлении было решено, что это слишком опасно. Будет ли ядерная война или нет, это ещё неизвестно, а бед можно в мирное время нажить много».
Пост сдали – пост приняли
Снова о «Курьере» вспомнили в 2017 году. Тогда правительственная «Российская газета» со ссылкой на неназываемого эксперта написала, что возвращение комплекса в строй может стать ответом на выход США из РСМД. «Здесь весьма кстати пришлась бы МБР 15Ж59 «Курьер». Скромные габариты позволяют спрятать ракету в обычный грузовой контейнер и под видом автопоезда направить в любую точку страны», – недвусмысленно намекало издание. Впрочем, тут уместно было бы задать вопрос, сколько времени потребовалось бы для воссоздания советской ракеты. Вряд ли хоть одна из них сохранилась – ещё в 2011 году СМИ сообщили, что Федеральное космическое агентство разместило на портале госзакупок контракт на «ликвидацию твёрдотопливных ракетных двигателей и зарядов межконтинентальных баллистических ракет комплексов «Курьер» и «Скорость». Изготовление же новых образцов потребует времени и ресурсов, наличие которых выглядит спорно. Тем более что за три десятилетия появились другие новинки. Так, ещё в 2009 году российский военпром представил ракетную систему «Калибр-К» (экспортное обозначение Club-K). Она скрывается в стандартном грузовом контейнере и может перевозиться на корабле, железнодорожной платформе или автотягаче. Отмечалось, что система может применять все типы штатных ракет комплекса «Калибр», включая противокорабельные и крылатые большой дальности. А в 2021 году пресса сообщала о создании новой версии гиперзвуковой ракеты «Циркон», которая также будет размещаться в контейнере. Прогнозировалось, что на вооружение Российской армии она поступит в 2025 году. Однако ни о «Калибре К», ни о новом «Цирконе» на вооружении российской армии ничего не слышно.
Тем временем перспективную идею развивают американцы. В 2021 году корпорация Lockheed Martin представила ракетную систему MK70 PDS, размещённую в стандартном 40-футовом контейнере. Спустя два года в восточной части Тихого океана был произведён успешный испытательный пуск, а в декабре 2024 года командование Военно-морских сил США объявило о принятии MK70 PDS на вооружение.
Просмотров: 2887