Проверять чиновников на честность будет спецподразделение ФСБ
Нетрудовые трудности
На сей раз инициатором борьбы с мздоимством государственных служащих выступил глава Счётной палаты Сергей Степашин. Эксперты его ведомства подготовили так называемый «Второй антикоррупционный пакет», призванный узаконить механизм воздействия на нерадивых чиновников, практикующих поборы. В рамках этого пакета документов будет также разработан алгоритм тайного контроля доходов госслужащих, который позволит с точностью до рубля проверить соответствие зарплаты чиновника стоимости сделанных им крупных покупок.
Документы, над которыми уже несколько лет работают эксперты Счётной палаты, должны вступить в действие в 2010 году. В целом вся законодательная база проработана и может начать действовать хоть с завтрашнего дня. Дело за малым: подготовить контролирующие органы. А с этим пока возникают проблемы. Изначально планировалось, что будет создано три надзорных подразделения на базе трёх различных ведомств – Счётной палаты, Федеральной службы безопасности и Федеральной налоговой службы. Но, как стало известно корреспонденту «Нашей Версии», пока запустить новое подразделение готовы только в ФСБ, а налоговики и вовсе не планируют создавать требуемую структуру в этом году – на это якобы не были отпущены средства.
Что же за механизм предлагает Счётная палата и не затронет ли он гражданских прав проверяемых? Вот примерная схема его действия: В рамках созданных надзорных структур будут действовать соответствующие оперативно-розыскные группы, которые и уточнят, сколько тот или иной чиновник заработал, сколько потратил и соответствуют ли покупки задекларированным им доходам.
Представляя «Второй антикоррупционный пакет» депутатам Госдумы, Сергей Степашин особо подчеркнул, что, проводя проверки финансового состояния чиновников, необходимо всячески избегать «тотального доносительства»: «Один из вариантов проекта нового антикоррупционного законодательства предусматривал, что государственные служащие, если они видят и знают, что их коллега принимает подношения и живёт не по средствам, обязаны информировать об этом соответствующие структуры. Однако, по моим сведениям, требование к госслужащим информировать о всех ставших им известными фактах коррупции из проекта уже изъято. Будут информировать только добровольно». Правда, сохраняется требование к госслужащему в обязательном порядке оповещать проверяющих о «коррупционных проявлениях», которые затрагивают его самого.
И вот тут-то таится некое несоответствие: в ФСБ, например, не скрывают, что их сотрудники в обязательном порядке будут использовать информацию от коллег проверяемого, а уточнение, сделанное разработчиками «антикоррупционного пакета», к ним никакого отношения не имеет. Мол, работа с источниками – неотъемлемая часть оперативной деятельности. Вот вам и первая сложность.
Кроме того, работая над законодательством, эксперты Счётной палаты в известной степени опирались на западные антикоррупционные механизмы, а на Западе сообщить о нетрудовых доходах чиновника для коллег считается нормой. У нас же подобное мало того что не приветствуется, но и вполне может считаться недостойным. Есть и ещё одна причина для беспокойства: не слишком хорошо разработана система страховки для того, чтобы пристальный контроль не обернулся тотальным доносительством и не привёл бы к сведению личных счётов.
Скептически оценивают планы Счётной палаты и некоторые эксперты. Так, Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного центра, заявил корреспонденту «Нашей Версии»: «Сама по себе идея дополнительного контроля чиновников, наверное, неплохая, другое дело, насколько рьяно её возьмутся воплощать в жизнь. Карательные меры помогут лишь отчасти, проблемы они не решат».
Просмотров: 2388