Проигравшими от слияния Юбер и Диди окажутся обычные китайские пассажиры

Новый монотаксист

Наибольшую выгоду от решения создавшей одноименное мобильное приложение для поиска такси компании Юбер (Uber) продать свой бизнес китайской Диди (Didi Chuxing), его главному местному конкуренту, извлек, по-видимому, Didi Chuxing. Это позволило компании не только устранить своего главного конкурента, но и получить настоящую монополию на крупнейшем в мире рынке поездок по требованию. Единственный вопрос, на который пока нет ответа, заключается в том, позволит ли китайское правительство сохранить ей это доминирование.

Худшие в мире

Впрочем, особых поводов для беспокойства у Диди на этот счет нет. Сервисы заказа такси доставили правительству Китая целый ряд проблем, в том числе повлекли серьезные политические и социальные конфликты. Теперь к ним прибавится и отсутствие конкуренции в данном сегменте.

В больших городах Китая, где рынок перевозок контролировался монополией такси, появление онлайн-сервисов по заказу машин стало преобразующим. Взять хотя бы Пекин: в период с 1994 по 2011 годы население города увеличилось с 11 до 20 миллионов человек, но число лицензированных такси - лишь на 10%, до 66.000. Не удивительно, что из-за столь острой нехватки кадров водители такси в Пекине приобрели репутацию худших в мире. Сервисы, подобные Юбер, предлагают дешевое и легкое решение этой проблемы, которое в итоге способствует улучшению качества жизни.

Но за это улучшение пришлось заплатить. Число забастовок таксистов в Китае выросло с 62 в 2011 году до 263 в 2015 году в Шэньчжэне, где лицензированные таксисты утверждают, что после появления онлайн-сервисов их ежемесячные доходы упали в два раза. Забастовка, которая прошла в январе, довольно эффективно парализовала город. Тысячи водителей в десяти других городах вышли на забастовку в том же месяце. Еще хуже, что эти конфликты усугубляются классовым делением: большинство водителей, предлагающих свои услуги через онлайн-сервисы, являются владельцами автомобилей, тогда как водители такси должны арендовать их.

Все это поставило власти в деликатное положение. Как и в других странах, компании такси в Китае, как правило, являются защищенными монополиями и часто принадлежат правительству или местным властям. В большинстве случаев они зарабатывают деньги на взимании арендной платы с водителей. Диди и Юбер разрушили эту комфортабельную схему субсидирования платы за проезд, вовлекая водителей и клиентов в жестокую войну за долю рынка.

Ниже себестоимости

Некоторые местные органы власти расправляются с новичками, провоцируя беспорядки. Но для центрального правительства предпочтительный подход заключается в устранении конкуренции. Это позволило бы ограничить войны из-за субсидий, успокоить разгневанных водителей такси и, что критически важно, увеличить свое влияние на оставшихся игроков.

В прошлом году регуляторы разрешили Didi слиться со своим крупнейшим внутренним конкурентом - Kuaidi, несмотря на опасения по поводу того, что эта сделка негативно скажется на потребителях. На прошлой были представлены новые правила, которые запрещают онлайн-сервисам устанавливать цены ниже себестоимости, чтобы вытеснить конкурентов или захватить рынок. Это означает, что в настоящее время местные органы власти могут договориться о ценах и других проблемы с Didi.

Это, безусловно, победа не только для Диди, но и для Юбер, чьи инвесторы сохранят 20-процентную долю в своем бывшем конкуренте. Кроме того, похоже, это стало на руку и Пекину, который очень хочет, чтобы преимущества от онлайн-сервисов ощущались в стране в полном объеме. Проигравшими окажутся потребители, для которых, вероятно, монополизация обернется ростом тарифов и ухудшением качества обслуживания.

Алексей Свщёв

01.09.2016 14:00

Просмотров: 3148