Проблемы сельского хозяйства Карелии дошли до Москвы

Молочные реки Артура Парфенчикова

Министерство сельского хозяйства Карелии обвинили в разрушении сельского хозяйства региона. Причём эта шокирующая характеристика прозвучала не со страниц жёлтой прессы, а на официальном заседании профильной комиссии ФАС в Москве, где рассматривалась жалоба руководителей нескольких карельских сельхозпредприятий на действия администрации губернатора Артура Парфенчикова. По её итогам звучали заявления, что в регионе происходит настоящее удушение сельского хозяйства.

Кризис в аграрном секторе Карелии начался ещё в 2019 году, примерно после того, как министерство сельского хозяйства республики пересмотрело принципы субсидирования местных хозяйств, производящих молоко. Тогда чиновники решили перенаправить финансовые потоки в пользу четырёх государственных совхозов, фактически лишив денежной поддержки средние и крупные частные хозяйства. При этом, после того как частников исключили из программ поддержки, сумма бюджетных средств на поддержку животноводов была увеличена в 5 раз.

Своим – всё

Сами власти объяснили это тем, что госпредприятия-де выполняют важную социальную функцию, а поэтому их надо поддерживать в первую очередь. Однако критики этого решения недоумевали: как минимум два из четырёх совхозов, получивших серьёзные вливания (порядка 40 млн за несколько месяцев), фактически находятся на грани банкротства, так что бюджетные деньги лишь продляли их агонию, одновременно лишая поддержки успешные, пусть и частные, предприятия. В результате одна из сотрудниц ФАС даже заявила министру сельского хозяйства Карелии Владимиру Лабинову примерно следующее: «ваше ведомство разрушает сельское хозяйство республики». Тот обиделся и заявил, что она не права – мол, налоговые поступления сельхозпредприятий в сравнении с 2017 годом выросли в 2 раза. Стало быть, ведомство всё делает правильно. То, что этот рост связан с резким приростом финансирования госпредприятий, в рамках которого деньги просто перекладывают из одного бюджетного кармана в соседний, министр уточнять не стал.

Однако, несмотря на всю критику, Лабинов продолжил гнуть свою линию. Как пишет издание «Петрозаводск говорит», в марте 2022 года минсельхоз Карелии и вовсе пошёл на беспрецедентный шаг в распределении субсидии на производство молока. Тогда государственные совхозы «Ильинский» и «Мегрега» получили в общей сложности 39,4 млн рублей. Над двумя же другими победителями конкурса из числа частных предприятий будто нарочно поиздевались с особой изощрённостью. Так, ООО «Янишполе» получило 306,9 тыс. рублей, а ООО «Агрокомплекс имени В.М. Зайцева» вообще не досталось ни копейки. Подобную схему распределения объяснили просто – дескать, «лимитов не осталось». То есть конкурс на государственные деньги в представлении карельских властей, видимо, выглядит как некая живая очередь – кто первый успел к кассе, тот и получил все деньги. Сроки подачи заявок, правила оформления документов, выполнение условий конкурса? Нет, не слышали. «Если в магазин привезли сто мешков сахара, и двухсотому посетителю сахара не досталось, винить в этом магазин? Надо винить того, кто долго спит», – объяснил эту ситуацию Лабинов, который, видимо, путает государственное ведомство с обычной торговой лавкой.

«В 2018 году в республике в сфере молочного животноводства работало не менее 15 хозяйств, доля которых в валовом надое молока составляла около 91%. После изменения в 2019 году правил предоставления субсидий начались необратимые процессы. В 2021 году в республике осталось восемь сельхозпредприятий, имеющих право на получение государственных субсидий. Другими словами, буквально за три года почти вдвое сократилось количество хозяйств, производящих сырьё для молококомбинатов», – констатировали в ФАС.

Кстати, с бюджетными деньгами в ведомстве вообще обращаются достаточно вольно. К примеру, в 2020 году республика получила из федерального бюджета 500 млн рублей на строительство высокотехнологичной «роботизированной молочной фермы». Как напоминает тот же ресурс «Петрозаводск говорит», проект до сих пор не реализован, нет даже прошедшей госэкспертизу документации. Зато полмиллиарда рублей, выделенных АО «Совхоз «Ведлозерский» на модернизацию, был внесён в уставной капитал предприятия. Прямым нарушением закона это не является. Другое дело, что «в случае банкротства совхоза «Ведлозерский» уставной капитал общества служит гарантией того, что предприятие расплатится по своим обязательствам. Иными словами, существует потенциальная опасность, что средства, выделенные на роботизированную ферму, могут быть потрачены на покрытие долгов».

Ответный ход

Впрочем, злые языки намекают, будто бы, лишая частников господдержки и всячески накачивая деньгами государственные совхозы, соратник Артура Парфенчикова не только вышибает с рынка неподконтрольные чиновникам предприятия, но и решает определённые политические задачи. Дело в том, что один из главных оппонентов нынешнего главы Карелии Артура Парфенчикова – известный карельский бизнесмен Василий Попов, многолетний глава и кошелёк регионального отделения партии «Яблоко». Кроме того, Попов создал и контролирует популярный медиахолдинг «Губерния», где постоянно появляются критические материалы в адрес губернатора. Взлёт политической карьеры Василия Попова пришёлся на 2013 год, когда мэром столицы Карелии Петрозаводска при поддержке «Яблока» была избрана Галина Ширшина. При этом всерьёз ходили разговоры, что в будущем Ширшина сможет даже баллотироваться на пост главы республики. Однако не прошло и пары лет, как власти показательно разгромили победившую оппозицию. Сам Попов после возбуждения на него целой серии уголовных дел был вынужден уехать из страны, его ближайшие соратники по итогам судов, подтвердивших хозяйственные нарушения, получили различные сроки или гигантские штрафы, а Галину Ширшину фактически принудили уйти в отставку. С поста мэра Петрозаводска она перешла на должность директора Олонецкого молочного комбината (ОМК) – головного предприятия всей бизнес-империи Попова. Понятно, что эффективность работы ОМК прямо зависит от позиции поставщиков сырья, среди которых особую роль играют те самые государственные животноводческие предприятия. Получение ими преимущества на рынке позволяет региональным властям диктовать свои условия бизнес-оппозиции. Осенью 2021 года этот рычаг правительство впервые применило: отгрузки сырья на Олонецкий молочный комбинат были уменьшены, а молоко пошло в Вологодскую область. В результате предприятие залихорадило настолько, что возникла угроза массовых сокращений. И хотя это решение называлось чисто экономическим (мол, продавать сырьё стали туда и тем, кто больше платит), на экстренной встрече руководителей комбината с региональными властями прозвучали и политические акценты – глава Карелии Артур Парфенчиков лично порекомендовал менеджменту «все проблемы решать не через медиахолдинг», тем самым обозначив истинную природу бизнес-комбинации карельских властей.

Своей картошки не надо?

Впрочем, если с политическим влиянием у карельских властей получается неплохо, то их профессионализм в сфере сельского хозяйства вызывает вопросы. К примеру, всё тот же Владимир Лабинов, рассуждая на тему стоимости выращивания картофеля на полях республики, заявил, что, по его мнению, выращивать овощи в Карелии невыгодно, дорого и вообще не стоит. Дескать, привозная картошка в «Магните» всегда будет дешевле…

– Впечатление, что этот узконаправленный специалист-орденоносец никогда не интересовался состоянием и структурой сельского хозяйства Карелии в советские годы. Уж чем-чем, а капустой, картошкой и морковкой наши совхозы население региона всегда обеспечивали. Уникальный климат Заонежья позволял совхозам-миллионерам безбедно существовать десятки лет. А ещё есть опыт Финляндии. Там сельхозпроизводство – одна из основных отраслей экономики. Всеми видами овощей, многими фруктами, кустовыми ягодами страна Suomi в таких же климатических условиях полностью себя обеспечивает и много что экспортирует, – прокомментировал эту инициативу в своём ТГ-канале экономист, экс-вице-премьер правительства Карелии Александр Чаженгин, то ли в шутку, то ли всерьёз задавший вопрос: может, министр вообще засланный казачок, призванный покончить с сельским хозяйством региона? Впрочем, ответ на этот вопрос, похоже, очевиден. Чего ещё можно ждать, если чиновники, судя по всему, больше озабочены безопасностью своих кресел, чем успешной работой экономики.

Сергей Шалицын

24.05.2022 15:00

Просмотров: 8507